Около семи лет назад сотрудница Стэнфордского университета (США) Пенни Паттерсон начала эксперимент, ко торый, как пишет французский журнал «Пари-матч», может изменить наши представления о животном мире и возможности контактов между человеком и теми, кого мы называем «нашими братьями меньшими».

Пенни Паттерсон — специалист в той области психологии, которая исследует механизм общения у человека и человекообразных обезьян. С 1971 года Пенни начала работать в зоопарке Сан-Франциско с маленькой самкой гориллы, которую звали Коко.

И до Пенни Паттерсон делались попытки обучить животных элементам человеческого языка. Однако итоги опытов оказывались более чем разочаровывающими. После нескольких лет терпеливых занятий обезьяны могли повторить лишь небольшое число одно- и двухсложных слов и воспринимали на слух около ста слов.

В начале 60-х годов доктор Ален Гарднер, профессор университета в Неваде, и его жена в поисках решения проблемы тщательно изучили кинопленки, на которых были запечатлены опыты предшественников. Их поразил один бесспорный факт: когда обезьяна пыталась что-то выразить - чрезвычайно примитивно и с огромными трудностями - при помощи человеческих слов, она сопровождала свои попытки непринужденными, очень естественными жестами. Гарднеры решили обучить обезьяну языку жестов (АСЛ), которым пользуются в США глухонемые. Опыт проводился с шимпанзе и оказался удачным (1 См.: М. Федоров. Начало великого диалога. - «Вокруг света», 1975, № 12.).

Однако никто из предшественников Пенни Паттерсон не ставил эксперимента с гориллой. Прежде всего потому, что это довольно опасно - гориллы сильные и агрессивные животные. Есть и другая причина - вывод профессора Роберта Йеркса, сделанный в 1925 году: гориллы гораздо менее развиты, чем шимпанзе. И все же

Пенни начала экспериментировать с Коко.

Обычно, занимаясь с глухонемыми детьми, учитель сам складывает их руки, пока они не научатся правильно применять определенный жест. Но с самого начала, несмотря на интерес, который маленькая ученица из зоопарка Сан-Франциско проявила к своей ежедневной гостье, возникла неожиданная сложность: Коко не позволяла прикасаться к себе.

Пришлось прибегнуть к способу имитации, более медленному и трудоемкому. Пенни показывала Коко предмет, воспроизводила жест, который ему соответствует, и повторяла эту операцию столько раз, сколько требовалось для того, чтобы горилла запомнила связь между предметом и жестом. Первым знаком АСЛ, усвоенным Коко таким образом, был жест, обозначающий чувство жажды: один палец поднесен к губам, остальные согнуты. Со временем отношения Коко и Пенни становились все более свободными, и Коко перестала быть недотрогой. Пенни уже могла, складывая пальцы гориллы, довольно быстро обучать ее новым знакам.

Через два года после начала занятий Коко удалось забрать из зоопарка и поселить в отдельном вагончике-лаборатории на территории Стэнфордского университета. Здесь горилла получила большую свободу: она имела доступ во все помещения лаборатории, в том числе и в комнату Пенни. У нее была и своя комната, где на всякий случай установили клетку. Впрочем, клетка оказалась излишней мерой предосторожности, так как между Коко и ее приемной матерью и учительницей установились отношения дружбы и послушания.

Когда Коко постигла азы АСЛ, ее успехи стали просто поразительными. Словарь гориллы пополнялся почти такими же темпами, как и словарь детей ее возраста. В три года Коко безошибочно пользовалась ста семьюдесятью словами.

Сейчас Коко правильно употребляет примерно 350 знаков АСЛ - такого «словарного» запаса ей вполне хватает для того, чтобы выразить все свои желания. А понимает она около 600 знаков. Коко правильно воспринимает также большое количество человеческих слов на слух, которые сама, понятно, воспроизвести не может. С прошлого года экспериментаторы начали применять электронный прибор, помогающий как бы исправить такое положение вещей. Определенным словам соответствуют клавиши прибора - нажимая их, обезьяна приводит в действие синтезатор, который воспроизводит звучание желаемого слова. Благодаря этой «электронной гортани» Коко имеет возможность «произносить» и узнавать слова, которыми она уже овладела при помощи языка АСЛ.

