Воспитание приемных детей является нелегким трудом, требующим больших эмоциональных и физических вложений. Наличие специфических особенностей у детей-сирот, отсутствие готовых воспитательных решений, тотальная занятость, несоответствие ожиданий реальности – это лишь некоторые факторы, которые создают высокое эмоциональное напряжение у приемных родителей, заставляют их порой трудиться из «последних сил» и прилагать большие усилия для поддержания комфортных отношений с приемными детьми. Такие особенности приемного родительства обычно не проходят бесследно и могут оборачиваться развитием синдрома эмоционального выгорания, который не только истощает силы и ресурсы родителя, но и ставит под удар гармоничность отношений с приемным ребенком и даже будущее замещающей семьи.

Изучение проблемы эмоционального выгорания у приемных родителей является актуальной задачей современности, так как сегодня многие люди решаются принять детей-сирот на воспитание в свою семью, при этом до конца не осознавая, насколько это сложный труд. В некоторых случаях приемные родители могут столкнуться с синдромом эмоционального выгорания. Данное состояние сопряжено с нарастанием негативных черт в поведении человека, что ведет к ухудшению межличностных отношений, снижению удовлетворенности, появлению внутренней пустоты, неуверенности в себе, увеличению количества ситуаций неуспеха . Ухудшение состояния одного из членов семьи (например, родителя) ведет по законам системности к изменению общего психологического климата в отрицательную сторону, повышению уровня недовольства приемными детьми, учащению ссор с ними, снижению удовлетворенности от воспитательной деятельности и разочарованию в идее замещающей семьи в целом. Таким образом, появление синдрома эмоционального выгорания у одного или обоих приемных родителей ставит под угрозу не только качество взаимоотношений с приемными детьми, но и будущее самих этих отношений, как и будущее замещающей семьи.

Итак, синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, умственной и физической энергии, проявляющийся в симптомах истощения, утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы .

Специалисты выделяют четыре основных фактора, играющих существенную роль в возникновении синдрома эмоционального выгорания: 1) личностный (возраст, семейное положение, стаж работы); 2) ролевой (несогласованность усилий, конкуренция); 3) организационный (нечеткая организация труда, отсутствие планирования, недостаточность средств); 4) социальный (работа с психологически трудным контингентом) .

Вместе с тем, главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое («душевное») переутомление. Когда требования длительное время преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию .

К основным симптомам эмоционального выгорания, которые наиболее существенно влияют на процесс воспитания детей, можно отнести следующие: усталость, скука, апатия, снижение интереса к профессиональной деятельности, утрата положительного восприятия людей, с которыми приходиться часто взаимодействовать, рост безразличия, изменчивость настроения, страхи, подавленность, раздражительность, нарушение внимания, появление чувства беспомощности, неудовлетворенность жизнью и отношениями, проблемы со сном, снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний. .

Приемное родительство является профессиональным трудом, т.к. согласно Семейному Кодексу Российской Федерации (статья 153) воспитание детей-сирот в приемной семье осуществляется по договору, в соответствии с которым приемные родители не только выполняют обязанности опекунов, но и получают вознаграждение за свою деятельность . Однако эта работа длится круглосуточно и еженедельно, без перерывов и выходных, требует больших эмоциональных вложений, ведь направлена она на воспитание и развитие детей- сирот. Такие дети, как правило, имеют за плечами тяжелый социально-психологический опыт, который меняет не только их эмоциональное реагирование и поведение, но и мировосприятие, отзывчивость на взаимодействие с другими людьми .

Наше исследование было проведено на базе Службы сопровождения замещающих семей ГБОУ РА для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». В исследовании приняли участие 30 приемных родителей (20 приемных матерей и 10 приемных отцов) в возрасте от 28 до 54 лет. Все родители проживают на территории Республики Адыгея и воспитывают приемных детей более пяти лет. Родителям было предложено ответить на вопросы авторского полуструктурированного интервью с целью изучения представлений о синдроме эмоционального выгорания и выявления его признаков у них.

Анализ результатов исследования показал следующее. 73% приемных родителей не имеют представлений о том, что такое синдром эмоционального выгорания и каким образом он проявляется. 17% воспитателей слышали о таком состоянии, но полагают, что оно не имеет никакого отношения к воспитанию приемных детей. 10% приемных родителей знают, что воспитательная деятельность сопряжена с различными сложностями, которые могут в итоге вызвать синдром эмоционального выгорания.

