С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


У человека врожденных страха всего два – резких звуков и высоты. Остальные возникают в силу обстоятельств (травмы или испуг) или под влиянием родителей (если мама все время говорит: «Не бойся собак», то именно собаки и будут пугать ребенка). Можно ли как-то уменьшить давление врожденных страхов? И что делать, если ребенок вздрагивает от резких звуков.

От страхов следует ограждать мудростью, предусмотрительностью и добротой В природе громких звуков мало, шум если и появляется, то ненадолго, поэтому любой резкий и громкий звук чаще всего служит сигналом опасности. Городская цивилизация к грому и собачьему лаю добавила еще несколько «прелестей» - неожиданно звенящий звонок, хлопающие форточки и двери, шум метро, резкий скрежет тормозов и, наконец, родительские окрики.

А чем вреден громкий звук?

Если шумов много, то уши постепенно теряют чувствительность, а это приводит к расстройству работы сердца, печени и перенапряжению мозговых клеток. Дальше все идет по цепной реакции - ослабленные клетки мозга не могут четко координировать работу организма. Начинаются нарушения в других системах. Возникает постоянное чувство беспокойства, дети становятся тревожными. Легко пугаются, редко улыбаются, не могут до конца расслабить мышцы, быстро устают, беспокойно спят.

Надо ли тогда изолировать детей от шума?

То, что ребенок пугается резких громких звуков – вполне естественно. Это проявление инстинкта самосохранения. Жизненного опыта у младенца нет, поэтому природа заботится о нем. Человек, лишенный страха, тут же окажется под колесами автомобиля. Поэтому все должно быть в меру.

Но как отличить «нужный» страх от болезненного тревожного чувства?

Для начала надо самим перестать быть источником беспокойства.

«Не будешь спать - Баба Яга заберет», «Не трогай - укусит», «Не ходи - упадешь». Иногда мама сама не замечает, что слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности. Уменьшите количество запретов до «прожиточного минимума» - с огнем не играть, в розетку пальцы не совать, чужим дверь не открывать, немытыми руками немытые фрукты не есть. Все остальное должно остаться в пределах доступа ребенка для получения опыта и расширения картины мира.

Что делать, если ребенок боится громких звуков?

Если это произошло здесь и сейчас – от грома зазвенели стекла и малыш расплакался – обнимите, успокойте, дайте почувствовать, что родные рядом, близко и всегда готовы его защитить. Дальше важно, чтобы испуг не превратился в постоянный страх.

Поиграйте с разными звуками – вот металлофон, а вот металлические ложки постукивают друг по другу, а вот звон ключей. Вот шорох шагов, вот стук маминых каблуков, а вот топот по лестнице. Эти игры расширят «слуховой интеллект» малыша.

А вторым стратегическим направлением будет развитие уверенности в себе и профилактики тревожности.


Чем больше интересов у детей, тем меньше страхов Каких ошибок следует избегать?

Не стыдить и не смеяться, когда ребенок вздрагивает от малейшего шороха. Он не трусишка, он так сейчас воспринимает мир. Стыдясь, ребенок будет скрывать страх, но он никуда не денется.

Если первые шаги не получаются, не стоит бросать – вполне возможно, ребенку нужно чуть больше времени, чтобы перестать пугаться, у него свой темп и ритм жизни.

Не ограничивать свободу передвижения и круг общения, полагая, что так избавитесь от страхов. В стерильной обстановке у ребенка не будет опыта преодоления страха.

Лучший способ – относиться к страху без лишнего беспокойства, осуждения и наказания. Так, вы избежите фиксации страха. Если страх проявляется лишь временами, лучше увлечь ребенка играми, прогулками, открытиями и достижениями. И тогда радостный, довольный и уверенный в своих силах и надежности родительского плеча, ребенка будет здоров и счастлив.

