Безопасность превыше всего. Вы не хотите контролировать все, но, в то же время, вы хотите, чтобы ваша дочь была в безопасности. Не пожалейте денег, купите ей сотовый телефон, либо попросите ее помочь вам сэкономить. Если у нее есть телефон, попросите ее все время носить его с собой, чтобы вы могли с ней связаться. Поговорите с ней о возможных экстренных ситуациях. Например, скажите ей: «Если ты не можешь найти трезвого водителя, чтобы привезти тебя домой с вечеринки, позвони мне, я заберу тебя. Неважно, что это будет 4 утра, лучше я заберу тебя, чем позволю тебе ехать в машине с нетрезвым водителем.»

  • Конечно, она немного поворчит по поводу ваших беспокойств, но лучше это, чем не беспокоиться и позволить ей попасть в опасную ситуацию.
  • Тинейджеры в наши дни проводят очень много времени в интернете, поэтому очень важно поддерживать кибербезопасность. Попросите ее не разговаривать в сети с теми, кого она не знает и уж конечно, не встречаться с теми, с кем познакомилась онлайн, если только у нее нет безоговорочных причин доверять этому человеку.

Позволяйте ей встречаться с парнями. Когда-то наступит момент, когда у нее будет парень (а может и девушка). Вы должны принять это, неважно, что вы на самом деле об этом думаете. Но не забудьте о правилах и строгости. Вы должны следить за тем, как развиваются ее отношения. Конечно, не нужно подсматривать и задавать слишком много вопросов, но вы должны быть в курсе того, что она делает и куда направляется.

  • Конечно, если вы увидите, как кто-то плохо относится к вашей дочери или пытается воспользоваться ею, это может убить вас, но вы должны помочь ей понять, кто есть кто самой, вместо того, чтобы говорить, что ее парень никудышный человек или что-то в этом роде. Если вы попытаетесь убедить ее не встречаться больше с этим человеком, это только подхлестнет ее желание к обратному.
  • Поймите, наконец: нереально запретить ей встречаться с тем, кто ей нравится. Это не каменный век, поймите, вы ничего не можете сделать, чтобы запретить ее свидания. Вы не можете запереть ее в комнате, как принцессу в башне. Однажды она поступит в колледж или просто съедет, и тогда она будет свободна встречаться с тем, с кем пожелает.
  • К тому же, вы не хотите, чтобы она на вас обижалась за то, что вы запрещаете ей ходить на свидания. Если вы не разрешите ей делать то, что делают все ее друзья (и это абсолютно нормально для их возраста), она станет вести себя с вами очень резко.
  • Поговорите о сексе. Будьте спокойны, разговаривая об этом, даже если она будет чувствовать себя неловко и смущенно (даже если неловко будет вам)! Не паникуйте и расскажите ей о безопасном сексе и нежелательной беременности в ее возрасте; просто донесите до нее информацию. Никогда не говорите об этом в присутствии ее друзей. И не будьте слишком старомодны в этом вопросе, это только увеличит риск того, что она взбунтуется.

    • Гораздо разумнее поговорить с ней о безопасном сексе, чем позволить ей попасть в опасную ситуацию. Расскажите, почему важно заниматься сексом, только если она этого действительно хочет, а не потому, что ее парень уговаривает ее зайти дальше, чем ей этого хотелось бы.
    • Конечно, всем родителям было бы гораздо спокойнее, если бы их дочки подростки были девственницами. Но, на сегодняшний день, средний возраст начала половых отношений это около 16 лет, поэтому лучше все-таки обсудить безопасный секс и даже прием контрацептивов, чем проповедовать полное воздержание.
  • Будьте готовы к ее первой менструации. Рано или поздно у нее начнутся месячные, у вас должны быть готовы тампоны и прокладки к этому времени. Также как и о сексе, не бойтесь поговорить с ней о менструациях заранее. Вы не хотите, чтобы она перепугалась в случае неосведомленности. Поговорите с ней о менструальной боли, покажите ей книги и веб-сайты, на которых она может найти больше информации. У многих девочек месячные начинаются еще до наступления подросткового возраста, поэтому будьте готовы к этому заранее, так как многие девочки сейчас очень быстро развиваются.