Приемные родители отметили, что на третьем году воспитательной деятельности они стали замечать у себя некоторые проявления, которые могут быть классифицированы как признаки развивающегося синдрома эмоционального выгорания, а именно: повышенная раздражительность, бессонница, головные боли, рассеянность внимания, физическая и моральная усталость, нежелание выходить лишний раз из дома, избегание дополнительных контактов с другими людьми, «зацикленность» на теме воспитания приемных детей, неумение расслабиться, ощущение всегда «забитой» мыслями головы и др.

По мнению приемных родителей, к развитию синдрома эмоционального выгорания могут приводить следующие факторы: 1) несоответствие ожиданий реальности воспитательных будней; 2) недооценка трудностей или преувеличение родителями собственных возможностей; 3) ответственность перед контролирующими структурами (органы опеки, служба сопровождения); 4) стремление выглядеть «примерными» родителями; 5) материальные сложности (недостаточные размеры дома/ квартиры, временные затраты, нехватка материальных средств и др.); 6) несогласие одного из супругов на прием ребенка в семью; 7) постоянная однообразная деятельность; 8) занятость «24 часа», отсутствие выходных и отпуска; 9) ущемление собственных потребностей; 10) «трудновоспитуемость» приемных детей, сложности в построении взаимодействия с ними.

Из мероприятий, которые могли бы помочь справиться с нарастающей воспитательной усталостью, приемные родители предложили образовательные семинары и лекции, психологический тренинг, участие в клубе замещающих семей, групповое консультирование по проблеме выгорания, группу поддержки и др. При этом многие из них (67%) отметили, что с трудом могут найти время для участия в этих мероприятиях. 80% воспитателей указали, что дома не уделяют себе должного внимания по причине высокой занятости. Кроме того, приемные родители называли такие способы профилактики синдрома выгорания, как посещение различных мероприятий, выезды на природу, общение с другими приемными родителями, ведение дневника, занятия спортом, налаживание взаимоотношений с супругом (супругой), обучение, личностное развитие и др.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что воспитание приемных детей является очень непростой деятельностью, требующей больших эмоциональных и физических вложений, что нередко приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания. К сожалению, большинство приемных родителей не имеет знаний об этом состоянии, его основных причинах, что на практике лишь осложняет внутрисемейную ситуацию, вызывает рост напряжения и заставляет прилагать еще больше усилий по стабилизации обстановки. Иными словами, специалисты служб сопровождения замещающих семей, органов опеки должны проводить просветительскую работу с приемными родителями по вопросам профилактики эмоционального выгорания, данная тема может быть включена в программу подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание детей-сирот в свою семью.

Список литературы

1. Белова Л.А. Чтобы не превратиться в пепел: синдром выгорания у замещающих родителей и его профилактика: методическое пособие. Майкоп: издатель А. А. Григоренко, 2011. 56 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008. 358 с.

3. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 414 с.

4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ [Электронный ресурс] // Федеральные законы и кодексы Российской Федерации: полный текст документов. URL: http://www.consultant.ru/popular/family/20_26.html (дата обращения: 16.01.2015).

5. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Словарь-справочник. URL: http://psyfactor.org/personal/personal17-02.htm

6. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Энциклопедия заболеваний. URL: http://vlanamed.com/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya/ (дата обращения: 28.12.2014).

7. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 628 с.

Взять в семью приёмного ребёнка – решение непростое и очень ответственное: важно трезво рассчитать свои силы. Ненормальное поведение воспитанников интернатов обусловлено их травмированностью. В связи с этим приёмные родители подвержены психоэмоциональным перегрузкам и возникновению эмоционального выгорания: им кажется, что ребёнок не ценит их труд, что он – неблагодарный, усилия не приносят результата, как следствие – взрослые становятся более раздражительными, а потом у них нет сил и желания двигаться дальше.

К симптомам относят:

    Чувство бессилия, опустошённости и беспомощности

    Чёрствость, равнодушие, отсутствие эмпатии, бессердечность

    Потеря смысла деятельности и желания прилагать усилия для решения проблемы

Фактически каждый приёмный родитель сталкивался с ощущением беспомощности. Ожидания, что исполнит мечту ребёнка поскорее попасть в семью, что моментально отогреет его, становятся самым большим заблуждением. Приёмные дети не верят и не доверяют людям, поэтому будут всячески , а главное – они не будут разрешать себе привязываться к новым родителям, стараясь обезопасить себя от нового предательства.