В течение первого месяца жизни малыши отличаются крепким ночным и дневным сном. Кроху могут не беспокоить громкие звуки телевизора или речи, ему не мешают фоновые шумы. Начиная со второго месяца ситуация способна измениться кардинально, младенец может начать бояться телефонного звонка, вздрагивать от включения бытовой техники или обычной игрушки. Родители в такой ситуации часто теряются, не могут объяснить причины поведения своего ребенка и не знают, что в такой ситуации делать.

Когда и почему появляется детский страх

В период взросления до 1 года боязнь громких звуков наблюдается у значительного количества малышей. Родители часто могут видеть, как младенец в возрасте 2-3 месяцев начинает проявлять страх в ответ на смех, громкий разговор и иные виды резких звуков. Реакция крохи может быть разной, начиная от плача и заканчивая приступами истерики.

Способность бояться заложена у детей природой. Исключение составляют страхи, возникшие на фоне потрясения или ставшие последствием негативного опыта. Например, ребенок может бояться воды, если ранее у него возникли неприятные ощущения или эмоции после купания. Причиной страха звуков не заключается в неправильном воспитании, как ошибочно полагают многие родители, она напрямую связана с их недосмотром за ребенком. Так реагирует нервная система крохи в ответ на произошедшие ранее события. К такой категории страхов также относится боязнь отсутствия мамы или страх перед чужими людьми.

Боязни звуков не свойственно проявление длительное время. Страх может сохраняться первые 2 года, но если по прошествии этого времени реакция на шумы остается устойчивой, то это говорит о возможных проблемах с нервной системой и является поводом для получения консультации узкого специалиста. Часто факт того, насколько долго ребенок будет испытывать боязнь резких звуков зависит от поведенческой линии родителей.

Что делать родителям

Часто родители не понимают, с чем связана боязнь ребенка и его негативная реакция на звуки, которые для них являются обыденными и естественными. Некоторые из них пытаются кричать или шлепать ребенка, тем самым повышая риск ухудшения ситуации. Такое поведение с ребенком до 3-х лет способно спровоцировать проблемы в будущем.

Для успокоения малыша и избавления его от чувства страха от шума резких звуков требуется придерживаться следующих рекомендаций:

  • Пытайтесь чаще беседовать с ребенком в спокойных и ласковых тонах, изменяйте интонацию, тембр разговора и его силу, желательно обеспечить малышу звучание непривычного для него мужского баритона;
  • Не реагируйте на резкие звуки, пытаясь вскрикнуть или встать, ведите себя естественно, что даст малышу понимание отсутствия реальной угрозы;
  • Включайте ребенку мелодичные красивые мелодии;
  • Знакомьте кроху с напугавшим его предметом, объясняйте для чего необходим пылесос, бытовая техника или телефон;
  • Учите ребенка издавать различные виды звуков, произносить их громко и тихо, так он меньше станет реагировать на посторонние шумы, а игра станет новой забавой;

Не стремитесь во время сна малыша обеспечивать «идеальную» тишину, оптимальным для засыпания является фон работающего телевизора или спокойного тихого разговора. В такой обстановке даже появление резкого звука, нарушающего тишину, не напугает ребенка.

Когда стоит волноваться

При ярко выраженной реакции ребенка на громкие звуки, длительных проявлениях истерики и невозможности успокоить его, следует обратиться за консультацией к невропатологу. Своевременное обращение за помощью будет способствовать раннему выявлению нарушений в работе нервной системе малыша. Вместе со специалистом будет легче найти способы, при помощи которых можно будет успокаивать ребенка и снижать уровень выраженности его страхов перед резкими звуками.

Для того чтобы бесследно прошел страх ребенка важно спокойствие родителей и ощущение благоприятной атмосферы в семье. Взрослым не стоит впадать в панику и следует понимать, что до 12 месяцев реакция ребенка на громкие звуки не является отклонением и не говорит о нарушении развития. Помочь справиться крохе в такой ситуации помогут добрые улыбки, ласковые взгляды и спокойная речь.

