Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени. А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры. Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.
Цели и задачи настольно-печатных игр
Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.
К таким играм относятся:
- мозаики;
- дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
- складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
- пазлы;
- лото;
- домино;
- шашки и др.
Настольно-печатные игры - важная часть предметно-развивающей среды в детском саду
Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:
- закрепление или отработка полученных знаний;
- развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
- тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
- воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.
Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:
- закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
- учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
- выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
- вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе - начинаются выяснения отношений и ссоры);
- формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
- методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
- поощрять самостоятельность малышей.
Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.
Наглядный материал
Визуализация - это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов - цельное изображение в роли подсказки.
С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:
- сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
- пазлы (в том числе и объёмные);
- наборы лото и домино;
- кубики;
- мозаики;
- «бродилки» с фишками и игральным кубиком.
Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект
Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.
Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой - тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.
Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.
Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла
Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста
Возраст/группа | Особенности развития | Игры | Примеры | Время | Примечания |
2–2,5 (первая младшая) | Игры должны быть с сюжетными картинками |
|
|
До 5 минут | Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной |
3–4 (вторая младшая) | Интерес к играм в парах |
|
|
7 минут | Работа направлена на развитие речи |
4–5 лет (средняя) | Работа в микрогруппах (3–4 человека) |
|
|
7–8 минут | |
5–6 лет (старшая) | Осознанное участие в командных играх |
|
|
10 минут | Совмещение физической активности взрослого и ребёнка |
6–7 лет (подготовительная) | Нетерпимость по отношению к помощи взрослого |
|
|
10–12 минут | Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий |
Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость
Картотека настольно-печатных игр в детском саду
Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.
Первая младшая группа
Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.
Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей
Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.
«Кто спрятался в кубиках?»
- познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;
развивать навык складывания элементов в единый сюжет; - повышать познавательную мотивацию.
Инструкция:
- «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
- «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
- Вместе с детьми называем получившееся животное.
Мозаика, геометрические фигуры
- закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
- помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
- развивать внимание, память;
- воспитывать настойчивость в работе.
Инструкция:
- Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
- «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».
В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом
Вторая младшая группа
Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.
Домино «Животные»
- закрепить знания детей о домашних или диких животных;
- научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
- развивать внимание, речь;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Инструкция:
- Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
- Воспитатель кладёт первую кость.
- Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.
На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.
Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах
«Третий лишний» (тема «Посуда»)
- научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать терпение.
Инструкция:
- Дети получают по 3 картинки.
- «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
- «Какой элемент и почему лишний?»
Средняя группа
В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.
«Какое время года?»
- закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
- развивать речь, логическое мышление.
Инструкция:
- Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
- «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
- Кто угадал, называет время года.
- Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.
Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка
«Парные картинки»
- тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
- воспитывать умение выполнять правила игры.
Инструкция:
- Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
- Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.
В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков
Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.
Старшая группа
Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.
«Цифры»
- обучить порядковому счёту от 1 до 10;
- научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
- тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.
Инструкция:
- Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
- Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.
Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание
Подготовительная группа
«Что нужно врачу?»
- обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
- развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.
Инструкция:
- На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
- Дети собирают целые эпизоды.
- Объясняют предназначение полученных изображений.
«Когда это бывает?»
- закрепить представления детей о временах суток;
- воспитывать терпение и внимание.
Инструкция:
- Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
- Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).
Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток
Временной план игры
Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:
- Введение - 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
- Собственно игра - 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
- Подведение итогов - 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.
Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого
Пример хронометража игры «Где это можно купить?»
При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.
- Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
- Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
- Подведение итогов (3 минуты).
Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире
Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»
Автор | Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи |
Название | Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото» |
Возраст детей, группа | 3–4 года, младшая |
Описание игры «Что за форма» | <…Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; развивать умение находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит воспитатель. Ход игры:
|
Описание игры «Лото» | <…Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания об овощах, фруктах и цветах. Ход игры:
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…> |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html |
Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит.
Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.
Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками», должен поощрять их фантазию.
Пример:
«В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на (…) этаж. Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире (…) окна и т.д.
«Сложи картинку»
Материал : 8 разрезных цветных картинок с видами города Армавира.
Правила : найти по цвету, сложить и назвать один из видов города.
«Кубики»
Материал: 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом города.
Правила: сложить один из видов города.
«Волшебный город»
Цель: закрепить сформировавшиеся знания и представления об архитектуре города.
Задачи: узнавать разные виды архитектуры города (мосты, памятники, колонны, решетки, дворцы, соборы, музеи) при помощи загадок. Подводить к пониманию особенностей архитектуры (прочности, красоты, пользы.)
Средний дошкольный возраст
«Лото»
Правила игры: На два поля дети выкладывают карточки, после берут рабочую карту и соотносят достопримечательность с цветом.