Все семьи с приёмными детьми переживают несколько , одна из которых кризисная. Ребёнка как будто подменяют, его поведение резко ухудшается. Именно на этой стадии у родителей как реакция на девиантное поведение ребёнка начинают опускаться руки – «нам достался «не тот» ребёнок», «мы плохие родители». На самом же деле, эта стадия является положительным сигналом в прохождении адаптации, это означает, что ребёнок расслабился, поверил новым родителям и понял, что его уже не прогонят, а поэтому позволил себе проявлять некоторые негативные стороны своего характера.

Как избежать эмоционального выгорания?

    Ребёнок не обязан . Приёмные дети будут сопротивляться заботе, защищая себя таким образом от страха снова столкнуться с потерей или предательством. Необходимо уважительно относиться ко всем поведенческим особенностям таких детей, не ожидать от них каких-то конкретных действий или идеальных черт характера. Важно помнить, что адаптация ребёнку даётся ещё сложнее, чем взрослому.

    Не посвящать всей жизни ребёнку. В жизни каждого человека существуют роли: дочери, жены, коллеги и т.д.- роль родителя не должна быть единственной! При чередовании ролей уменьшается вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания. Положительно влияет на формирование отношений наличие у приёмных родителей увлечений и хобби. Важно иметь время «на себя» - маме сходить на маникюр или выставку рукоделия, папе – покопаться в гараже или сходить на футбол. Если родители не потеряют своё «я», то эмоциональное выгорание не наступит.

    Не брать на себя слишком много ответственности. Высокий уровень притязаний тянет за собой постоянное чувство вины за то, что не хватает сил на что-то. Способности человеческого организма, к сожалению, не безграничны, поэтому важно отнестись реалистично к собственным возможностям.

И самое важное правило для приёмных родителей: не бояться . Каждый родитель столкнётся с непредвиденными сложностями, и нет ничего страшного в посещении профессиональных психологов, работающих с приёмными семьями. Эти специалисты знают особенности таких семей, понимают специфику, умеют видеть сигналы прохождения новых этапов адаптации или симптомы эмоционального выгорания, поэтому они обязательно помогут тем, кто обратится к ним за помощью.

Екатерина Сафонова

У нас в городе завершается цикл интереснейших семинаров-тренингов психолога Л.В. Петрановской, организованный троицким Содружеством приёмных семей «Твердь» при поддержке Отдела опеки... для усыновителей, опекунов и приёмных родителей. Каждая тема - кладезь новых знаний!!! Огромное спасибо Людмиле за то, что она к нам ездит и просвещает нас, а также Тане- ejevika_t и ее мужу Юрию за то, что организуют для нас эти встречи.
По результатам одного из семинаров и по материалам книги «Как ты себя ведёшь? 10 шагов по изменению трудного поведения» подготовила публикацию в "ГР" № 4, 2011 для своего газетного проекта "Солнечный зайчик" (давненько кстати ничего не писала по проекту, поднадоел он мне, если честно, но в свете новых семейных "проектов" думаю он воспрянет;)).

БЕРЕГИ СЕБЯ, МАМА!

Люди, которые по семейным обстоятельствам или по долгу службы, на протяжении длительного времени постоянно соприкасаются с человеческой болью, знают, что такое эмоциональное выгорание. Это когда регулярно приходится отдавать много душевных сил другим людям, конца-края их проблем не видно, а собственный «резервуар» любви и тепла пополнить неоткуда. Часто эта беда не обходит и приёмных родителей.