    Научитесь справляться с перепадами настроения. Кричать на нее, когда она очень взволнована, не поможет. Пусть ее эмоции утрясутся сами, потому что она ничего не может с этим поделать. Так же как и женщине в менопаузу, вашей дочери придется пройти через многие эмоциональные изменения; очень важно быть терпеливым и понять, что она не может всегда оставаться маленькой хорошенькой девочкой. Этот период пройдет и будет лучше, ваша дочка не всегда будет такой.

  • Поговорите о наркотиках, курении и алкоголе. У вас может быть свое отношение к этим вещам, но, устанавливая правила по поводу этих привычек в первую очередь руководствуйтесь ее здоровьем. Объясните в чем опасность курения и наркотиков, также объясните, как важно воздерживаться от употребления алкоголя в раннем возрасте, так как подростки под действием алкоголя могут совершать очень безответственные поступки. Тем не менее, очень многие употребляют алкоголь до достижения 18 или 21 года, поэтому лучше обсудить то, как выпить безопасно, чем категорически запрещать это.

    • Удостоверьтесь, что она знает когда остановиться, когда дело касается алкоголя. Расскажите, что не стоит пить больше, чем одна порция алкоголя в час, что не нужно мешать напитки на вечеринках и пить крепкие напитки, так как от этого ей может стать плохо.
    • Вам не нужно, чтобы она не пробовала алкоголь совсем, а потом, при попадании в колледж, напивалась до потери памяти. Она должна твердо знать свою норму перед тем, как пить с незнакомцами.
    • Также, поговорите о выпивании в компании с парнями; объясните, что ни под каким предлогом нельзя оставлять свой напиток без присмотра.
    • Не нужно вести себя так, как будто вы были святошей в подростковом возрасте. Если у вас были неудачные истории (которые естественно чему-то вас научили) об употреблении алкоголя и наркотиков, можете поделиться с ней ими (с осторожностью).
  • Родители для маленького ребенка являются непререкаемым авторитетом именно потому, что без них он пока беззащитен и неопытен. Идет время, ребенок взрослеет, и родительская репутация уже не базируется на преимуществах возраста. Подросток начинает активно отстаивать свою независимость, право удовлетворять собственные потребности и цели.

    Опасный возраст

    Родители оказываются на распутье – как наладить отношения с подросшими детьми? Если взрослые выбирают путь беспрекословного подчинения, запретов, угроз и давления – это неизбежно приведет к утрате родительского авторитета. А затем неизбежно – к потере контакта и взаимопонимания. Подросток будет считаться с родительским мнением лишь тогда, когда доверяет ему.

    В результате существенных гормональных изменений в организме подростка преображается и его психика. В поведении появляются:

    • тревожность;
    • импульсивность;
    • раздражительность;
    • неуверенность в себе;
    • негативизм;
    • чувство одиночества;
    • повышенное внимание к своей внешности.

    Наиболее значимой деятельностью становится не учебный процесс, а общение со сверстниками, ориентация на их мнение. Подростки объединяются в большие или малые группы разного рода. Самое тяжелое теперь для подростка – это оказаться в группе ребят отверженным. Ведь от того, как он сможет в ней себя проявить, зависит его будущая успешность.

    Родителям подростка в это время нужно быть предельно осмотрительными в запретах: не ходи, не дружи, не надевай, не участвуй… Нужно приготовиться к тому, что если на одних и тех же весах окажутся статус ребенка в группе и родительский запрет, в большинстве случаев перевесит первое.

    Придется запастись терпением, столкнувшись с подростковой модой, невыносимой музыкой, непривычным сленгом, вызывающим внешним видом. В это непростое для обеих сторон время опасно входить в длительный конфликт с бунтующим чадом, так как есть риск окончательно потерять его доверие.

    Как правильно общаться с подростком

    1. Манера общения с подростком кардинально отличается от общения со школьником младших классов. Разговаривать с подростком нужно на равных позициях как со взрослым, обращаясь к его разуму.
    2. Никаких монологов, выпытываний, нотаций, критики, сравнения с другими, тем более приказов и распоряжений, быть не должно. Что успели воспитать, то и успели. Теперь возможен только диалог.
    3. Интонация при общении всегда спокойная, теплая и доброжелательная.
    4. Нельзя высмеивать недостатки или относиться к нему как к маленькому в присутствии других людей, тем более его друзей.
    5. Желательно познакомиться с друзьями сына или дочери, приглашать в свой дом на совместные мероприятия. Только так удастся вовремя предупредить возможное отрицательное влияние приятелей.
    6. Важно «подстроиться» под модные молодежные увлечения подростка, под круг его интересов. Собрать необходимую информацию, поучаствовать вместе или аккуратно предложить что-то менее радикальное.
    7. Чаще интересоваться мнением подростка о бытовых вещах и о «жизни вообще». Высказывая свою позицию, полезно задавать вопросы, как ты думаешь и почему так? Именно вопросы, а не готовые ответы развивают мышление человека.
    8. Ежедневно находить положительные причины для выражения одобрения.
    9. Не препятствовать продолжительному общению с ровесниками, ведь именно в этом возрасте активно усваиваются коммуникационные навыки. В современных реалиях благополучность взрослого человека на 80 % зависит от умения успешно взаимодействовать и лишь на 20% от его профессионализма.