«Составь картинку»
Цель: 1.совершенствовать знания детей о архитектурных зданиях города.
2. Учить детей составлять изображение здания из частей.
I Составить картинку из частей (без образца) дать название архитектуры
II Составить картинку по образцу
III Составить картинку по образцу накладывая на изображение.
«Морской бой»
Материал: два игровых поля и разрезные картинки с нумерацией.
Правила: Играет от 2 и более детей; заполняются поля карточками рубашкой вверх, после заполнения игроки меняются полями и начинается бой, кто первый отгадает загаданное изображение тот и победитель.
Средний дошкольный возраст
8. « Кто как двигается» Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)
Материал: б ольшие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
Описание. Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники), затем достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
9.«Кто живет в нашем крае» Цель: Закреплять умение систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал: б ольшие карты с изображением разных сред обитания животных, с изображением животных.
Описание.
Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля), затем достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, которые встречаются в Краснодарском крае, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
Средний дошкольный возраст
10.«Почтальон принес
посылку»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Материал: фрукты, овощи коробка.
Описание. В оспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
Настольно - печатные игры
в развитии детей дошкольного возраста
Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В.А. Сухомлинского «Игра – это та искра, которая достигает огонек пытливости и любознательности детей». Поэтому настольные игры, естественно, развивают интеллектуальные и познавательные способности детей, положительные эмоции ребенка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры развиваются все стороны личности ребенка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям в дальнейшем при обучении в школе.
Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умение ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.
Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей. Содержание настольных игр очень разнообразно. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются разнообразные настольно - печатные игры:
Игры на выделение части и целого;
Игры на развитие логического мышления, на классификацию, на сериацию;
Игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве;
Игры, способствующие усвоению знаков и символов.
Вкладыши, пазлы, кубики, пирамидки, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Большой выбор настольно – печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счет, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов,
лексико – грамматических представлений, связной речи детей.
Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.
Главное и очень важное, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии и выделить необходимое на данный момент вашему ребенку, соответственно возрасту.
Игры, направленные на ориентировку в пространстве:
Игра «Бродилки». В этих играх предполагается использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. В этих играх формируется умение ориентироваться в пространстве, формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействия друг с другом. Главное в этих играх – решение поставленной задачи, соблюдение правил. В таких играх может принимать участие вся семья.
Игры на выделение части и целого:
Игра в «Пазлы». Эти игры развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость, терпение и многие другие психические процессы. Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи, сценки из мультфильмов и т.д.
Другим, более сюжетными, но очень полезными играми на соотношение части и целого являются игры – головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо». Каждая из этих игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. К этой же серии игр можно отнести игры Воскобовича «Соты», «Волшебный круг», игры Никитина «Кубики для всех», «Сложи узор», палочки Кюизенера.
Игры на классификацию.
Дети в старшем дошкольном возрасте рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства, такие, как цвет, форму, величину, пространственное расположение. Этому способствуют такие игры: «На что похоже?», «Краски», «Что из чего?», «Четвертый лишний».
Игры, способствующие усвоению знаков и символов.
Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, и т.д. Разнообразные игры: «Азбуки», числовое и цифровое «Домино», «Арифметика».
Игры на развитие логического мышления.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности.
Игры:
«3 из 9», «Ассоциации», «Логические цепочки», «Логические квадраты», «Лабиринт».
Таким образом, увлекательные настольно – печатные игры создают у дошкольников интерес к решению интеллектуальных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Играя, ребенок активно стремится что – то узнать, ищет, проявляет усилие и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.
Несколько советов родителям
O Ребенок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может;
O Время игры зависит от темперамента ребенка, его характера, от интереса к содержанию игры;
O Необходимо соблюдать смену видов деятельности ребенка (двигательный режим);
O Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принес игру;
O Не следует спешить помочь ребенку, а дать возможность попытаться ребенку самому решить игровую задачу;
O Взрослым необходимо самим ознакомиться с правилами игры, определить цель и ход игры, чтобы в доступной форме, по возможности более кратко донести полученные сведения до ребенка;
O Часто взрослые уступают ребенку, давая возможность выиграть. Не совсем честно соблюдая правила. Ребенок, которому взрослые всегда уступали и позволяли выигрывать, окажется неподготовленными к возможному проигрышу, может болезненно воспринять свое поражение и отказаться от дальнейшего участия в современных играх. Поэтому следует вначале продемонстрировать спокойное принятие проигрыша как возможного исхода игры – важно не победить любой ценой, а получить удовольствие, радость от участие в совместной игре, затем позволить проиграть ребенку, проследив его реакцию и поддержав в нем уверенность, что в следующий раз он сможет выиграть;
O Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами.
Подготовила воспитатель логопедической группы: Пискунова Н.В.