Еще в самом начале эксперимента скептики говорили, что выводы его могут относиться лишь к проблемам дрессировки. Такие суждения естественны - люди привыкли к мысли, что язык является исключительным достоянием человеческого рода. Но есть факты совершенно удивительные, подтверждающие, что «говорящая горилла» пользуется языком отнюдь не механически.

Коко не удовлетворяется тем, что повторяет заученные жесты, «обезьянничает», копируя своего учителя. Если она просит «Коко хочет банан Пенни», но та подает ей апельсин, ответ, выраженный жестами, следует незамедлительно: «Нет. Пенни дать Коко банан, быстро, быстро». Если для ежедневной прогулки ей предлагают желтый пуловер (гориллы очень чувствительны к холоду), Коко требует свитер красного, ее любимого, цвета.

Она может выразить свою печаль или радость. И даже угрызения совести после сделанных ею шалостей: «Коко злая. Сейчас Коко умная. Пенни щекотать Коко». Коко любит ласку. Ей нравится брать Пенни на руки, обнимать ее, она радуется, когда Пенни дружески щекочет ее. В этой ситуации она выказывает хорошие знания простейших грамматических правил, проводя различие между прямо противоположными действиями: «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя».

Другой показатель развития и правильного пользования языком: Коко прибегает к хитрости, когда это требуется, - например, для того, чтобы избежать наказания. Ее маленькие обманы не огорчают, а, напротив, радуют учительницу, так как она видит в них признак развития своей ученицы.

Когда Коко не знает названия какого-либо предмета, она изобретает его сама, соединяя два уже знакомых ей слова. Так мексиканские сладости, которые было трудно раскусить, стали «пирожным-камнем», а новый перстень Пенни подучил название «ожерельепалец». Коко употребляла эти обозначения до тех пор, пока не выучила точные знаки, соответствующие этим предметам.

Коко и Пенни работают по нескольку часов в сутки. Пополнение словаря, проверка полученных знаний, тесты на сообразительность... Но, как и всех маленьких учеников, уроки быстро утомляют Коко, она теряет интерес к учебе и требует развлечений. И часто чисто «человеческих»: катание на трехколесном велосипеде или поездку на автомобиле по окрестностям университета. Любит она и обезьяньи игры, во время которых ее вагончик ходит ходуном. Коко часто ломает свои игрушки, в чем мало отличается от своих человеческих сверстников.

Но ее отдых бывает и более спокойным. Коко нравятся книжки с картинками. Она проводит много времени, рассматривая цветные изображения ее любимых кушаний. Коко любит животных. Пенни часто водит ее посмотреть собак и кошек в университетской лаборатории.

Первое время Коко пыталась общаться с четвероногими посредством языка глухонемых, но вскоре, не получая ответа, оставила эти попытки. Она даже дружила с котом, которого очень любила баюкать на руках, но после слишком резвых игр, в которых ей трудно было рассчитать свою силу, кот стал избегать встреч.

Когда Коко в одиночестве, она играет со своими куклами - куклами-людьми и куклами-обезьянками. Ее любимая кукла - со светлыми волосами (как у Пенни), к которой она часто обращается на языке АСЛ. И здесь, как и в отношении к картинкам, проявляется ее удивительная способность к воображению. Если она быстро прекращает «разговаривать» с животными и людьми, которые, не владея языком АСЛ, не могут ответить ей, то с куклой она ведет длинные беседы-монологи.

Эти успехи позволили Пенни Паттерсон начать новую, еще более захватывающую фазу эксперимента. Коко познакомили с гориллой-самцом по кличке Михаэль, который на три года моложе ее. Сначала Коко повела себя ревниво и боязливо.