    Несмотря на возникающие сложности, родители обязаны продолжать готовить своих детей-подростков к самостоятельной жизни. Их необходимо учить:

    • по отношению к делам – волевому поведению, ответственности, умению определять цели и добиваться их,
    • по отношению к взаимодействию с другими – выдержке, конструктивному выходу из разногласий,
    • по отношению к себе – позитивному восприятию.

    Не только рассказывать, но и обязательно подкреплять своим примером – только таким способом можно помочь своему ребенку стать успешным взрослым.

    В основу таких отношений должны лечь:

    • отказ родителей от авторитарного стиля общения;
    • признание подростка как личности;
    • внимательность к его потребностям и делам;
    • уважение его прав на собственные желания и чувства.

    От родительского мастерства и семейной атмосферы во многом зависит то, с каким эмоциональным настроем, навыками и самооценкой подросток вступит в пору юношества.

    На чтение 10 мин.

    Кризис подросткового возраста – это не только важный этап взросления ребёнка, но и период, когда родители сами переосмысливают многое в своём поведении и общении с ним, развиваются вместе с ним и пробуют новые модели взаимодействия. Во всяком случае это обязательно нужно делать. Уметь анализировать эффективность тех или иных действий и при необходимости корректировать их, чтобы сгладить острые углы этого непростого возраста. Иначе не избежать типичных ошибок, которые родители допускают в воспитании подростков.

    Особенности подросткового возраста

    • У детей примерно с 12-13 лет (иногда чуть позже) начинаются серьёзные физиологические изменения, которыми руководят гормоны. Наступает период полового созревания.
    • Гормональные изменения часто приводят к перепадам в настроении: подросток может проявлять то бурную активность, то агрессию, то вдруг погрузиться в апатию.
    • Изменения во внешности могут отражаться на самооценке подростков: нередко они начинают хуже к себе относиться, испытывают неуверенность, которую стараются спрятать под маской грубости, протеста и смелости. При этом внутренне они становятся очень ранимыми и боятся критики.
    • В силу бурного желания стать взрослым ребёнок часто раздражительно реагирует на советы родителей, их попытки опекать и защищать его.
    • Подросток стремится к общению со сверстниками, их мнение становится для него очень значимым. Ребёнку в этот период важно чувствовать свою принадлежность к группе таких же, как он (или к нескольким группам).
    • В этом возрасте у детей могут сильно меняться вкусы, стиль в одежде, увлечения. Но обычно это временное явление. Через несколько лет всё снова может вернуться на круги своя.
    • В подростковом возрасте импульсивность поведения. Механизм контроля действий не всегда успевает срабатывать, чтобы унять бурную энергию.

    Почему возникают сложности в воспитании подростка?

    Проблемы в воспитании и общении с современными подростками могут быть связаны со следующими факторами:

    1. Различие в темпах развития детей и родителей.
    2. Трудности, которые возникали в воспитании и развитии на предыдущих возрастных этапах, особенно если со стороны взрослых не было проявлено должной любви и заботы к ребёнку.
    3. Во многих семьях уже задолго до подросткового возраста ослабляется контакт между поколениями, родители уделяют детям меньше внимания, а дети всё больше тянутся к компаниям сверстников.
    4. Стремление всё запрещать ребёнку, жёстко ограничивать его свободу, подавлять его чувства.
    5. Вспыльчивость подростков, желание показать своё «Я», протестовать против запретов и ограничений. Это характерно для развития подростков в этот период, поскольку есть сильное стремление показать свою самостоятельность и взрослость.
    6. Ослабление доверия между детьми и родителями. Оба поколения закрываются друг от друга, снижается взаимопонимание и искренность в общении.