Детские страхи и фобии — это нормальное явление и возможность для малыша справиться с проблемами на определенном этапе развития. Беспокойство по разным поводам переживают практически половина детей от полутора до пяти лет. После шести боязнь темноты, громких звуков, одиночества или замкнутого пространства обычно отходит на второй план, но появляются другие фобии. Если ребенок боится громких звуков, то как ему помочь справиться со страхом? Что может стать причиной такой проблемы?

Как новорожденные воспринимают звук

Новорожденные дети слышат очень хорошо. Слух начинает работать еще во внутриутробном периоде. Процесс формирования слуховой системы заканчивается приблизительно к двадцатой неделе беременности. Уже на этой неделе можно начинать общаться с малышом — рассказывать об окружающем мире, говорить, как сильно вы его любите и ждете, делиться впечатлениями. Ученые доказали, что стенки живота пропускают звуки громкостью 30 децибел. Околоплодная жидкость немного приглушает шум извне, но это не мешает ребенку не только слышать голоса, но и различать тембр, настроение говорящего, интонации. Очень хорошо воспринимаются низкочастотные звуки, например мужские голоса.

В течение первых дней жизни во внутреннем ухе новорожденного находится жидкость, так что он почти ничего не слышит. Но все системы активно развиваются. Уже к четвертой неделе жизни кроха начнет различать отдельные звуки, а с девятой-двенадцатой он научится определять, откуда они доносятся. Новорожденный одинаково слышит как во время сна, так и в период бодрствования. Дети первых месяцев жизни не нуждаются в полной тишине во время сна. Это объясняется тем, что еще во время беременности они постоянно слышали звук работы внутренних органов матери и шумы извне.

Как младенцы реагируют на звуки

Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.

Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.

Боязнь громких звуков у малышей до года

Ближе к концу первого месяца жизни ребенок будет чутко реагировать на неприятные и громкие звуки. Кроха вздрагивает всем телом, может беспокойно двигать руками, плакать. Если ребенок стал бояться громких звуков в раннем возрасте, то обычно это связано не с негативным пережитым опытом, а с естественной реакцией психики на шум. Звук ассоциируется с опасностью. Похожее чувство грудничок испытывает в присутствии незнакомцев или когда боится засыпать без мамы. Продолжительный звук вызывает неприятные ощущения в органах слуха.

Так, боязнь громких звуков — это естественная реакция организма, проявление инстинкта самосохранения, который в этом случае дает о себе знать до 12-18 месяцев. Со временем ребенок перестанет бояться громкого шума, который повторяется и не несет никакой опасности. Это феномен слухового привыкания.

Другой интересный феномен можно наблюдать уже к концу второго месяца жизни или раньше. Если мама поет ребенку колыбельные, то кроха скоро начнет пытаться имитировать гласные звуки. Это напрямую связано со слуховыми стимулами.

Ребенок боится громких звуков в 2-3 года

Если у грудничков боязнь громких и неожиданных звуков связана с естественным инстинктом самосохранения, то в возрасте двух-трех лет страх может появиться беспричинно или из-за ошибок в воспитании. Слишком громкие и постоянные шумы могут стать причиной ухудшения слуха и чувствительности ушей, так что фобия естественна. Это нормальное проявление для нервной системы, которая находится на определенном этапе развития. Обычно страх громких звуков естественным образом проходит ближе к трем годам.

Еще почему ребенок боится громких звуков? Уже в этом возрасте проблема может быть связана с неадекватной реакцией родителей на действия ребенка (излишняя эмоциональность), с испугом (агрессия собаки или другого животного), с нежелательными последствиями (плохое настроение родителей после криков, усталость после продолжительного слушания музыки и так далее). Фобии часто появляются после конкретного пережитого случая, например, боязнь воды может возникнуть после неприятного купания. Это тоже физиологическая реакция нервной системы.