Однако после того, как Пенни объяснила ей, что это «хорошая горилла», Коко смирилась с присутствием Михаэля, а позже и сама стала довольно часто, пользуясь языком глухонемых, просить о встрече с ним.

Между тем Пенни и ее помощники уже начали обучение Михаэля, и через некоторое время он должен освоить словарный запас, сравнимый с запасом Коко. Когда Михаэль достигнет взрослого возраста, он и Коко составят первую в мире пару животных, в достаточной степени владеющих человеческими средствами общения. Пенни и ее коллеги ждут этого момента с нетерпением.

Будут ли две гориллы способны вести диалог между собой? Что произойдет, если у Коко и Михаэля появятся детеныши - смогут ли они сами обучить своих малышей языку АСЛ? Не будет ли поведение этой колонии горилл, владеющих языком, полностью отличаться от поведения им подобных? Ответы на эти вопросы Пенни Паттерсон надеется получить в недалеком будущем.

По страницам зарубежной печати материал подготовил С. Померанцев

20 июня 2018 года в США умерла «говорящая» горилла Коко, которая за свою жизнь освоила более 1000 жестов из языка глухонемых и научилась понимать более 2000 слов.

По мнению некоторых ученых, обезьяны часто догадываются о намерениях говорящего, даже не понимая значения слов. Как если бы человек следил за «мыльной оперой» с выключенным звуком телевизора. Ведь смысл все равно будет понятен.

Так что же горилла Коко - действительно понимала речь человека и могла общаться?

4 июля 1971 года в зоопарке Сан-Франциско появилась на свет самка гориллы, получившая имя Ханаби-Ко (по-японски — «искрометный ребенок»), сокращенно — Коко. К полугоду она страдала от дистрофии и дизентерии, из-за чего Коко пришлось забрать у матери. Вскоре после успешного лечения Коко оказалась в питомнике для молодняка.

Паттерсон получила разрешение обучать Коко в июле 1972 года.

Спустя несколько лет у Коко появился напарник — самец равнинной гориллы Майкл, выросший в дикой природе, а затем попавший в руки охотников.

Успехи горилл фиксировались в дневниках и с помощью видеосъемки, сравнивались с аналогичными данными по обучению детей языку глухонемых. В задачу проекта входило не просто изучить процесс усвоения слов, но и выяснить, как гориллы используют выученные жесты.

Результаты Коко и Майкла различались — последний быстро освоил несколько десятков знаков, но затем его развитие замедлилось. Языковые способности Коко же развивались почти как у ребенка — поначалу обучение давалось ей тяжело, и за первый год она стала регулярно использовать лишь 13 жестов, но в следующие месяцы произошел резкий скачок, и к третьему году обучения Коко усвоила почти 200 жестов. Паттерсон считала жест выученным только в том случае, если горилла использовала его без подсказки не менее чем 15 дней в месяц.

Была разница и в лексиконе, который освоили Коко и Майкл. Коко освоила больше жестов, описывающих бытовые предметы и игрушки, а также активно использовала знаки «нет» и «извините». Майклу лучше давались названия частей тела, наименования животных и прилагательные. Коко же больше оперировала глаголами.

Как-то она извинялась за свое неправильное поведение: «Извини, кусалась, царапалась, неправильно кусалась, потому что рассердилась».


Эксперименты с Коко и Майклом показали важность раннего обучения — Майкл начал осваивать жесты уже после того возраста, в котором у Коко проявились наилучшие способности к запоминанию. Эксперименты с другими обезьянами подтвердили этот вывод — чем позже начиналось обучение, тем сложнее было добиться каких-либо результатов. После пяти-шести лет оно становилось и вовсе бесполезным.

Многие исследователи, впрочем, относились к достижениям Коко довольно скептически, особенно поначалу. По их мнению, в экспериментах мог иметь место «эффект умного Ганса», он же «эффект экспериментатора» — ситуация, в которой экспериментатор сам неосознанно подсказывает испытуемому ответ своим поведением.