    Влияние социального окружения на подростка

    В подростковом возрасте ребёнок становится очень открытым к восприятию информации из разных источников. Влияние на него оказывают следующие социальные группы:

    • Семья (родители, братья и сёстры и другие родственники): несмотря на то что в этот период дети психологически отдаляются от взрослых, родители остаются для него самым близким окружением. Для подростка важны принятие себя и доверие с их стороны. Наиболее значимо то, какие отношения сложились между родителями и детьми на предыдущих стадиях развития. На поведение, мышление и самосознание подростков влияют ценности и установки, привитые им ранее взрослыми; чувства, которые родители проявляли к детям. Оказывали ли взрослые должное внимание ребёнку? Не расходились ли их действия со словами? Стремились ли всегда услышать его, принять и поддержать?
    • Сверстники : друзья и просто знакомые, в чьих компаниях оказывается подросток. В этот период начинает казаться, что по-настоящему понять его смогут только такие же, как он (по возрасту, вкусам и взглядам). Появляются молодёжные субкультуры, принадлежностью к которым подросток обычно насыщается к юношескому возрасту и впоследствии выбирает себе более «взрослый» образ.
    • Средства массовой информации (интернет, телевидение, радио, журналы, кино): становятся мощным каналом воздействия, задавая подростку различные ориентиры. Желание следовать моде, выделяться, менять свою внешность, посвящать время развлечениям, быть всегда «в тренде» всего и т. д. – те струны, на которых играет этот социальный институт.
    • На стыке двух последних факторов возник мощный канал воздействия на подростков – социальные сети . Они позволяют реализовывать им множество мотивов: знакомства, общение, принадлежность к различным группам, стремление получить признание и одобрение, возможность выделиться и быть на виду и др. К сожалению, этот канал в наше время часто используется злоумышленниками с целью втянуть подростков в неблагоприятные занятия и сообщества.
    • Школа: влияние оказывают сам процесс обучения, педагоги и класс. Наиболее благоприятная ситуация складывается, когда у подростка сохраняется хорошая успеваемость и интерес к познанию, ему комфортно в школьном коллективе и в общении с учителями. Эти характеристики обычно неразрывно связаны. На желание ребёнка учиться влияет не только интерес к конкретным предметам, но и ощущение того, что в классе к нему хорошо относятся, принимают и уважают.

    Воспитание подростков в школе

    Школа является важным источником воспитания, поскольку в ней продолжают формироваться нормы и правила поведения, социальные установки личностные качества подростка. Притом на уроках он проводит около половины своего времени бодрствования. Помимо основных учебных занятий, в школе проводятся важные воспитательные мероприятия:

    1. Классные часы на острые и социально значимые темы для подростков: о вреде курения, алкоголизма и приёма наркотиков, о ценностях, личностном развитии и др.
    2. Уроки на тему полового воспитания : помогают родителям в вопросах сексуального просвещения детей, но, как правило, проводятся они с некоторым отставанием от реальной осведомлённости подростков в этом вопросе.
    3. Занятия по профориентации и самоопределению школьников : на них детей подробно знакомят с разными направлениями трудовой деятельности и проводят соответствующее тестирование на склонность к той или иной профессии.
    4. Культурно-массовая деятельность . Это все направления общественной жизни школы: проведение конкурсов, праздников, социальных акций, выходы на различные мероприятия в другие учреждения. Для детей это возможность проявить себя, развить ценные навыки и качества.

    Воспитание подростков по половому признаку

    На этом возрастном этапе различия между мальчиками и девочками усиливаются. Соответственно, и в воспитании их есть свои особенности.

    Воспитание дочери

    • Помните, что девочка в подростковом возрасте особо восприимчива к мнениям о своей внешности. Не высказывайте никаких негативных суждений в её адрес, не позволяйте себе насмешек. Поддерживайте дочь и аккуратно давайте советы о том, как ей лучше выглядеть. Комплименты должны быть искренними, фальшь будет вредна, поскольку девочка её сразу же почувствует.
    • Если замечаете, что дочь выглядит вызывающе, не обрушивайте сразу же свою критику на неё и не тащите в ванную умываться. Спокойно объясните юной леди, что окружающие (в том числе сверстники) не будут воспринимать её всерьёз, открыто или втайне «наградят» насмешками. Кроме того, такое поведение и внешность привлекают тех, кто может сделать больно и причинить вред.
    • Маме необходимо быть для дочери примером успешной женщины: иметь ухоженный внешний вид, проявлять заботу о семье, следить за уютом в доме, демонстрировать позитивный настрой.
    • Приобщайте девочку к домашним делам, прививайте любовь к чистоте, красоте и порядку.
    • Создавайте условия для того, чтобы дочь сама хотела с вами общаться и делиться мыслями и чувствами. Будьте понимающими, терпеливыми и поддерживающими родителями.


    Воспитание сына

    • Особо опасно в этом возрасте оказывать на мальчика чрезмерное давление и ломать его. Протест в таком случае неизбежен. Общение в спокойной строгой манере будет более эффективным, чем крик, подавление воли и физические наказания. Давайте сыну понять, что общаетесь с ним как со взрослым человеком.
    • Чаще возлагайте на него ответственность за выполнение определённых дел (по учёбе, по дому и др.)
    • Хвалите сына за любые успехи и достижения, за старания и за попытки чего-то добиться. Это повышает его самооценку.
    • Не игнорируйте попытки подростка блеснуть интеллектом: слушайте внимательно то, о чём он вам рассказывает и о чём размышляет (факты из интернета, случаи из жизни), сами задавайте вопросы, побуждайте к дискуссиям. Всячески подчёркивайте то, что воспринимаете его всерьёз.
    • Если хотите призвать сына к дисциплине, разработайте свод правил, которые на 100% необходимо соблюдать. Их нарушение должно повлечь определённые санкции (физические наказания не применяются).
    • Отец – пример для мальчика в том, как должен вести себя мужчина, что ему нужно уметь и как относиться к женщинам.

    Не бойтесь разговоров о сексуальном развитии (и с девочками, и с мальчиками). В интимных вопросах важно дружеское общение. Посмотрите на эту тему глазами подростка, выразите понимание его желаний и уже с учётом собственного опыта расскажите ему о возможных последствиях и о том, как лучше себя вести.

    Трудный подросток – какой он?

    Как правило, кризис подросткового возраста воспринимается большинством родителей как один из самых сложных в развитии ребёнка, поэтому автоматически каждый, кто в него вступает, становится «трудным». И всё же если на более ранних стадиях взрослым и детям удалось наладить тесный психологический контакт, установить здоровую привязанность и доверительные отношения, то этот период в жизни подростка и старшего поколения будет более спокойным и гармоничным.

    Наиболее трудными выступают две категории подростков. К первой относятся те, кто выбирает путь бунтарства, противостояния взрослым, использует в качестве защиты агрессию и недоверие. Вторая категория состоит из тех, кто замыкается в себе, впадает в апатию, отгораживается от внешнего мира собственными фантазиями.

    В том и в другом случае воспитание трудных подростков требует приложения особых усилий со стороны взрослых, готовности понять, принять и поддержать своё чадо, каким бы ни было его поведение. В особо сложных ситуациях имеет смысл обратиться к психологу, чтобы получить квалифицированную помощь и наладить общение с ребёнком.


    Как правильно воспитывать подростка

    1. Ребёнок нуждается в поддержке. Но именно во взрослой поддержке. Важно продемонстрировать, что вы видите в нём личность.
    2. Будьте максимально открыты в общении с подростком. Для него это сигнал вашего доверия к нему. Давайте понять своему ребёнку, что вы для него друг.
    3. Не бойтесь спрашивать у ребёнка-подростка совета. Например: «Как я выгляжу?» (когда готовитесь к важному мероприятию) или «Как думаешь, что подарить подруге или бабушке?» Дети идут в ногу со временем и могут подать нам много свежих идей. Притом обращение к ним как к экспертам будет очень приятно подросткам.
    4. Если чувствуете, что неправы или перегнули палку в ссоре с ребёнком, не бойтесь извиниться перед ним. Это не уронит ваш авторитет в его глазах, наоборот, создаст условия для сближения.
    5. Контроль поведения подростка со стороны родителей, безусловно, необходим, ведь в этот кризисный период ребёнок падок на различные соблазны и может подвергнуться отрицательному влиянию со стороны.

      Но нельзя устраивать за ним тотальную слежку, пытаться жёстко подчинить собственной воле и навязывать своё мнение.

      Просто будьте внимательны к действиям, словам и внешнему виду своего чада, больше общайтесь с ним, искренне интересуйтесь его делами в школе, увлечениями, друзьями.

    6. При общении с ребёнком поддерживайте контакт глаз, не разговаривайте «через плечо», всегда внимательно его слушайте.
    7. Не навешивайте ярлыков, не давайте обидных характеристик личности. Это лишь усилит проблемы воспитания подростков. Называя ребёнка кем-либо (лентяем, хулиганом, грубиянкой и т. д.), вы способствуете тому, чтобы он именно так себя и вёл. В отношении положительных характеристик действует такой же эффект. Поэтому верьте в своё чадо и на словах наделяйте его хорошими качествами – увидите, на деле тоже будет результат.
    8. Почаще вспоминайте себя в подростковом возрасте: свои эмоции, желания, страхи. Часто это даёт возможность посмотреть на ребёнка другим взглядом и лучше понять его внутренний мир.
    9. Поделитесь со своим чадом какими-нибудь «сокровенными» мыслями или чувствами из своего подросткового возраста. Рассказывайте, как справлялись со своими страхами, переживаниями, как преодолевали трудности. Ваш пример по-прежнему значим для ребёнка.

    Да, подростковый возраст – нелёгкое испытание как для родителей, так и для самих детей. Но трудными их часто делаем мы сами. Со стороны родителей подчас требуется лишь проявлять побольше искренней любви, желания выслушать и понять, верить в ребёнка и помочь ему вовремя повзрослеть. Тогда с большой долей вероятности количество проблем в воспитании уменьшится.

    Практические советы родителям в воспитании подростков

    Переходный возраст

    Описание: Предлагаю вашему вниманию практические советы для родителей по воспитанию подростков.
    Назначение: Советы предназначены для родителей, а так же могут быть интересны учителям, психологам, подросткам, всем, кто работает с детьми.
    Цель: оказание помощи в воспитании подростков в переходный период.
    Задачи:
    1. Показать родителям как можно решать проблемы подросткового возраста.
    2. Дать понять родителям, что надо любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

    Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития.

    Перед вами статистика, которую вам необходимо знать.

    Переходный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
    В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
    30% мальчиков и 20% девочек в возрасте11-13 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
    60% девочек в возрасте 11-13 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к полноте.
    Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают боле высоким социальным статусом в детском коллективе.
    Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей.
    По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%.
    В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
    Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

    Памятка о воспитании подростков.

    1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».
    2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
    3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.
    4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
    5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
    6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.
    7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).
    8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.
    9. Будьте терпимы к чужому мнению. Надо как-то договориться.
    10. Помните: у них, ваших детей, сформировались свои правила поведения – по вашим они не хотят жить.
    Найдите компромисс.
    11. Просто задумайтесь над собой. Вы не правы, когда стремились создать своего подростка по своему образу и подобию. Вы подавили в нем личность, индивидуальность.
    12. Прекратите «нашпиговывать» нотациями своих детей. Подростки к ним особенно не терпимы.
    13. И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.
    14. Не отнимайте у своих детей стремление жить своей жизнью. Иначе будет просто скучно в вашей семье.
    15. Давайте нормально, естественно поможем подросткам прожить период «отторжения» от родителей.
    Смиримся с тем, что пока им важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители и учителя.

    Удачи Вам в Вашем тяжелом деле – воспитании своих детей.

    Воспитание подрастающего поколения – важная задача современного общества, которая является частью современной политики государства. От того, насколько эффективна она будет решена, зависит будущее страны. Ведь устройство правового государства с демократическими устоями невозможно без воспитания духовно богатой, социально ответственной и здоровой личности.

    Воспитание подрастающего поколения подразумевает целенаправленную работу педагогов, психологов, социологов и родителей.

    Каждый возрастной этап становления личности характеризуется особенностями, трудностями и приоритетами. Подростковый возраст не исключение.

    Это один из самых сложных периодов развития молодой личности. Особенности воспитания подростков в том, что молодые люди, стремящиеся к активной самостоятельности, считающие авторитет сверстников выше родительского, начинают бунтовать против всех известных им правил.

    Этот период сложен и для ребенка, и для родителей.

    Половое созревание

    Период личностного становления в переходном возрасте принято разделять на 3 этапа:

    • Ранний период (с 12 до 14 лет);
    • Средний (с 14 до 16 лет);
    • Поздний (с 16 лет).

    Отметим, что сложность переходного возраста кроется в физиологических причинах. В этот период происходит половое созревание и формирование вторичных половых признаков.

    Каждый ребенок индивидуален, поэтому половое созревание происходит в разное время. Как правило, у девочек оно начинается раньше (в 11-12 лет), у мальчиков немного позже (к 12-13 годам). Появляется менструация у девушек, юноши сталкиваются с эякуляцией. Начинается интенсивный рост мышечной и костной массы, развитие внутренних органов немного отстает.

    Эта неравномерность развития вызывает нарушения кровообращения, поэтому дети чувствуют слабость, головокружение, может ощущаться похолодание конечностей.

    Все эти новые проявления организма вызывают беспричинную раздражительность, смену настроения, упрямство.

    Взрослые должны быть внимательны к детям в этот период, грамотно подбирая и используя методы воспитания подростков.

    Замечено, что воспитание подростка проходит сложнее в семьях, где только один ребенок. Это период сложен и для детей, которые с каждым годом становятся взрослее и самостоятельнее, и для самих родителей. Как правило, тяжелее переносят его взрослые, хотя от мудрости их решений зависит, насколько продолжительным будет этот период. Ценить и любить ребенка таким, какой он есть, – главная задача мам и пап.

    Рассмотрим проявление возрастного кризиса поэтапно.

    Ранний период подросткового возраста

    В 12 лет характер ребенка практически сформирован. Бывший малыш превращается во взрослого человека. Во всяком случае, он так считает. Ребенок требует самостоятельности.

    В организме происходят определенные изменения, которые влияют на поведение: появляется беспричинная агрессия и раздражительность.

    Двенадцатилетний человек еще не взрослый, но уже и не совсем ребенок. От того, как родители будут реагировать на проявление его возрастных изменений, будет зависеть его отношение к себе и окружающим.

    В этот период родители должны рассказать о переменах, которые происходят и будут происходить в подрастающем организме. Ребенок должен быть готов, что скоро станет взрослым. Поясните, что через эти изменения проходили все люди, и родители не исключение.

    12 лет, как правило, возраст первой любви. Однако изменения в гормональной сфере не всегда правильно позволяют реагировать на объект своей симпатии. Мальчики вместо галантных ухаживаний часто могут проявлять агрессию. Родителям важно предотвратить подобные проявления, проведя разъяснительную беседу.

    Отметим, что у многих юношей половое созревание может наступать позже (в 13 лет, а то и в 14 лет).

    В любом случае, уже в этом возрасте нужно связывать воспитание подростков и сексуальное влечение, которое развивается по мере взросления.

    Что касается воспитания девочек, то нужно отметить важную роль матери, которая должна всегда быть рядом с дочерью в этот сложный период. От того, насколько между ними доверительные отношения, будет многое зависеть.

    Важно ненавязчиво интересоваться, с кем дружат дети, как ведут себя их друзья. Предоставляя свободу детям, осуществлять негласный, незаметный для них контроль.

    Признаки переходного периода в 12-13 лет:

    • Подросток перестает интересоваться учебой;
    • Часто нарушает дисциплину, проявляет неуважение к старшим и агрессию;
    • Развиваются комплексы и неуверенность в себе;
    • Появляется сложно контролируемое поведение.

    Воспитание подрастающего поколения в подростковый период — тяжелая задача для взрослых. Им важно запастись терпением, стараться быть рядом тогда, когда ребенок в этом нуждается. На агрессию подростка отвечать лаской, разговаривать, выяснять, принимать и понимать. И тогда в 14 лет, когда ребенок станет еще взрослее, между взрослыми и детьми не будет пропасти непонимания.

    Средний период кризиса

    Глядя на повзрослевшего юношу или сформировавшуюся девушку, родители понимают, что их чадо уже не ребенок. Он практически взрослый и сформировавший человек. Возраст 14-15 лет можно по праву считать пиком переходного возраста. Малыш превращается во взрослого человека со своими стремлениями и мечтами. Вот только как себя вести при этом, что делать и как быть в четырнадцать лет он еще не понимает. Грубость, неусидчивость, желание переделать мир и всех окружающих, уверенность в полном непонимании со стороны взрослых преследуют молодых людей, вызывая серьезные психологические проблемы.

    Такие ли они трудные?

    Детей, которые остро реагируют на все возрастные изменения, называют трудными подростками. Почему их так называют?

    Воспитание трудных подростков ничем не отличается от воспитания других детей такого же возраста. Просто им нужно немного больше внимания и понимания. Ведь начиная курить, употреблять спиртное и наркотики, преступая закон, дети в 14-15 лет в первую очередь хотят обратить на себя внимание. Им хочется стать равноправными личностями, с которыми будут считаться.