Почему громкий звук вреден для ребенка

Продолжительные шумы небезопасны для детей. Громкий звук вызывает перенапряжение мозга и делает невозможной скоординированную работу организма. Это сказывается на состоянии внутренних органов, особенно сердца и печени. Ребенок испытывает чувство беспокойства. Появляются и другие фобии, он меньше улыбается и становится не таким активным. Обычно такие дети быстро устают, потому что им трудно полностью расслабиться. Малышам требуется больше времени для полноценного отдыха.

Основные причины возникновения страха

Если ребенок в 8 месяцев боится громких звуков, скорее всего, это связано с еще не окрепшей нервной системой. Со временем это проходит, а пока нужно обеспечить комфортные условия и доброжелательную атмосферу в семье. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, это может быть из-за чувствительности, гиперактивности и легкой возбудимости нервной системы. Такие дети вздрагивают от любого воздействия извне. Причиной могут быть заболевания, связанные с ушами. В любом случае желательно посетить лора, чтобы проверить, нет ли воспаления. Это особенно актуально, если ребенок в 3 года боится громких звуков после перенесенной ранее болезни, например, бронхита, отита или ларингита. Осложнения на слух может дать грипп, менингит и другие болезни в любом возрасте, синдром повышенной усталости, травмы.

Жизненный опыт как причина страха

Со временем страх шума, заложенный природой, может усугубиться другими причинами, такими как:

  1. Слишком эмоциональная реакция родственников на поступки ребенка. Громкие окрики и испуганные вскрики мамы или бабушки могут спровоцировать стресс, к которому психика малыша не готова.
  2. Неожиданный хлопок или взрыв, петарды, салюты. Одни дети благополучно забывают о пережитом, а у других развивается устойчивый страх.
  3. Увиденный эпизод из "ужастика". Подобные фильмы могут пощекотать нервы даже взрослым, что уж и говорить о детях. У малыша ухудшается сон и может возникнуть устойчивый страх.
  4. Неудачный опыт надувания или игры с воздушным шаром. Если шар лопается с оглушительным звуком, ребенок может начать бояться и других громких хлопков.
  5. Шум работающего перфоратора, дрели или других строительных инструментов. Однако дети, которые постоянно слышат такие звуки, обычно привыкают к ним.
  6. Отдельные бытовые приборы издают довольно неприятные звуки. Пылесос, электрическая мясорубка или будильник могут вызывать неблагоприятную реакцию у малыша.
  7. Музыкальные игрушки с громкими или агрессивными мелодиями. Развивающие игрушки должны быть только со спокойной музыкой, так что нужно внимательнее выбирать такие товары.

Практически все дети не любят тревожные звуки: громкие голоса, крики, резкие сигналы автомобиля, звуки заводящегося мотора или мотоцикла, салюты и петарды, шум миксера или пылесоса, резкие звуки от падающих предметов, гром, собачий лай и голоса других животных, жужжание насекомых, некоторые музыкальные игрушки.

Чувствительная нервная система у ребенка

С ранних лет дети со слабой нервной системой чрезмерно чувствительны. Они легко замечают изменения в настроении окружающих и активно на них реагируют, не могут спать в полной темноте или при наличии малейшего источника света, сильно переживают, когда смотрят мультфильмы или читают книги. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, быстро устает, слишком эмоционален, то это может быть связано с гиперактивностью и легкой возбудимостью.

Таким малышам нужны продуманный режим дня, посильные трудности, которые не приведут к переутомлению, и умеренные новые эмоции. Впечатлительных детей обычно приходится учить преодолевать страх, оберегать их от внушений негативного характера и отрицательного самовнушения. Если ребенок в 9 месяцев боится громких звуков и часто плачет, нужно выработать ритуалы отхода ко сну днем и вечером. Полезны ванночки с успокаивающими сборами. В некоторых случаях применяются специальные препараты.