Эффект получил название в честь коня Ганса, прославившегося в Германии в начале ХХ века способностью к математическим вычислениям. Результаты вычислений конь отбивал копытом. Как показали эксперименты психолога Оскара Пфунгста, считать Ганс не умел. Однако он был в состоянии уловить напряжение задавшего ему вопрос человека, когда количество ударов копытом приближалось к точному ответу. Если же Ганс не видел задающего вопрос, точность его ответов стремительно падала.

Так, в 1973 году психолог Герберт Террес начал работу по обучению языку жестов шимпанзе по имени Ним (в честь лингвиста Ноама Хомского). Однако Ним сумел выучить лишь 125 жестов и составлял предложения лишь из двух слов. Иногда они были длиннее, но при этом совершенно бессмысленны.

В 1979 году Террес опубликовал в журнале Science разгромную статью, в которой заявил: «Объективный анализ наших данных, наряду с полученными в других исследованиях, не дает доказательств того, что высказывания обезьяны подчинены правилам грамматики. Последовательность знаков, наблюдаемых у Нима и других обезьян, может напоминать первые многословные высказывания детей. Но если исключить другие объяснения комбинаций знаков обезьянами, в особенности привычку частично имитировать недавние высказывания инструкторов, нет оснований считать эти высказывания предложениями».

Однако Ним содержался в условиях, где его возможности общения были сильно ограничены.

Всю свою жизнь он провел в лаборатории, в то время как и Коко, и Уошо тесно общались с людьми. Более того, Ним получал поощрение за подражание действиям инструкторов. К более широкому употреблению жестов его ничто не побуждало.

Наблюдения за Коко и другими говорящими обезьянами показали: те пользовались языком жестов, даже когда проводили время в одиночестве. Так, Коко, разглядывая иллюстрированные журналы, нередко комментировала жестами знакомые картинки.


А орангутан Чантек, освоивший около 150 жестов, не только пользовался ими, но и обучал смотрителей приматологического центра, где оказался во второй половине жизни.

Оказались обезьяны и в состоянии образовывать новые слова на основе уже известных. Коко называла маскарадную маску «шляпой для глаз», а стульчик, на котором стоял горшок — «грязной штукой». Шимпанзе Люси, освоившая лишь 60 жестов, тоже не терялась — чашку она называла «стекло пить красный», огурец — «банан зеленый», а невкусную редиску — «еда боль плакать».

Обезьяны были способны употреблять жесты не только в прямом, но и в переносном значении. Уошо называла сотрудника, долго не дававшего ей воды, «грязным», используя это слово как бранное. Коко пошла дальше и адресовала одному из неприятных ей работников весьма грубую конструкцию — «ты грязный плохой туалет».

По окончании экспериментов обезьяны на долгие годы запоминали усвоенный лексикон.

Так, Уошо, которую Гарднеры посетили после одиннадцатилетнего перерыва, сразу же «назвала» их по именам и прожестикулировала «Давай обнимемся!».

Наблюдения за Уошо и Коко выявили еще один удивительный факт. Когда обезьянам предлагали разделить стопку фотографий на людей и животных, себя и знакомых по исследованию обезьян они уверенно клали в папку «Люди», а фото незнакомых обезьян определяли к животным — кошкам, свиньям и другим.

В 2004 году у Коко разболелись зубы. Она смогла донести этот факт до персонала заповедника и по шкале боли оценила свои ощущения на девять баллов из десяти.

В 2014 году Коко отреагировала на смерть актера Робина Уильямса, с которым познакомилась в 2001 году. Комик стал первым, кому удалось заставить Коко впервые улыбнуться за полгода после смерти ее друга, гориллы Майкла. «Женщина плачет», — показала она на языке жестов.

Всего Коко стала героиней более чем 50 научных и научно-популярных публикаций, сделанных Паттерсон и ее коллегами. По оценкам исследователей, ее интеллект не уступал человеческому — IQ гориллы достигал 95. В 1983 году на Рождество она попросила подарить ей котенка, но получила игрушку. Горилла наотрез отказалась играть с заменой и сообщила, что ей грустно. На день рождения исследователи все же подарили ей котика, которого та назвала Мячик. Однако животное прожило недолго — однажды оно выбежало на дорогу и попало под машину. Тогда Коко впала в депрессию и постоянно повторяла: «плохо, плохо, плохо» и «хмуриться, плачь, хмуриться, грустно».

