Педагогическое эссе «Что значит любить детей?», Волкова Т.В. г.Полярный, Мурманская область, МБОУООШ№2.

Ребенок становится счастливым, как только ощущает

к себе искреннюю и бескорыстную любовь.

Ш. А. Амонашвили.

Кто-то из родителей, конечно, прислушается, к написанному выше, но кто-то посчитает, что намного важнее обеспечить ребенка материальным благом, нежели подарить ему частичку своего внимания и любви… таким детям, особенно важна любовь и внимание учителя. Я, работая учителем начальных классов, очень часто наблюдаю эту закономерность у своих учеников…Многие учителя, несомненно любя своих учеников, ставят строгие рамки: не обнимать, лишний раз не шутить и так далее, мало ли нарушиться учительский авторитет? Я придерживаюсь другого мнения. «Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый», - писал Ж. Сесброн. Маленький человек, который приходит в твой класс, прежде всего ребенок, который нуждается в любви, поддержке и понимании. Он- маленький мир, который учитель, действительно Учитель, с большой буквы « У» стремиться познать. Вот так, приходит к тебе в 1 класс двадцать пять, а то и больше «миров», и ты, на протяжении всего времени обучения пытаешься понять этот мир, заглянуть внутрь, увидеть, а почему в данной ситуации он сделал так, а в другой так, а не иначе. Само собой, до конца этот процесс не завершается спустя 4 класса обучения, но постараться как можно четче разглядеть душу ребенка, его возможности и потенциал – одна из главных составляющих именно учительской любви.

А может ли учитель работать в школе, не любя детей? Казалось бы, ответ очевиден и лежит на поверхности - конечно нет! Нет, и еще тысячу раз нет! Но, если мы заглянем в наши школы, оказывается все не совсем так, как должно бы быть! Окончив университет, я сразу же пришла работать в одну из школ, нашей матушки - России. Работала на одной параллели с очень опытными и замечательными учителями, которые всю жизнь свою проработали на благо родины, «взращивая» молодые кадры для нашей страны… Но когда, после одного из уроков, я услышала всю правду, которую одна из них думает о детях…. Не о какой любви, как стало ясно из ее слов, и речи быть не могло. И такое я слышала из уст заслуженного учителя России! И тогда я решила для себя, пусть лучше я всю жизнь проработаю учителем, не имея никаких званий и наград, чем стану такой. Ведь не так страшно остаться без награды государства, как страшно, подчас в нашей рутинной работе, потерять себя как человека. А я считаю, с этим учителем произошло именно такое. Кто- нибудь из вас может мне возразить и сказать, а ты попробуй лет тридцать проработай учителем, тогда возможно и сама скажешь что-то подобное. А я отвечу вам следующим образом, если у учителя, сколько бы не было ему лет, может двадцать, а может и все семьдесят, если у него появляются такие мысли в голове, это значит стоп…остановись…сделай вдох и выдох и хорошенечко подумай, виноват ли кто-то из детей твоего класса в том, что ты не способен больше в полной мере быть учителем, педагогом, тем человеком, смотря на которого у детей должен гореть глаз, на того, на кого они хотят в чем- то быть похожим лет этак через двадцать??? Ты уже не тот? Тогда, возможно пора сменить профессию или уйти на заслуженный отдых, но не надо сваливать свои проблемы и усталость на детей, они не виноваты в том, что ты погас.. погас как учитель….ведь уважение к своим ученикам, это немаловажная часть любви к ним.