Что за недуг?
Эмоциональное выгорание, или по-другому нервное истощение, - профессиональное «заболевание» медицинских и социальных работников, священнослужителей и психологов, сотрудников Отделов опеки и попечительства и детских домов, волонтёров самых различных направлений благотворительности. Люди идут в эти профессии по зову сердца, чувствуя в себе потребность помогать людям, дарить им тепло и заботу, обладая в определённый период жизни повышенным запасом душевных сил. Однако чем больше человек отдаёт, тем больше становится запросов. Мир не совершенен. Открыв дверь в царство боли и несчастья, человек видит, насколько оно огромно и многолико. В какой-то момент становится очевидно, что сделать ещё нужно так много, а сил и душевного тепла с каждым днём остаётся всё меньше! Если в такие моменты не дать себе передышки, не пополнить запас своих душевных сил, здоровье и психическое состояние человека окажется под угрозой.
Усыновители, опекуны и приёмные родители подвержены этому недугу не меньше. Ими движут те же добрые побуждения: обогреть сироту, утешить, подарить ему любовь и ласку. А ведь приёмный ребёнок всегда травмирован: он так долго не получал должной заботы и внимания, столько бед пережил за свою маленькую жизнь, что, попадая, наконец, в благоприятные условия, стремится как можно быстрее наверстать упущенное. Вырвавшийся из учреждения ребёнок ещё долго и часто болеет, он полон разнообразных страхов и какое-то время не верит, что все его беды позади, и по многу раз «проверяет» новых родителей, не вернут ли они его обратно… Процесс его реабилитации растягивается на многие месяцы, а то и годы. В таких экстремальных условиях годами копившийся в приёмных родителях запас любви вычерпывается за несколько месяцев, прозвенев монеткой в пустом колодце души несчастного ребёнка. Ему нужно ещё и ещё, ему нужно так много, а родители уже выдали всё, что запасли. Где взять ещё любви? Сам ребёнок ответить на чувства пока не в состоянии, у него их просто ещё не накопилось. Если в семье нет биологических детей, которые своей любовью могут поддержать душевные силы родителей, и нет рядом значимых близких, всегда готовых прийти на помощь, мамам и папам приходится по-настоящему несладко. Причём, мамы на порядок чаще страдают от эмоционального выгорания, чем папы, в силу более тонкой душевной организации, большей чувствительности и зависимости от эмоциональной сферы, а также потому, что именно на их плечи ложатся основные заботы о детях и решение их проблем.

Когда бить тревогу?
Процесс эмоционального выгорания проходит в несколько стадий.
На первой стадии приёмные родители мобилизованы, собранны, готовы отдать всё. Они могут плохо есть и мало спать, и не страдать от этого, к ним не прилипают инфекции, они чувствуют, что способны свернуть горы. Именно в таком состоянии родители пребывают в момент принятия ребёнка в семью и в первые недели, месяцы совместной жизни. Они готовы посвятить себя ему полностью, выложиться, пожертвовать всем.
Рано или поздно силы кончаются. Подступает усталость, организм и психика настоятельно требуют отдыха. Но как бы не так! Отдыхать не время, нужно так много сделать. Собрав волю в кулак, стиснув зубы, родители через силу продолжает и дальше отдавать, соскребая уже крохи любви по сусекам души и не заботясь о пополнении своего «резервуара». Это вторая стадия выгорания. У находящихся на ней людей особенное «стоическое» выражение на лице, усталый голос и словно бы тяжесть во всем теле. Постоянное напряжение не отпускает. Все мысли - о делах, проблемах. Конфликты надолго выбивают из колеи, замечания воспринимаются крайне болезненно.
Если человек по-прежнему ничего не предпринимает, чтобы восстановиться, наступает третья стадия. Запредельная усталость. Раздражительность. Плаксивость. Полное безразличие, перемежающееся истериками, вспышками гнева. Ребёнок уже «просто бесит», кажется, что в нём нет ничего хорошего, «он просто нами пользуется». Именно на этой стадии зачастую находятся родители, которые от отчаяния стали прибегать к жёстким наказаниям. В результате появляется чувство вины, ещё больше усиливается стресс. На этой же стадии возникает мысль о возврате ребёнка в детский дом. Хочется «сбежать от всего на край света», «всё бросить», а иногда и «сдохнуть». Больше ничего не радует, всё теряет смысл. Наступает полное эмоциональное истощение.
Казалось бы, дальше некуда. Но находятся герои, которые, по-прежнему, не жалея себя, движутся дальше - к четвёртой стадии выгорания. Им больше нечего дать детям, людям вообще, и они начинают имитировать заботу и внимание. Приходит равнодушие, цинизм, душевная чёрствость. Забота сменяется контролем, сочувствие - всезнанием и самодовольной уверенностью, что «все видны насквозь». Окружающие воспринимаются враждебно, все кажутся тупыми, злобными, мелкими, недостойными уважения и хорошего отношения. В общем, до этой стадии себя нельзя доводить ни в коем случае.
Стадии не обязательно следуют одна за другой. Иногда человек даже в течение дня может проходить все состояния и возвращаться обратно. На второй стадии бывали практически все, и на третьей - многие. Само по себе это не так страшно, если вовремя остановиться и осознать, что происходит.

Как восстанавливаться?
Если вы заметили у себя признаки выгорания, срочно принимайте меры.