Кстати, по многочисленным исследованиям с точки зрения анатомии макаки наделены всем возможным для воспроизведения человекоподобной речи. И поскольку их анатомия голосового аппарата очень близка к другим обезьянам (и большинству млекопитающих), то такие животные являются "готовыми для речи".

Так почему же они не разговаривает с учёными? Обезьянам не хватает нейронного контроля над своими мышцами голосового тракта, чтобы правильно настроить их для речи. Хотя пока для ученых остаётся загадкой, почему другие животные (те же попугаи) могут произносить даже непростые для воспроизведения слова.

источники

Западная равнинная горилла Коко появилась на свет в зоопарке Сан-Франциско в День независимости США в 1971 году. Вероятно, именно поэтому ей дали столь необычную для животного кличку. В переводе с японского Коко означает «дитя фейерверков», а, как известно, в День независимости фейерверки запускает почти каждый житель Америки.

Однако, прежде всего, Коко удивительна не своей кличкой, а способностью общаться при помощи американского языка жестов - амслена. Жестами обезьяна сообщает смотрителям зоопарка о том, как она себя чувствует и хорошее ли у неё настроение, о своих желаниях и мыслях.

Так, например, когда горилла увидела лошадь с удилами во рту, она показала жестами: «Лошадь печальна», пояснив - «Зубы».

Доктор Франсин Паттерсон, наблюдавшая за Коко, рассказывает, что горилла научилась хорошо передавать самые разные чувства. Коко не любит мыться в ванне, и когда ей показали снимок с изображением другой обезьяны, которую собирались искупать, она сигнализировала: «Я там плакать».

Горилла Коко умеет шутить. Её наиболее известная шутка, когда она назвала себя «хорошей птичкой», утверждая, что умеет летать, а потом призналась, что пошутила. Кроме того, по словам специалистов, Коко понимает некоторые абстрактные понятия, а также что такое прошлое, настоящее и будущее.

Интересен случай, когда Коко решила завести себе питомца. Так, на свой день рождения в 1984 году она попросила смотрителей подарить ей кошку. Смотрители принесли ей несколько бездомных котят на выбор. Внимательно рассмотрев каждого, она решила оставить себе серого котенка без хвоста и назвала его Олл Болл. Коко ухаживала за ним, как за собственным детенышем, катала на спине и обнимала. Но, к несчастью, в этом же году котенок убежал из клетки гориллы, и его сбила машина.

Коко очень расстроилась и долгое время рассказывала всем о своих переживаниях. Когда её спросили, что произошло с котенком, она сигнализировала: «Кот спать». А увидев фотографию котенка, похожего на её питомца, она ответила: «Плакать, грустно, хмуриться».

Уже долгое время и по сей день Коко живет в благотворительной организации Gorilla Foundation, одной из главных целей которой является сохранение западных равнинных горилл, подвида, находящегося на грани исчезновения.

Человекообразные обезьяны: обучение знаковым системам языка человека

Для антропологов интерес к опытам по обучению языку обезьян состоит в том, что они позволяют оценить качественный уровень их познавательных способностей и таким образом определить степень развития их орудийной деятельности, коммуникации и других сложных форм поведения.

Отсутствие членораздельной речи у обезьян связано с особенностями строения голосового аппарата, а не с низким уровнем психического развития. Показано, что у них имеется способность к языку на основе формирования довербальных понятий и обобщений.