    Воспитывать трудного подростка нужно начинать с выяснения причин, которые побуждают его вести себя таким образом. Возможно, он не находит поддержки в семье, а может в школе унижают и не принимают его как личность.

    Почему появляются трудные подростки? Что этому способствует?

    • Неполная семья, которая не может показать пример гармоничных отношений;
    • Постоянные конфликты родителей по любым вопросам: личные отношение, материальная составляющая, воспитание ребенка.
    • В процессе взросления детей родители часто применяли телесные наказания, чем вызвали ответную реакцию и агрессивное отношение к окружающим;
    • Отсутствие эмоциональной привязанности между взрослыми и подростками;
    • Родители много (гиперопека) или мало (отсутствие воспитания) занимались чадом в детстве;

    Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение «трудного» поведения у подростков 14-15 лет непосредственно связано с их родителями.

    Помочь справиться с этой непростой ситуацией сможет психолог. Ведь воспитание детей в семье не увенчалось успехом.

    Для того чтобы изменить поведение юношей и девушек понадобится немало времени. Взрослые должны понимать, что изменения в воспитании будут постепенными и непрерывными.

    Психолог научит подростка заново поверить в себя, в уважение и любовь окружающих. Покажет возможность реализации себя в различных сферах: образовании, искусстве, спорте. Разовьет умение принимать волевые решения. Ведь воспитание воли является важной составляющей работы с трудными юношами и девушками.

    Важно на этом этапе становления личности прививать навыки здорового образа жизни, ведь вредные привычки вряд ли содействуют гармоничному развитию личности.

    Толерантность и подросток

    Воспитание подрастающего поколения тесно связано с понятием толерантность.

    В подростковом возрасте, когда насмешки окружающих вызывают серьезные психологические травмы, молодой человек может оказаться на любой стороне баррикад.

    Отметим, что нетерпимость к другому человеку может основываться на национальных, религиозных, социальных, а также половых различиях. В школьном возрасте предметом насмешек становятся особенности внешнего вида, интересов, привычек и увлечений.

    Воспитание толерантности у подростков формирует навыки независимого мышления, критического осмысления суждений. Оно основывается на моральных принципах, привитых детям.

    В образовании использование способов и приемов для воспитания толерантности необходимо. Для этого можно использовать произведения классической литературы и фильмы. Весьма эффективны диалоговые формы работы.

    От того, насколько грамотно проведено воспитание милосердия у младших школьников, зависит успешность работы по развитию толерантного поведения у юношей и девушек в 15 лет.

    Гигиена – помощник здорового образа жизни

    Воспитание подрастающего поколения затрагивает и вопросы гигиены.

    Как уже было отмечено, организм ребенка с 12 до 15 лет претерпевает сильные изменения. Гормональный всплеск способствует изменениям всего организма. Поэтому гигиенические основы физического воспитания детей и подростков должны стать важной частью общего воспитания.

    Главную роль в гигиеническом воспитании играет, безусловно, семья. Основы гигиены закладываются в раннем детстве и на протяжении всего периода взросления имеют первостепенное значение.

    Помимо основных гигиенических правил, которыми ребенок овладел в раннем детстве в семье, должна проводиться систематическая работа в школе, раскрывающая сущность взаимосвязи гигиены и здоровья.

    Гигиеническое воспитание детей зависит от уровня подготовки учителей и родителей. Помощь в этом вопросе окажет школьный врач или медсестра, в обязанности которых входит санитарно-просветительская работа и санитарно-педагогическая пропаганда.

    Для того чтобы гигиеническое воспитание было успешным, необходимо организовать правильную санитарно-гигиеническую среду, а также демонстрировать свое поведение в качестве примера.

    Санитарно-гигиеническое состояние дома, в котором проживают дети, должно контролироваться педагогическими учреждениями и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

    В заключении.

    Не всегда большое количество времени, потраченное на общение с ребенком-подростком, принесет пользу. Можно бесконечно читать нотации, рассказывая о том, как и что нужно делать. Только в этом случае не решится проблема переходного возраста. Помочь взрослеющей личности можно тогда, когда воспитывающий сам обладает теми качествами, которые хочет привить своему чаду.

    Ребенка нужно любить, слышать, понимать. Или хотя бы попытаться сделать это.