Органические поражения головного мозга

Ребенок 6 лет боится громких звуков? Это может быть из-за пережитого негативного опыта или проблем со здоровьем: осложнений, заболеваний или травм лор-органов, органического поражения головного мозга. Неврологи утверждают, что последний диагноз можно поставить практически 90 % пациентов разного возраста. Но если изменения затрагивают более 20-25 % мозга, то проявляются признаки болезни.

У детей поражение мозга обычно связано с перинатальными причинами: это заболевания матери во время беременности, инфекции, генетическая предрасположенность, ишемия или гипоксия при родах, действие радиации или других вредных веществ (табака, химикатов, алкоголя, наркотиков). При осложнениях такие нарушения могут перерасти в эпилепсию, ДЦП, олигофрению, гидроцефалию. Характерным признаком этих болезней у детей является боязнь громких звуков.

Среди симптомов органического поражения мозга можно назвать снижение интеллекта, низкий иммунитет, проблемы с памятью, задержку интеллектуального развития и речи, постоянную слабость, головокружение, головные боли, повышенную раздражительность. Могут быть трудности с выполнением централизованных движений глазными мышцами, припадки с судорогами, нарушения слуха, зрения и обоняния, частичное или полное непонимание речи. К счастью, большинство нарушений, обнаруженных в раннем возрасте, можно откорректировать.

Если ребенок боится громких звуков, коррекционная программа должна подбираться исключительно специалистом. Эффективнее всего лечатся нарушения, выявленные до поступления ребенком в первый класс. Терапия в этом случае должна быть комплексной. Ребенку рекомендуется посещать логопеда и дефектолога, заниматься по нейроакустическим программам, в среде Монтессори. Полезны ритмотерапия, цветотерапия, арт-терапия, сенсорная интеграция.

Как справиться со страхом громкого шума

Как научить ребенка не бояться громких звуков? Родителям нужно проявлять повышенное внимание и чуткость. Обязательно следует помнить, что до года такая чувствительность не является поводом для беспокойства. Чтобы успокоить кроху, можно разговаривать с ним спокойным голосом. Очень полезно слышать голос папы, чтобы привыкнуть к необычному тембру (по сравнению с мамой).

При резком звуке нужно вести себя спокойно, не вздрагивать и не пугаться, потому что в противном случае ребенок почувствует опасность. Можно включить успокаивающую музыку (максимум на 30 минут, потому что даже спокойные звуки утомляют), тихо спеть колыбельную, спокойно поговорить с крохой. Если его пугает что-то конкретное, то можно познакомить ребенка с источником шума. Обычно после этого малыши перестают опасаться телефона или пылесоса.

Если ребенок боится громких звуков в 6 месяцев, не нужно создавать в доме идеальную тишину. Малыш должен привыкнуть спать при незначительном фоновом шуме. Речь, конечно, не идет о громкой уборке. Но от тихого разговора или приглушенного звука телевизора ребенок не должен просыпаться. В этом возрасте полезно знакомить малыша с разными звуками: стуком каблуков, игрой гитары, звоном ключей. Это влияет только положительно. Учеными доказано, что дети, которые растут в богатой звуковой среде, успешнее начинают говорить и быстрее развиваются.

Художественная и сказкотерапия

В 3 года ребенок боится громких звуков обычно из-за конкретных причин. Нужно выяснить источники такой реакции и вспомнить, что могло ее вызвать. Малыш мог испугаться собаки во дворе, которая внезапно залаяла, или увидеть фрагмент фильма-катастрофы, где присутствовали истошные крики. Взрослым нужно присмотреться к себе. Возможно, неблагоприятная реакция ребенка вызвана тем, что родственники разговаривают на повышенных тонах.

Иногда родители провоцируют стрессы у малыша, эмоционально предупреждая об опасности. В таком случае из всего множества запретов стоит оставить только самые необходимые (не играть с огнем, не совать пальцы в розетку, не открывать дверь посторонним, не есть немытыми руками), потому что у ребенка не должно быть страха перед внешним миром.

К детским фобиям нужно относиться с пониманием, категорически нельзя высмеивать или стыдить ребенка. Если что-то испугало кроху, нужно обнять и успокоить его. Ребенок должен чувствовать близость родителей и готовность защитить его в любой момент. Очень эффективна при боязни громких звуков художественная и сказкотерапия. Например, можно предложить малышу вообразить себя диким зверем и громко порычать. Он почувствует свою энергию, и резкий звук не будет вызывать негатива.

Если ребенок боится громких звуков, что делать родителям, чтобы помочь преодолеть страх? Время от времени стоит организовывать шумные игры. Тогда реакция на неожиданный звук станет спокойнее. Можно поиграть в своеобразный магазин, где конфеты и мелкие игрушки продаются за страхи. Произойдет внушение того, что боязнь ушла и больше не вернется. Вне зависимости от результатов игры ребенка нужно похвалить и подчеркнуть, что он проявил себя самым благоприятным образом (не испугался звука, не заплакал).

Мнение доктора Комаровского: как помочь?

По мнению доктора Комаровского, ребенок боится громких звуков из-за отсутствия чувства защищенности. Например, малыш слышит храп за стеной и воображает страшного дядю, который может его забрать от родителей. Ситуация усугубляется, если родители раньше пугали малыша чем-то подобным при плохом поведении. Правильное действие мамы и папы — объяснить ребенку, откуда берется шум. Важно, чтобы кроха понял: его не дадут в обиду. Если ребенок боится громких звуков, Комаровский советует научить его «руководить» звуком. В этом отлично помогает игра «громче — тише». Малышу, который уже умеет говорить, можно предложить произносить одно и то же слово по очереди сначала очень тихо, потом громче и громче.

Если ребенок боится громких звуков, родителям нужно правильно вести себя, чтобы не усугубить фобию. Нельзя смеяться над реакцией крохи, стыдить его. В противном случае ребенок начнет скрывать свой страх. Родителям не стоит опускать руки, если преодолеть боязнь никак не получается. Просто конкретному малышу для этого может понадобиться больше времени. Нежелательно всячески ограничивать своего малыша от громких звуков, потому что дефицит жизненного опыта и общения с разными людьми точно не избавит от проблемы.

Огромной ошибкой является стремление решить вопрос знакомым способом «клин клином». Если ребенок боится громких звуков, не стоит заставлять его идти на городской праздник, где будут салюты, или детское мероприятие. Страх может только усилиться, а сам малыш замкнется в себе и на время перестанет общаться с окружающими. Не нужно заострять внимание на фобии. К страху следует подходить без лишнего беспокойства. Можно стараться отвлечь малыша играми, спокойными разговорами, прослушиванием мелодичной музыки.

Ребенок первого месяца жизни достаточно крепко спит и ночью, и днем: его сон не нарушается ни громкими звуками, ни речью, ни фоновым шумом. Однако со второго месяца жизни крохи ситуация может резко поменяться. Некоторые малыши начинают бояться звонка телефона, вздрагивать от жужжания кофемолки, плакать, слыша пение заводной игрушки. Родители, понимая, что их ребенок боится громких звуков, не могут выяснить причину этого и не знают, что делать.

Когда и почему возникает страх малыша?

Страх громких звуков проявляется почти у всех детей на раннем этапе их развития (). Мама может заметить что двух-трехмесячного малыша пугают смех, гул работающего пылесоса, громкий разговор и другие резкие звуки. Ребенок может вздрагивать при раздражающем шуме или плакать, заходясь в истерике.

Почему же все таки ребенок боится (или только начал боятся) громкого шума\звуков? Почти все страхи младенцев заложены самой природой. Исключение составляет боязнь конкретного пережитого малышом случая, например, после неудачного купания. Причина страха громких звуков - не в неправильном воспитании ребенка и не в недосмотре родителей. Это реакция естественно развивающейся нервной системы крохи. К подобным страхам ребенка относится боязнь остаться без мамы, страх перед незнакомыми людьми.