Одними из первых, кто добился положительного результата в обучении обезьян языку, были супруги Гарднеры. В июне 1966 г. они приобрели молодую самку шимпанзе и предприняли попытку научить ее "говорить". В качестве средства обучения они избрали американский язык жестов (амслен), которым пользуются многие глухонемые люди. Первым словом шимпанзе, названной Уошо, было "еще". К этому знаку Уошо прибегала тогда, когда просила, чтобы ее пощекотали, обняли или угостили, а также и тогда, когда у нее возникало желание пополнить свой словарь. Через 5 лет Уошо знала уже 160 слов, которые умела использовать в различных разговорных ситуациях как по отдельности, так и в сочетаниях друг с другом.

Примерно в это же время в штате Калифорния доктором Дэвидом Примаком обучается языку еще одна шимпанзе по имени Сара. Элементами языка Сары служили разноцветные пластиковые жетоны различной, произвольной формы, именуемые Примаком "образцами" языка. Примак и Сара общались между собой, составляя сообщения на магнитной доске. Сара научилась складывать из жетонов целые предложения типа: "Сара положить яблоко корзинка банан блюдо". Завершая описание достижений Сары, Д.Примак цитирует утверждение Ж.Пиаже, что обучение животных языку состоит, главным образом, в упорядочении тех знаний, которые уже накоплены индивидом.

Понгиды успешно осваивают человеческий язык, что говорит об их исключительно высоких когнитивных способностях. Коко - горилла, обучавшаяся языку глухонемых, за 13 лет сумела освоить словарь из 500 знаков и спорадически использовала 1000 знаков. Самец гориллы Михаэль, присоединившийся к самке Коко через четыре года после начала эксперимента, четко освоил 250 словарных знаков и 400 использовал спорадически.

Исследовательница Ф.Паттерсон, ведущая программу обучения горилл отмечает, что они способны общаться предложениями, содержащими 3-6 слов. Гориллы общались при помощи амслена не только с людьми, но и между собой; помнили разговорную английскую речь и могли читать печатные слова. На вопросы исследователя, что больше всего любят гориллы, Коко ответила: "Гориллы любят хорошо поесть". Когда же ее спросили, понравился ли ей день рождения, то Коко сказала: "Горилла Коко любит гостей".

Созидательным актом языка гориллы является юмор. Коко и Михаэль использовали метафоры, что совершенно очевидно требует у них наличия способностей к абстрагированию. В качестве примера приведем одну из бесед экспериментатора с Коко.

Коко: Это я (показывает на птицу).
Э: Я думала, ты горилла.
К: Коко птица.
Э: Ты можешь летать?
К: Да.
Э: Покажи.
К: Птица понарошку. Я дурачусь (смеется).
Э: Ты меня разыгрываешь. А кто же ты на самом деле?
К: (Вновь смеется). Горилла Коко.

Как отмечает Паттерсон, у горилл прослеживается значительное сходство с детьми 3-6-летнего возраста по типу игры, когда они хорошо знают названия вещей, но называют все другими именами или утверждают, что данные вещи обладают совершенно несвойственными им качествами (вербальная игривость).

Интересный эксперимент был проведен группой американских исследователей. При помощи компьютера шимпанзе общались друг с другом. Сначала их обучили лексикограммам (геометрическим фигурам), обозначавшим 11 пищевых продуктов, затем рассадили в разные комнаты с соединенными пультами и табло. Одной из обезьян показывают пищевой продукт в контейнере, увидев его, она набирает на пульте соответствующую лексикограмму. Эта же лексикограмма высвечивается на пульте у шимпанзе в другой комнате. Если вторая обезьяна с помощью лексикограммы просит этот пищевой продукт, содержащийся в контейнере, его дают. Таким образом, один шимпанзе сообщал другому о пище через компьютер.

Человекообразные обезьяны понимают значение порядка слов. Могут комбинировать слова, создавая новые фразы. И даже могут обучать друг друга языку жестов. Так Уошо обучала своего приемного сына разговаривать на языке амслен. Один из исследователей поведения обезьян воскликнул: "Нам необходимо пересмотреть либо понятие "язык", либо понятие "человек". Однако опыты с шимпанзе демонстрируют не столько речевые способности, сколько их психический потенциал.