Обязательно выделяйте время для себя. Не по остаточному принципу, «когда получится», а совершенно обязательно. Если вы твёрдо будете знать, что, скажем, по субботам с ребёнком на несколько часов остаётся бабушка, а вы тем временем занимаетесь собой, пережить трудные моменты в течение недели станет гораздо легче.Подумайте, какие занятия вас восстанавливают? Бассейн, прогулка, встреча с друзьями, наведение красоты, валяние с книжкой, выход в свет с супругом, рукоделие, спорт… Всё, что лично вам помогает отдохнуть и расслабиться, должно присутствовать в жизни регулярно!
Устраивайте себе «тайм-ауты» до того, как подступит невыносимая усталость. Поставьте детям мультик и спокойно выпейте кофе или примите душ. В этот момент забудьте про предупреждения врачей, что телевизор дольше 15 минут в день - это вредно. Поверьте, мама на третьей стадии выгорания гораздо вреднее! Когда вы будете в лучшей форме, вы сможете играть и заниматься с детьми.Любыми способами избегайте хронического переутомления, особенно недосыпа. Пусть хозяйство будет не в идеальном порядке, но у вас останутся силы улыбаться детям. Находите время для совместных удовольствий и развлечений. Вместо генеральной уборки в воскресенье махните с детьми в парк или в кино. Пусть не все уроки будут сделаны, но поцелуй перед сном - это святое.
Если вам вдруг покажется, что вы поступаете эгоистично и безответственно, предаваясь отдыху в то время, как кто-то другой следит за ребёнком, напомните себе, что это вклад в ваше семейное благополучие и в будущее вашего ребёнка. Главное в жизни вашего ребёнка - это вы. Чудо уже произошло, вы встретились и теперь живёте одной семьёй. Помните, что вы берёте приёмного ребенка не для того, чтобы стать для него идеальным родителем, а для того, чтобы просто у него быть. Берегите себя!
Материал подготовлен по результатам семинара-тренинга психолога Л.В. ПЕТРАНОВСКОЙ

Заседание Клуба

замещающих родителей

на тему:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

замещающих родителей»

Подготовила: педагог-психолог

сопровождения замещающих семей

О.В. Понасийская

Повестка заседания:

    Кофе-брейк

    Вступительное слово

    Приветственное слово и информационное сообщение начальника отдела опеки и попечительства

    Анкетирование

Ход заседания:

    Приветственное слово начальника опеки и попечительства

    Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Психолог. Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю всем встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте! (Участники кланяются и опускают руки.)

Психолог. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

Сегодня нас здесь объединила и общая интересующая всех тема: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей» Целью, которой является знакомство с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

Психолог. За последние годы в России возросло число детей с нервно-психическими расстройствами. Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).

Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок в детском саду, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель?

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, выможете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Мозговой штурм: Что такое «Синдром эмоционального выгорания?»

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.

Проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

1 . Снижение самооценки.

2. Стадия одиночества.

3. Эмоциональное истощение, соматизация, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте.

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.

    На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

    Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

    С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

    О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

    Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

    За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов:

0-1 балл - синдром выгорания Вам не грозит.

2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов - положение весьма серьёзное, но в Вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Упражнение «Пожелание» (адаптированное по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время :5 минут

Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим

участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает

преодолевать эмоциональное выгорание»

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

Способы ф изиологическ ой саморегуляции :

    Различные движения потягивания и расслабления мышц

    Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.

    РЕЛАКСАЦИЯ - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:

    длительный сон,

    вкусная еда,

    общение с природой и животными,

    движение,

    танцы,

    музыка.

    баня, сауна, массаж;

    горячая ванна

с пеной;

    SPA- процедуры.

Способы эмоциональной саморегуляции:

    смех, улыбка, юмор;

    размышления о хорошем, приятном;

    рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

    мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

    «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

    вдыхание свежего воздуха;

    чтение стихов;

    высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

    занятие любимым делом - хобби

Психолог : Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья дети и родители могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.

Вот несколько , которые вы можете применять самостоятельно при лечении депрессии , чтобы облегчить свое состояние.

Тренинговое упражнение:

Вам потребуется пластичный материал- пластилин, глина или тесто. Подумайте о проблеме, которая вас беспокоит. А теперь вылепите эту проблему. Поговорите с ней, выскажите ей все, что хотите. А затем трансформируйте ее во что хотите. Можете просто смять в бесформенный комок, распластать в лепешку или вылепить что-то новое, во что превратится ваша проблема. Может быть что-то красивое?

Обсуждение.

Подведение итога. Рефлексия.

Психолог: «Наше занятие закончилось. Я, надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих проблем, а главное, от проблем, связанных с нашими детьми. Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.