Боязнь шума и резких звуков чаще всего наблюдается у малышей недолго. Такой страх может сохраняться до года или двух лет. Если ребенок и после этого возраста продолжает бояться, возможно, его нервная система имеет проблемы, которые требуют консультации специалиста. Насколько сильно и долго малыш испытывает чувство страха при шуме зависит от поведения его родителей.

Как поступать родителям?

Мама и папа часто не могут понять, что делать если малыш боится. Некоторые родители способны закричать на ребенка или даже шлепнуть его. Однако с малышом до года такое поведение не допустимо, оно может лишь ухудшить ситуацию и превратить ее в настоящую проблему для ребенка в будущем.

Чтобы успокоить кроху и постепенно избавить его от страха громких звуков, родители должны:

  • чаще разговаривать с ребенком спокойно и ласково, используя постоянную интонацию и силу голоса. Хорошо, если кроха может слышать мужские голоса: так он быстрее научится воспринимать непривычный для него баритон;
  • услышав резкий или громкий звук, шум, вести себя, как обычно, не вскакивать или вскрикивать иначе ребенок посчитает, что опасность действительно есть;
  • иногда включать малышу красивую мелодичную музыку;
  • показывать крохе источник звука, напугавшего его. Например, вместе рассмотреть гудящий пылесос (читаем ), дать подержать зазвонивший телефон, посмотреть в окно на сигналившую машину;
  • научить ребенка издавать разные звуки: тихие и громкие. Увлекшись новой забавой, малыш станет спокойней реагировать на внешний шум;
  • успокаивать и расслаблять кроху, напевая ему тихие песенки;
  • не хранить абсолютную тишину во время сна ребенка. Лучше, если он будет засыпать в обстановке негромких звуков: при работающем телевизоре или спокойном разговоре. В этом случае резкое нарушение тишины, например, звонок в дверь, не напугает и даже не разбудит малыша;
  • когда ребенок боится громких звуков постоянно, закатывает истерику каждый раз при резком шуме, плохо успокаивается, его необходимо показать невропатологу. Своевременное обращение к этому детскому специалисту поможет выявить нарушение в работе нервной системы крохи и найти способ успокоить его. Вместе с назначением врача можно применять ежедневные

Что делать, если ребенок боится звуков

Громыхнула дверь подъезда, истошно затарахтел перфоратор за стенкой - зрачки малыша мгновенно расширяются и он заходится в плаче - ребенок боится звуков. А если гроза? Гром вызывает просто ужас! Порой даже простые бытовые звуки - громкий шорох целлофановых пакетов, звук стиральной машины, пылесос - вызывают у малыша страх. Он кричит, плачет, зовет маму. Что делать, если ребенок боится разных звуков и реакция его при этом довольно острая?

Ребенок боится звуков - норма или патология?

В младенческом возрасте малыши меньше реагируют на посторонние звуки: кроха преимущественно спит, и его сон довольно крепок. Подрастая, малыш спит все меньше, его нервная система развивается, и реакция на разные раздражители становится более острой.

В целом страх у детей - нормальное явление, ведь ребенок еще многого не знает. Неизвестность вызывает у него беспокойство и боязнь. Особое внимание проблеме нужно уделить, если ребенок уже подрос (2-3 года и более), а боязнь звуков остается.

Разобраться в вопросах боязни звуков у детей поможет Cистемно-векторная психология.

Кто боится звуков и почему?

Каждый ребенок рождается со своими природными свойствами. Есть дети, которые не реагируют болезненно на громкие звуки, а есть малыши, которые боятся даже незначительных шорохов и звуков.

Но в первую очередь дети боятся звуков, если их мамы сами находятся в тревожных и вообще негативных состояниях, стрессах, переживаниях или депрессии. Ребенок на животном уровне ощущает состояние мамы, ведь она обеспечивает его выживание: и физически, и психологически. Только мама в хороших состояниях может дать ребенку ощущение защищенности и безопасности, иначе малыш чувствует опасность везде.

Особенно восприимчивы к любой опасности дети со зрительным вектором. Именно они могут наиболее остро реагировать на шумы и громкие звуки. А вот на тревожные и тихие звуки - звуки, которые другому человеку не кажутся необычными (посуда при готовке, скрип двери) - реагируют дети со звуковым вектором. Но они скорее не боятся, а зажимаются или, наоборот, внимательно вслушиваются. Ведь у них от природы самая чувствительная барабанная перепонка, реагирующая на малейшие колебания.

Что делать, чтобы боязнь звуков исчезла

Звуковая экология в доме с самых первых дней - залог нормального развития и роста звуковых деток. Им нужно вслушиваться в окружающую действительность, а не пытать свой слуховой аппарат громкими и неприятными звуками.

Если не обращать внимания на их реакцию и создавать вокруг малыша громкую атмосферу, то у них могут возникать задержки развития. Ведь громыхание и шумы - источник стресса. А при постоянном стрессе малыш категорически не может развиваться нормально.

Оптимально таким малышам включать тихую классическую музыку, разговаривать с ними тихим голосом. НЕ кричать!

Я боюсь, боюсь, боюсь! И звуков в том числе!

Боязнь звуков у детей со зрительным вектором - вопрос страхов вообще. Дело в том, что их корневая реакция, заданная природой, - страх. Когда эти дети растут, чаще всего от них можно услышать фразу - «я боюсь, страшно». Страхи детей проявляются в самых разных видах: темноты, незнакомых угрюмых людей, и в том числе проявляется боязнь звуков. Такие малыши остро реагируют на звуки грома, резкие, внезапные звуки, а также на звук пылесоса или стиральной машины. Они вздрагивают, кричат, потом плохо спят (нервное перевозбуждение) - испытывают испуг.

Если малыш боится звуков, нужно правильно на это реагировать. А также детей категорически нельзя:

Высмеивать за испуг (чего ты, трусишка!);

Пытаться «приучать» к громким звукам (постоянно включать пылесос в присутствии ребенка и др.).

Приучить ребенка со звуковым вектором к громким звукам не удастся, его слух очень чувствителен от природы. Таким способом можно дойти до того, что ребенок просто станет замыкаться в себе, «уходить» от громкости окружающей действительности «в себя».

Если малыша высмеивать, он не перестанет бояться, а вот получить парочку серьезных якорей (я трус, я плохой, раз боюсь звуков и др.) - запросто.

Если малыша со зрительным вектором пугать, то задержка развития обеспечена. Неокрепшая нервная система не способна справляться с постоянным стрессом, и это тормозит психосексуальное развитие. Со временем на месте простого страха могут возникать фобии, панические атаки (во взрослом возрасте).

Итак, чтобы у малыша не было боязни звуков:

Ребенок должен ощущать себя в полной безопасности (базовое чувство защищенности и безопасности передает малышу мама - это залог его нормального развития);

Атмосфера вокруг ребенка должна быть тихой, спокойной, умиротворенной;

Малыша нужно развивать, согласно данным ему природой свойствам: бурную фантазию зрительных деток нужно направлять в творчество и игру, малышам со звуковым вектором давать слушать классическую музыку, рассказывать о космосе, мироустройстве).

Чтобы глубже понимать причины появления страхов у детей, а также знать, что с ними делать, нужно понимать свойства ребенка и его психику. В полном объеме изучение психики происходит на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

«…Прошла неделя. Сын спит без света и без страха. Сегодня мы посмотрели кино про пса Хатико - про настоящую дружбу и верность. Рыдали в четыре ручья. Зато как легко потом стало на душе! Это и есть наполнение зрительного вектора, помогающее избавиться от страхов и даже фобий…»