Делая выводы из этих опытов, начатых Гарднерами с шимпанзе Уошо, можно сказать, что они продемонстрировали следующее:
- понгиды обладают психическими способностями, выходящими за пределы способностей использования орудий;
- они обладают зачатками ассоциативного мышления и могут обозначать знаками предметы окружающей среды и действия;
- они могут комбинировать эти знаки;
- они используют руки в общении;
- способны использовать знаки не только как символы, но и как инструментальные реакции на предметы и сигналы.

Принято считать, что человек есть венец природы. Это правда. Но человеком мало родиться, человеком нужно стать. Интеллект трех-четырехлетнего ребенка равен интеллекту средней шимпанзе, а двухлетнего - умной собаки. Если его как Маугли оставить в джунглях, и его будут воспитывать дикие звери, то по прошествии определенного возраста (называют десять лет) - этот ребенок уже никогда не сможет адаптироваться к человеческому обществу и навсегда останется животным.

Но это все отдельная тема, о которой я в дальнейшем планирую писать много. В "пучине смуты и разврата" Живом Журнале пусть мой никому ненужный бложик несет знания и здравый смысл в массы - хоть какая-то будет польза. Поэтому познакомлю его двух с половиной читателей с уникальной в каком-то роде обезьяной. Это горилла, ее зовут Коко.

Несмотря на то, что гориллы считаются менее развитыми, чем шимпанзе, и гораздо более агрессивными, действительно опасными животными, Коко в маленьком возрасте забрала к себе на обучение профессор Стенфордского университета Пэнни Паттерсон. Задачей было обучить обезьяну обычному языку жестов, на котором разговаривают глухонемые.

Коко проявила себя очень талантливой и способной к обучению особью и спустя несколько лет уже могла понимать около 600 символов и сама показывать (читай - говорить) более 350. Сразу же нашлись септики и критики, которые утверждали, что Коко не говорит, она "обезьянничает", то есть просто играет, копирует жесты своего учителя. Но к реальности это не имеет отношение. Вот простой пример развитого абстраткного мышления Коко. Когда у нее нет точного слова, чтобы объяснить новый предмет или явление - она синтезирует понятие из уже имеющихся. Когда её угостили очень жестким песочным пирожным, и Коко не могла его долго прожевать, тогда показала два жеста: "Пирожное" и "Камень", добавив жест недовольства и что больше такое печенье есть не будет. Или, например, она просит банан, а ей дают апельсин, злится, и повторяет: "Нет, Коко хочет банан!" до тех пор, пока ей его не предоставят. Или если на прогулку ей дают желтую кофточку, то она говорит: "Дайте красную!", потому она у нее любимая.

А еще Коко очень любит животных, долгое время у нее был лучший друг - местный кот, с которым она играла, гладила и оберегала, но однажды он умер. Коко долго переживала по этому поводу и постоянно показывала жестами, что очень расстроена и скучает по нему. Когда Пэнни Паттерсон поинтересовалась, куда, по ее мнению, делся кот, то Коко ответила следующее: "Он ушел туда, откуда не возвращаются".

Коко очень общительная, и стоит ей увидеть нового человека или животное, она тутже обращается к нему на языке глухонемых. Понятное дело, животные ей не отвечают, да и редкие люди знают язык жестов, поэтому она быстро теряет к ним интерес. Но вот с некоторыми из своих кукол она любит проводить целые многочасовые монологи. Ее общительность натолкнула ученых на мысль, что неплохо было бы ее познакомить с самцом гориллы, которого бы тоже обучили прежде изъясняться жестами. И такой нашелся. Вначале Коко неохотно с ним общался, показывая руками, что он "грубый, агрессивный, и мне не нравится!", но потом привыкла и стала даже требовать о регулярным с ним встречах. Ученые надеются, что они заведут потомство, и тут возникает вопрос: смогут ли они уже самостоятельно обучить своих детенышей языку жестов? Потому что прецедент был, но в небольших масштабах, и в отношении шимпанзе бонобо, но об этом как-нибудь в следующий раз.