Еще В.А. Сухомлинский писал « Нельзя познавать ребенка, не любя его». А учитель начальных классов это не просто учитель, зачастую это «вторая мама» для тех детей, которым недостает родительской любви. Порою такие детки намного больше доверяют тебе, учителю, рассказывают свои тайны и секреты, которые не знает даже его близкий друг, и рассказывает он их тебе вполголоса, на ушко, чтоб никто-никто не слышал…а ведь это и есть проявление детской любви, любви к тебе как к учителю, но прежде всего любви к тебе как к человеку. В такие моменты каждый из нас понимает, что он не зря выбрал эту нелегкую и подчас неблагодарную профессию. Ребенок любит тебя чистой любовью, поэтому и ты, взрослый человек, знающий всю грязь этого мира, должен постараться дать ему почувствовать от себя подобное…Подзови такого ребенка к себе, чуть приобними, если ему плохо, дай ему понять что все будет хорошо, что ты дашь ему любовь, а вернее постараешься восполнить тот баланс, который он не получает от своих близких людей. И я больше чем уверенна, что уделяя такое пристально внимание таким детям, учитель не останется в долгу. Пусть не сразу, но учитель найдет свою награду! Пусть пройдет пять, десять, а может и более лет, но кто-то из таких учеников обязательно придет к тебе в класс, или возможно, встретит тебя на улице, и, улыбаясь, протягивая букет скромных ромашек, скажет тебе:« Спасибо, мой учитель!». Я считаю, что такая благодарность куда важнее многих государственных наград.

Зачастую, учителям приходится работать в довольно непростых классах, в которых есть неблагополучные семьи, родители которых злоупотребляют алкоголем, так же сейчас очень много неполных семей. В подобном классе работаю я сейчас, поэтому прекрасно осознаю, что многим детям из моего класса я должна уделить особое внимание. И прежде чем ругать такого ребенка, как это привыкли многие делать, я должна поговорить с ним и попытаться понять суть проблемы.. Не нужно далеко ходить за примером, приведу его из своей недавней школьной ситуации…Девочка приходит в школу с невыученными уроками, на мои слова ведет себя довольно агрессивно. Соответственно, у меня, как и у любого учителя, первая реакция – повысить голос и потребовать объяснений от ребенка. Что я и сделала, о чем очень скоро пожалела...В итоге из разговора с девочкой выясняется, что мама вчера была пьяная, кидалась на них с сестрой с кулаками и они сбежали к бабушке… После всего этого ты, учитель, сидишь и думаешь, а стоило ли повышать голос на ребенка? Зачем эта лишняя грубая эмоциональность? Что этот маленький человечек пережил за вчерашний вечер? Возможно, ты взрослый человек, многое уже повидавший, не испытывал никогда такой боли и унижения! Ведь никто не может заменить родную мать, и сложно найти большую боль для ребенка, чем ту, которую он получил от матери, а все мы прекрасно понимаем, что зачастую моральная боль и унижение куда сильнее чем физическая.

Уделяя таким детям повышенное внимание, мы поможем им не потеряться в этой жизни, они будут стоят увереннее на ногах и чувствовать себя в классном коллективе как дома. Ведь это очень важно, чтобы дети чувствовали себя в классе комфортно.

Все- таки очень много можно рассуждать над тем, что значит любить ребенка, и конечно нельзя забыть о том, что любить ребенка - это исключить любые оскорбления в его адрес. «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство», - писал Николай Чернышевский. Нашему будущему нужны люди, которые выведут нашу страну на новый передовой уровень, а это смогут сделать лишь достойный люди, которых мы, учителя, должны взрастить именно сейчас! Очень часто приходится слышать в СМИ, да и просто в школьных коридорах о том, что учитель как-то оскорбил своего ученика. Возможно, ученик сам попытался сделать все, чтобы учитель повел себя таким образом. Но учитель, он на то и учитель! Если ребенок сделал или сказал что-то непристойное, ты взрослый умный человек должен объяснить, донести до души ребенка ту мысль, что это поступок неприличный, не нужно делать так! И, конечно, педагог, любящий детей обязан сделать это без оскорбительных слов в адрес своего шаловливого, непослушного, возможно часто раздражающего его, но РЕБЕНКА! Каждый из нас, в этот момент должен представить, что это его собственный ребенок, и гнать от себя мысли о том, чтобы сказать этому маленькому человеку что-то нехорошее….

А еще любить детей- это значит быть с ними на одной волне, в какой –то мере, учитель сам всегда должен оставаться ребенком! Посмотрите на учителей, очень часто они выглядят намного моложе своих сверстников. А за это мы должны сказать спасибо именно детям, которые нас постоянно окружают и дарят нам каждый день заряд молодости, не дают стареть нашим душам! Учитель, который плывет вместе со своим классом, в одном направлении- счастливый учитель! Лишь такой педагог каждый день приходит на работу с удовольствием. Конечно, не всегда сразу получается найти общий язык со всеми детьми. Но в этом очень помогают коллективные дела: участие в различных конкурсах, совместная подготовка к ним, походы на природу, совместные праздники, чаепития.. Именно в таких, внеурочных ситуациях каждый из нас может показать себя настоящего, без ложных масок. Именно в эти моменты возникает доверие между учителем и учениками, а доверие – это одно из составляющих такого чувства как любовь. Конечно, рамок и границ никто не отменял. Доверие должно идти под руку с уважением, иначе дети просто могут сесть учителю на шею и свесить ножки, чего допускать ни в коем случае нельзя, как бы ты не любил свой класс.

Уважение…уважение к ребенка как к личности, вот еще одна из важных составляющих учительской любви к детям. Каждый человек, имея даже небольшой жизненный опыт - это личность. Я. Корчак писал « Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!». Так давайте прислушаемся к этому великому человеку. Мы, взрослые люди, должны постараться отградить ребенка от этого жестокого мира, мира, полного лжи и предательств. Пусть ребенок узнает об этом как можно позже, пусть он проживет счастливое детство! Для каждого из нас, детство - это самая лучшая пора в жизни, рядом любящие тебя родители, а самая главная твоя забота – не пропустить любимый мультфильм, гуляя с другом во дворе. Те люди, которые были лишены счастливого детства – несчастные люди. Даже если в жизни у них все складывается хорошо, душевную рану детства уже не залечишь ничем. Она будет терзать тебя снова и снова, и ты сделаешь все, чтобы твой ребенок увидел самое счастливое детство, которое только может быть! Поэтому и учителя, несомненно, не должны разрушать хрупкий мир детства, а должны оберегать его, как стражники и вносить в него много новых интересных знаний и открытий. Ведь кто знает, что приготовила жизнь для того или иного ребенка, поэтому необходимо постараться сделать ребенка счастливым не завтра или через неделю, а именно сейчас, в ту минуту и секунду, когда ты находишься рядом с ним!

Учителя! Давайте не скупиться на добрые слова для своих учеников, давайте дарить им тепло и поддержку, давайте уважать их, прислушиваться к ним и быть с ними честными, ведь дети могут нас очень много научить, и показать мир в совершенно других красках! Давайте любить своих учеников, и получать эту любовь взамен, ведь делиться любовью – это и есть настоящее счастье!

Что значит любить детей?

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. То, как ребенок будет воспринимать себя на протяжении всей жизни, - его самооценка - во многом зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в любви. Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку - словом, интонацией, жестом, даже молчанием - родители сообщают ему что-то о нем. От знаков одобрения, любви и принятия, у ребенка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущение «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику - «Ты не можешь!», невнимание - «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю». Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, нужно отдавать себе отчет, какое сообщение ему посылается в общении. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от окружающих.

Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда родители открыто и искренне выражают свои чувства, дети видят, что они тоже живые люди, - и, в свою очередь, начинают доверять свои чувства. Понимание, уважение к личности, доверие - самое важное в отношениях между ребенком и взрослым.

Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Каждая область принципиально важна. Многие родители сосредоточивают свое внимание на одной или двух областях, пренебрегая другими, делая при этом огромную ошибку.

1.Контакт глаз. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Хотя мы и не осознаем этого, но используем контакт глаз как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями (и другими людьми) для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар. Если ваш взгляд постоянно выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же взглядом стремятся только выразить строгость, раздражение, ребенок приучится к такой же реакции. Ребенок даже учиться начинает лучше, если удовлетворить его эмоциональные потребности. Ласковый взгляд и нежное ободряющее прикосновение могут снизить уровень тревожности и уменьшить страхи ребенка, укрепить в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

2. Физический контакт. Большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Говоря о физическом контакте не имеется в виду, что обязательно целоваться, обниматься - просто любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п. При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение, соответствующие возрасту, совершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными.

3. Пристальное внимание. Что означает пристальное внимание? Это означает, что родитель сосредоточивается на ребенке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ребенок ни на мгновенье не сомневался в полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес, внимание и внимательность, заботливую сосредоточенность и интерес именно к нему в эту минуту. Осознание этого жизненно важно в развитии самооценки у ребенка. А это глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и любить их. Самый лучший способ для этого - это побыть с ребенком наедине. Если у Вас несколько детей, необходимо найти время, чтобы побыть наедине с каждым ребенком.

4. Дисциплина. Многие родители считают, что дисциплина означает наказание (для некоторых - порка). Но на самом деле любовь и дисциплину нельзя разделить, а наказание - это очень маленькая часть дисциплины. Дисциплина - это прежде всего достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, обучение, обеспечение ребенку возможности самому учиться и набираться различного жизненного опыта, в том числе и умения отдыхать. Когда ребенок уверен, что родители понимают все, о чем он пытается рассказать, что они осознают его чувства, мысли и желания, он гораздо охотнее будет положительно реагировать на дисциплинарные требования. Это не означает, что нужно поддаваться на требования или капризы ребенка, это означает, что нужно полностью сосредоточиться на общении с ним в этот момент, чтобы у ребенка не появилось ощущение, что родитель просто настаиваете на своем, используя свой авторитет, и пренебрегает его мыслями и чувствами. Ребенок в этом случае обучается очень важному навыку: умению вести переговоры, уважать точку зрения другого и искать компромиссы.

Как выражать любовь к ребенку? Советы родителям:

· Говорите больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад(а) тебя видеть», «Хорошо, что ты здесь», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась(лся)», «Как хорошо, что ты у нас есть».

· Обнимайте ребенка несколько раз в день: четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день, чтобы чувствовать: мы вместе.

· Принимайте ребенка безусловно: не говорите: «Если ты будешь хорошей девочкой (мальчиком), я буду тебя любить». Ведь любовь - не товар. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что родительская любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий. Любите ребенка не «за то, что он…» и не «только если он…», а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно все остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину, даже и наказывать, если в этом возникает необходимость.

· Дружите с ребенком: п онимайте его внутренний мир, чувства и делитесь своими чувствами, своим миром. Формируйте у ребенка положительную позицию по отношению к себе и окружающим его другим людям: Я “+”, ТЫ “+”: ведь человек, не сознающий собственную ценность и одновременно пренебрегающий ценностью других, может совершать поступки, нежелательные для него самого и окружающих, поскольку ему безразличны их последствия.

Необходимо показать ребенку, что Вы считаете его достойной личностью:

Важно в самом деле внимательно выслушать ребенка, когда он говорит - сначала выслушать, а потом наказывать;

Важно избегать физического наказания;

Важно контролировать свой гнев - бурное проявление негодования, особенно бесконтрольные взрывы гнева и бешенства, поначалу очень пугают ребенка. Но ребенок растет, и, когда родители слишком часто теряют контроль над собой, впадая в гнев и ярость, это исподволь подтачивает его уважение к родителям и наряду с этим постепенно разжигает его собственные дурные наклонности к невоздержанности, гневу и злобе.

Материал подготовлен на основе книги

Р. Кемпбелл «Как на самом деле любить детей».

Любить своего ребенка. Что это значит?

Дата добавления: 2010-04-19

Любить своего ребенка – что это значит?

Это значит удовлетворять одну из самых главных его потребностей. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он чувствовал себя нужным.

А ребенок без любви просто не может нормально развиваться. И то, как он будет воспринимать себя на протяжении всей жизни, - его самооценка – во многом зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в любви.

Что дает ему родительская любовь, почему она так важна?

Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку – словом, интонацией, жестом, даже молчанием – мы сообщаем ему что-то о нем.

От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение « я хороший», а от сигналов осуждения, неудовлетворения, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».

Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику «Ты не можешь!», невнимание «Мне до тебя нет дела!» ил даже «Я тебя не люблю».

Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение мы сейчас ему посылаем.

Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью, с более маленькими детьми родители более ласковы и внимательны.

Но по мере взросления ребенка мы всё сильнее стремимся его «воспитывать» и часто не задумываемся о том, насколько ему необходимо наше тепло, принятие и одобрение. Мы просто не фокусируем свое внимание на том, как обращаемся к детям.

А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребенок делает вывод: «Меня не любят», «Я им не нужен».

Дети настолько неуверенны в нашем к ним отношении?

Да, неуверенны. Они подсчитывают любые проявления нашей любви, у них своя эмоциональная бухгалтерия. Они всё время сравнивают: «Брат подарил цветочек маме – мама обрадовалась, я подарила – обрадовалась меньше», «Папу мама любит больше, чем меня», «Гости пролили чай, мама сказала «ничего», а я пролил – меня отругали»…

Им очень не хватает внешних сигналов любви. А ведь положительное отношение к себе – это основа психологического выживания человека. Поэтому ребенок постоянно ищет нашей любви, борется за неё, ищет подтверждения, что он хороший.

Так как же родителям выражать свою любовь?

Говорить больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой!», «Я рад тебя видеть!», «Хорошо, что ты пришел!», «Я по тебе соскучилась!», «Как хорошо, что ты у нас есть!»

Не нужно забывать и обнять ребенка, приласкать и прикоснуться к нему.

Американский семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре прикосновения человеку нужны просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо восемь объятий в день.

У детей есть необходимость «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который только что научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям – и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, она не далеко, и она может защитить.

С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, семейные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы понять: мы вместе.

Но как же быть с воспитание? Обнимать, хвалить и не ругать за дурные поступки, не наказывать, если он что-то натворил?

К сожалении, очень многие родители уверены, что главные, если не единственные, воспитательные средства – это награды и наказания, пряник и кнут. Но воспитание – это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Прежде всего с ребенком надо построить человеческие отношения.

Прежде, чем его воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка.

Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я тебя буду любить». Но любовь – не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенка необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий.

Мы любим «его не за то, что он…» и не «только если он..», а просто потому, что он есть.

Только на фоне безусловного принятия возможно всё остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину, даже и наказывать, если в этом возникает необходимость.

Может ли родительской любви быть слишком много?

Вопрос в том, что мы понимаем под словом «любовь». Януш Корчак писал: «От матери зависит, даст ли она ребенку грудь или вымя»
Что значит «дать вымя»? Это как раз и есть слишком много любви, но такой, которая не идет на пользу. Ведь растя ребенка, мы помогаем ему стать человеком, то есть учим руководствоваться не только инстинктами и желанием получить удовольствие.

Мы не может не ставить ему ограничения, необходимые для его же блага. Но некоторым родителям бывает трудно сделать это – они бояться огорчит ребенка и готовы удовлетворить любые его желания, чтобы ему было хорошо.

Однако на самом деле, они не помогают стать ему человеком, они дают вымя»: заваливают нежностями, впихивают в него пищу, оберегают от холода, тепла, жары, микробов, дурных влияний, влезают в его жизнь с навязчивой заботой и тревогой.

Когда в ребенке не видят личность с его настоятельными потребностями, заслуживающими внимания и уважения, а видят только свою слепую преданность ему, своё животное чувство, - это совсем не та любовь, в которой он нуждается.

Настоящей любви к ребенку - ответственной, уважительной и дружеской – много не бывает.

Вы говорите о любви к ребенку как об отдельном понятии. Чем отличается это чувство от других его видов, например от любви между взрослыми людьми?

Да, любовь к ребенку – совершенно особый род чувства. Мы не можем любить его, как мужчину или женщину, хотя бы потому что ребенком мы не будем область всецело. Кроме того мы любим его, зная, что рано или поздно он покинет нас, чтобы создать свою семью (а ведь сама мысль, что от нас уйдет любимый муж или жена, для нас неприемлема).

Мы вкладывает в ребенка все силы и средства…чтобы отпустить его в самостоятельную жизнь. Хотя во «взрослой» любви ест много разных сторон: помимо, например, сексуальной, есть чисто человеческая.

Только в этом смысле отношения мужчины и женщины и отношения родителя с ребенком принципиально не различаются: это тоже взаимодействие двух людей.

Что важно в человеческом аспекте отношений между взрослым и ребенком?

Это понимание, уважение к личности и доверие. Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет.

Но когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят, что мы тоже живые люди, - и в свою очередь, начинают доверять нам.
В своей книге я привожу пример одной мамы, которая видит, что сын тоскует по отцу, сказала: «Я вижу, что тебе трудно без папы, и мне тоже трудно. Был бы у тебя папа, а у меня муж, было бы нам жить намного интереснее».

Мама доверила мальчику свое переживание, обоим стало легче, они сблизились. Сблизились как мужчина и женщина? Конечно, же нет. Как мать и ребенок? Тоже нет. Как кто же тогда? Просто как два человека.

Да, он младше нас, он меньше знает, у него меньше опыта, мы в ответе за него. Но он – наш друг. Попробуйте закрыть глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего другу или подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок?

А теперь представьте себе, что это ваш ребенок: вот он приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Представили?
Тогда попробуйте это сделать на самом деле. Не бойтесь, что испортите его за эти минуты. Это просто невозможно.

Понравилась эта статья?

Кому-то этот вопрос может показаться более чем странным, но тысячу людей по всему миру все же задаются им – как полюбить своего ребенка ? Почему родители считают, что любят недостаточно?

Почему дети жалуются на свое одиночество и чувство ненужности? И нормально ли это - быть чайлдфри ? Вопросов много, и на все психология в той или иной степени нашла ответы.

Любовь к детям - что это?

Что значит - любить ребенка? Сегодня много говорят и пишут про безусловную любовь .

Это ценность и идеал времени, в некотором смысле, его философская характеристика. Говорят и пишут много, но все ли родители понимают, что это такое?

Безусловной любовью называют полное принятие своего близкого человека. Это непросто, это требует работы над собой, определенных душевных сил.

Это значит, что ваш ребенок - главная ваша любовь не потому что он старательно играет на скрипке, у него красивые карие глаза или потому что он самый умный в классе.

Безусловная любовь - это полное принятие человека таким, каким он есть, просто потому что он ваш человек. В данном случае это полное принятие ребенка, ведь вы его родили.

Это дело вашей жизни: из маленького семечка взрастить личность. И вы не накладываете на собственное дитя свое видение идеального ребенка, а принимаете своего потомка в его настоящем облике - не самым идеальным, не всегда умеющим то, чего вы от него ждете.

Мучительные роды или тяжелый период первых месяцев жизни ребенка мог стать потрясением для женщины: и оно столь сильное, что не позволяет ей перестроиться, осознать счастье случившегося.

Если родители не любят уже подросшего ребенка, причины тоже могут быть разными. Возможно, они не любят одного ребенка на контрасте с другим - первый умный, талантливый, веселый. А второй звезд с неба не хватает, двух слов связать не может, да и не самый симпатичный.

Но дело не в ребенке, а в ваших завышенных ожиданиях . Он такой какой он есть, и он заслуживает вашей любви просто фактом своего рождения: само рождение ребенка - это словно гарантия для него, что его будут любить. Скиньте груз собственных надежд с человека, который просто растет, просто проживает свою жизнь.

Почему некоторые родители не любят своих детей? Самая частая причина - их не любили, и этот опыт, эта модель перекочевала в их жизнь. Сложно любить, когда не знаешь как . Многие родители инфантильны, хоть сами этого не осознают.

Ребенок помешал их жизненным планам: они на невинное дитя вскинули ответственность за то, что не закончили ВУЗ, не устроились на хорошую работу, не пожили для себя…

Но более правдиво так: ребенок выбил вас из своей колеи , и вы не захотели приложить силы, чтобы пойти по другой. Огромное количество родителей получали образование с ребенком на руках, он был их двигателем и мотиватором.

Муж или парень не хочет заводить потомство

Опять же, может быть, он не знает, как это - любить.

Проанализируйте, какие отношения были в его собственной семье . Покажите ему ненавязчиво, как хорошо ребенку, когда папа уделяет ему внимание.

До многих мужчин факт отцовства доходит не сразу: но если именно папа помог малышу сделать первые шаги, если под папиным руководством ребенок научился держать ложку и собирать пирамидку, редкий отец не получит свою дозу счастья и гордости.

У мужчин в принципе это чувство любви к детям развито не так сильно - имеется в виду то женское желание улыбнуться малышу на улице, погладить незнакомого ребенка по головке.

Многие мужчины впервые испытывают умиление ребенком, только когда у них появляется собственный.

А ставить клеймо чадоненавистника молодому парню просто глупо - хотя, если он бурно выражает свой негатив, есть повод задуматься.

Это невротические проблемы, которые могут говорить о том, что человек в принципе не умеет любить, он сконцентрирован на себе и чужой человек для него не является ценностью.

Почему отцы не любят своих детей? И здесь причин много: например, ребенок нежеланный. Так случается, если ребенок стал поводом для женитьбы. Иногда родитель словно теряет любовь к ребенку, когда разводится с его матерью.

Помните, что любовь - это тоже дар, талант, работа, старания. Не все люди вырастают, многие живут и буквально купаются в своей инфантильности и нежелании отвечать не то что за чью-то, но даже и за свою собственную жизнь.

Нужно ли проявлять чувства?

Банально - но ведь для этого они и рождены .

Для того чтобы человек вырос здоровым, а не невротиком с кучей проблем, ему нужен опыт в любви. Очень многие вещи в будущем он будет строить на той базе, которая заложена в детстве.

Любовь питает, она дает ребенку уверенность в себе , определяет саму сущность его существования.

И выражается она не в дороговизне игрушек и крутости организации детского Дня рождения, а в ежедневном внимании - самое дорогое, что вы можете ему дать, это свое время. Как мудро подмечено: для хорошего воспитания ребенку тратьте на него меньше денег, но больше времени.

Чайлдфри, беременность: «за и против». Психология:

Недолюбленные дети - последствия

Самое страшное последствие - это , которое они несут дальше с собой по жизни.

Этот нелюбимый ребенок будет ощущать себя виноватым: одного это чувство толкает на агрессию, другого - на и мира в целом, третьего - на желание всю жизнь всем что-то доказывать о себе.

Словом, растет невротик , который потратить свою жизнь на борьбу с ветряными мельницами, будет отказывать себе в счастье.

Недолюбленные дети — причины и последствия:

Если вас самого в детстве не любили, это не значит, что вы и не научитесь. Пробуйте менять себе и привычное, шаблонное отношение к вещам. Главное - захотеть перемен.

Что делать, если ребенок раздражает?

Начните с того, что это ваша проблема, а не ребенка. Он такой, какой он есть.

У него малый жизненный опыт, чтобы меняться в угоду людям.

Обозначьте внутри себя конкретно, что же вам не нравится. Подумайте, можно ли это справить и, наконец, а нужно ли это делать. Вы хотите подстроить его под себя? Вы уверены, что это будет благо для него?

Доверяйте ему - выслушайте хоть раз не перебивая, не поучая . Если в вашей семье разговоры по душам не практикуются, это уже большое ваше родительское упущение.

Посмотрите на свое дитя - это ваше творение, в нем ровно 50% от вас и 50% от человека, которого вы когда-то сильно полюбили.

Он не просил своего рождения - вы обещали ему любить, ведь вы его родили. Неужели вам не хочется любить то, что создано вам? Возможно, у вас проблемы с самооценкой и восприятием себя.

Как правильно любить ребенка? Узнайте из видео:

Как принять его таким, какой он есть?

Вам достался маленький человечек, абсолютно беспомощный и нежизненноспособный без взрослого рядом. Вы научили его ходить, есть, разговаривать, читать, вы дали ему целый мир.

Где та точка, когда вы остановились? Когда вы выдохнули и сказали - ну все, хватит, теперь ты сам. Почему это произошло?

Даже в двенадцать он просто ребенок. Он научился дерзить и учится хуже, чем сын подруги. Он нескладный, не хочет читать книжки и сидит в планшете часами. Но, вот удивительная штука, не бывает детей, которым ничего не надо.

Не бывает детей, которые не хотят учиться - познание это основная потребность ребенка на физиологическом уровне, залог выживаемости. А он уткнулся в планшет и не хочет с вами общаться не потому что такой взрослый и сделал выбор, дескать, я такой человек, мне не нужны никто и ничто, идите вы все…

Он просто не умеет иначе обозначить то, что он: одинок, его не слышат, им не интересуются искренне и т.д. Он еще мал, чтобы доносить свою боль. Но вы достаточно взрослы, чтобы понять свое чадо.

Не опускайте руки - работайте. Главное захотеть ему помочь и не бояться демонстрировать свою любовь. Она нужна всем людям на земле, и двенадцатилетнему подростку тоже.

Как полюбить приемного малыша?

Это проблема иного плана: к такому родительству нужно готовиться .

И когда ребенок уже в семье, понять - он ваш. Такой, какой есть. И любить вы его должны научиться по такому же факту, как и родного. Люблю тебя за то, что ты с нами.

Один простой пример . Белорусский актер Павел Харланчук воспитывает двоих приемных детей и троих родных. Усыновленный мальчик долгое время не приживался в семье, и однажды сказал - отвезите меня к моей бабушке, я не хочу жить с вами.

Измучанные непониманием ситуации родители так и сделали: хочешь, давай, так тебе будет лучше. И уж почти доехав до бабушки, отец остановил машину. Он увидел испуганные глаза ребенка, осознание неизбежного и на самом деле - нежеланного.

Павел сказал сыну: «Ну что ты… Ну как мы тебя отдадим? Никому мы тебя не отдадим, потому что ты наш сын. Мы тебя любим. Никому мы не отдадим своего ребенка» . И развернул машину. Стена была проломлена. Мальчик увидел ту любовь, которая нужна каждому ребенку на земле.

Как полюбить приемного ребенка? Советы в этом видео:

Что делать, если сын или дочь не любит маму?

Вероятно, у вас большие ожидания . Формы проявления любви разные - и угадать ту, которая нужна вам, ребенку еще стоит научиться.

Помните, что дети следуют не нашим словам, а нашим примерам. Нечего воспитывать: они все равно все будут повторять за нами.

А вы уверены, что демонстрируете ему свою любовь ? Не заботу, кормежку и заполнение шкафа вещами, а именно любовь?

Любовь для ребенка - это тоже физиологическая потребность. Но ему сложно показывать свою любовь к маме слишком требовательной, грубоватой, не терпящей действий не по своему шаблону.

И это трудно будет сделать даже взрослому человеку. Может быть, для вас проявления его любви -