А вот пару роликов:

Для невладеющих английским. Коко очень любит кино, и в одном из таких есть очень грустная сцена расставания близких людей. Коко постоянно в этот момент отворачивается.

А вот предположительно тот самый самец, с которым Коко хотят свести:

Не стоит думать, что обезьяны как в известном фильме поумнеют когда-то и захватят мир. Мы НЕ произошли от современных шимпанзе и горилл, мы разошлись с ними в эволюционном развитии примерно 12-15 млн лет назад, пойдя по своему пути. Они - не станут умнее, потому что физиологически к этому не способы, у них не такой развитый мозг, у них неразвита речь. Но и наличие мозга и речи не гарантирует развитость. Оглянитесь вокруг - в мире 95% идиотов разной степени глупости, а человек - это категория не сколько биологическая, сколько интеллектуальная, волевая. Поэтому фраза, что человеком мало родиться, им нужно стать - полностью оправданна.

Горилла Коко – настоящий феномен и гений среди всех животных. Её выдающиеся умственные способности позволяют горилле без проблем общаться с человеком на разные темы, шутить, выражать грусть и даже воспитывать собственных питомцев.

История Коко началась 4 июля 1971 года – еще безымянная западная равнинная горилла родилась в зоопарке Сан-Франциско. Изначально планировалось, что Коко будут использовать для медицинских опытов у доктора Фрэнсис Паттерсон, а затем уедет обратно в зоопарк, но благодаря поддержке организации «The Gorilla Foundation» Паттерсон смогла оставить у себя гориллу и приступить к одному из самых успешных экспериментов в области общения с животными.

С самого детства ученый решила научить Коко понимать английский язык и даже разработала специальный язык жестов для общения с гориллами (GSL — Gorilla Sign Language). Сейчас Коко воспринимает на слух и распознает около 2000 английских слов и 1000 жестов. С помощью жестов она может поддерживать разговор, описывать свое настроение и даже шутить: как-то раз она жестами показала другой горилле, отобравшей у нее игрушку, что та «грязный плохой туалет». Коко без проблем распознает себя в зеркале и узнает знакомых ей людей и животных на фотографиях.

Удивительно, но Коко самостоятельно умеет изобретать новые знаки. Паттерсон сообщила, что в их языке жестов не было слова «кольцо», но зато присутствовали слова «палец» и «браслет». Как-то раз, получив кольцо, Коко смогла самостоятельно объединить эти два жеста, получив новое слово «браслет для пальца».

Ну а кто устоит перед маленьким пушистым котенком? Мало кто, вот и Коко не устояла. Ученые утверждают, что в 1983 году Коко сама попросила подарить ей кота для воспитания, и на Рождество ей сделали подарок – принесли маленького котенка, за которым горилла стала ухаживать. Своего первого питомца Коко назвала «All ball», что можно перевести как «Все Мячи». Как-то раз «Все Мячи» во время прогулки попал под машину. Паттерсон сообщила ей об этом при помощи английских слов и языков жестов. Несколько недель Коко грустила и показывала жестами, что ей очень плохо и даже пыталась произнести некоторые человеческие слова (гориллы неспособны контролировать голосовой тракт, но Коко делала попытки сообщить что-то на языке людей, чем сильно удивила своих воспитателей). Через несколько лет Коко опять попросила себя двух котят, назвав их «Губная помада» и «Дымок», которые прожили со своей удивительной воспитательницей счастливую кошачью жизнь. С тех пор Коко является профессиональным воспитателем кошек, и ни одно животное не чувствует себя плохо рядом с заботливой гориллой.

В 2015 году на 44-летие Коко дали выбрать для себя нового котенка – горилла взяла серого малыша.

Но самое удивительное, что исследователи, проводящие время с Коко и давно ставшие ее друзьями, уверены, что в интеллекте их подопечной нет ничего выдающегося. Почти любая горилла сможет достичь таких же успехов в воспитании, если будет воспитываться в соответствующей среде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .