Существуют два следующих предписания (то есть обязанности) – это намерение и воздержание :

  1. Намерение (нийят).

Его место в сердце того, кто решил соблюдать Пост. Ему необязательно говорить о своем намерении вслух. Необходимо сделать намерение ночью, то есть в период времени от полного захода солнца и до начала рассвета дня Поста, в любое время этого периода. Для каждого дня Рамадана нужно сделать отдельное намерение сердцем с ночи до рассвета, а также, если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Например, если даже человек, соблюдавший Пост, после захода солнца сделал намерение соблюдать Пост следующего дня Рамадана до того, как разговеться, а затем не повторил своего намерения, этого достаточно для соблюдения Поста .

В намерении необходимо определить какой Пост решил соблюдать, например, это соблюдение Поста Рамадана или Пост-наз р , или Пост-искупление (даже если при этом не определил причину искупления). По маз hабу имама Аш-Шафи‘ий одного намерения в начале месяца на целый месяц недостаточно.

Исламские теологи сказали, что наиболее полным намерением для соблюдения Поста в месяце Рамадан является следующее:

«نَوَيْتُ صَوْمَ غَدٍ عَنْ أَدَاءِ فَرْضِ رَمَضَانِ هَذِهِ السَّنَةِ إِيمَاناً وَاحْتِسَابًا للهِ تَعَالَى»

Это означает: «Я намерился соблюдать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаhа » .

Принятие пищи и питья, сон, а также половые отношения после того, как человек сделал намерение, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.

Кто проспал ночь, не сделав намерения, и проснулся только после начала рассвета, тот обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, но этот день остается ему долгом.

Для соблюдения необязательного Поста, то есть Сунны, не обязательно, чтобы намерение было ночью до наступления рассвета, поэтому, если человек проснулся после начала рассвета и ничего не ел и не пил, он может сделать намерение соблюдать Пост-Сунну этого дня до времени зенита, такой Пост будет правильным.

  1. Отказ от всего, что нарушает Пост.

Обязательно воздержаться от:

Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел, даже в больших количествах, то его Пост не нарушается.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ»

Это означает: «Тот кто, забыв о том, что он соблюдает Пост, ел или пил, пусть продолжит свой Пост. Воистину, Аллаh даровал ему еду и питье».

Передал имам Аль-Бухарий.

  1. Вызывания рвоты у себя при помощи пальца или какого-либо предмета, даже если при этом ничего не попало обратно внутрь. Это нарушает его Пост.

Если же рвота произошла непроизвольно, и при этом человек не проглотил ничего из рвоты, его Пост не нарушается. Однако он обязан очистить рот от нечистой слюны до того, как глотать её.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«مَنْ ذَرَعَهُ القَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ وَمَنِ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ»

Это означает: «У кого во время Поста была рвота не по его воле, то его Пост не нарушается и за ним нет долга, а тот, кто сам вызвал у себя рвоту, обязан исполнить долг» .

Передал имам Аль-Х аким и другие.

  1. Совершение полового акта, даже если не было семяизвержения, а также мастурбация, если было семяизвержение, или семяизвержение произошло из-за непосредственного прикосновения – это нарушает Пост. В случае, если семяизвержение произошло вследствие наблюдения (в том числе за чем-либо запретным), а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.

А также каждый мусульманин обязан как в месяце Рамадан, так и в другое время сохранять свою Веру от всего того, что её нарушает, то есть от вероотступления, которое делится на три вида:

1) в словах : например, если кто-то ругает Бога, К ур`ан, Ислам ;

2) в убеждениях : например, если кто-то думает, что Бог – это тело, дух, свет ;

3) в поступках : например, бросить книгу К ур`ан в грязь или совершить саджда идолу .

Отступление от Ислама (вероотступление) нарушает Пост, так как Вера для постящегося является условием правильности Поста.

Если у человека, соблюдавшего Пост, произошло что-либо, нарушающее его Веру, то его Пост нарушен. Он обязан немедленно вернуться в Ислам, произнеся Исламские свидетельства , а также он обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, до конца дня. Он обязан возместить этот день Поста сразу после окончания Рамадана и Праздника Разговения.

Пост нарушается при потере рассудка (сумасшествии) даже на мгновение, а также при потере сознания на целый день (т.е. от рассвета и до захода солнца). А если постящийся потерял сознание не на весь день, то его Пост не нарушается.

Пост того, кто сделал намерение его соблюдать, а затем уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех.

_____________________________________

По маз hабу имама Абу Х анифы намерение для Поста месяца Рамадан можно сделать до полудня, если до этого не сделал ничего нарушающего Пост (полдень по Шари‘ату – это время между рассветом и заходом, незадолго до наступления зенита).

Торжественный религиозный обет.

Надеясь на вознаграждение, прося вознаграждение от Аллаhа.

Согласно маз hабу имама Малика

Полное ритуальное омовение.

Например, голову, живот и т.п.

Является неверием ругать или оскорблять все, что возвеличено в Исламе, как Намаз, Пост, Аз ан и тому подобное.

Является неверием приписывать Аллаhу качества созданных, например, приписывать Аллаhу местонахождение, направление, движение, и другие недостатки.

Земной поклон.

А также человеку с намерением поклонения ему.

Слова: «Нет божества, кроме Аллаhа, Мух аммад – Посланник Аллаhа».

Вам может понравится

Что такое Пост

Кто такой достоверный свидетель-мусульманин, увидевший начало месяца Поста

Когда начинается и заканчивается Пост месяца Рамадан

НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН МЕТОДОМ РАСЧЁТА

Кто обязан и кто не обязан держать Пост месяца Рамадан

При каких условиях и кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан

Как выполняется намерение для соблюдения Поста месяца Рамадан

Что нарушает Пост месяца Рамадан

В какие дни запрещено держать Пост

Что делать тому, кто нарушил Пост месяца Рамадан без рухса (разрешения)

К сожалению, в наше время среди мусульман распространены некоторые неверные мнения относительно месяца Рамад ан. В этой статье будет дано опровержение некоторых из этих мнений.

Они не имеют подтверждений в К ур`ане или изречениях Пророка Мух аммада, мир Ему.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Нах ль», Аят 116), что означает: «Не говорите, ложно измышляя от себя, это разрешено, а это запрещено».

  1. Некоторые неверно утверждают, что ночью после совершения намерения о соблюдении Поста запрещено кушать.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что пить, кушать, иметь половые отношения разрешается ночью, после намерения о соблюдении Поста.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у человека, который проспал весь день.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Пост того, кто сделал намерение соблюдать Пост, уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех. А, что касается совершения Намаза, то если человек не проснулся или его не разбудили, то он совершает его в качестве долга и также не совершает грех. Пророк Мух «Не отвечает за свои действия: спящий, пока не проснется».

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя (нежелательно) жениться в месяц Рамад ан.

Опровержение: Исламские ученые сказали, что разрешено жениться в месяц Рамад ан и это не является нежелательным (макруhом). Разрешено посвататься и прочитать никях. А, что касается половых отношений в дневное время, то это нарушает Пост, а сознательное нарушение обязательного Поста является грехом. Половые отношения супругов после захода солнца разрешены. Если же человек боится, что не сможет удержаться от половых отношений днем, то может перенести свадьбу на более позднее время.

  1. Некоторые неверно утверждают, что заключение бракосочетание между праздниками х арам или нежелательно.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что тот, кто утверждает подобное противоречит Шари‘ату так как передал имам Муслим, что ‘Аиша сказала, женился на мне Пророк Мух аммад, мир Ему в Шауу аль (следующий месяц после Рамадана) и наша свадебная ночь тоже была в Шауу аль.

  1. Некоторые неверно утверждают, что начало и конец месяца Рамад ана можно узнать путем расчетов у астрологов.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что месяц начинается с появления молодой луны. За этим нужно вести визуальное наблюдение. Если не удастся увидеть молодой месяц, то месяц Ша‘бан считаем 30 днем.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что означает: «Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамад ан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шауу аль» .

Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

Также Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил, что означает: «Мы община, которая не занимается расчетами дней месяца. Месяц будет так или так то есть 29 дней или 30».

  1. Некоторые неверно утверждают, что злословие нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что злословие в адрес мусульманина без сомнения грех, но злословие не нарушает Пост. Сказал имам Ах мад ибн Х анбаль: «Если бы злословие нарушало Пост, то тогда не был бы принят наш Пост» то есть многие люди, даже соблюдая Пост, злословят.

  1. Некоторые неверно утверждают, что Закят оплачивается только в месяц Рамад ан.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Закят необходимо выплачивать за имущество, которое будет в распоряжении человека в течение лунного года. Например, если имущество было в течение года от Рамад ана до Рамад ана, то в Рамад ан, если от Шауу аля то в Шауу аль и т.д. Если человек опаздывает с оплатой Закята по истечении срока без религиозного оправдания, то совершает грех.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у тех, кто не совершает Намаз.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что принимается Пост у постящегося мусульманина, пока не нарушил свой Пост (принятием пищи, питья, совершением полового акта, отступлением от Веры). Мусульманин, который соблюдает Пост и не соблюдает Намаз, совершает каждый день 5 больших грехов из-за того, что не совершает Молитву, но его Пост действителен.

  1. Некоторые неверно утверждают, что если человек нюхает цветы, то его Пост нарушается.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если нюхать цветы, благовония и любые запахи, это не нарушает Пост, так как ничего имеющего объем не попадает вовнутрь через открытые отверстия в теле.

  1. Некоторые неправильно поступают, делая сах ур (принимая пищу и питье) в первую половину ночи.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что время сах ур наступает во второй половине ночи. Поэтому тот, кто хочет получить благословение от этого времени сах ур необходимо сделать в это время. Можно выпить хотя бы глоток воды.

  1. Некоторые неверно утверждают, что проглатывание слюны нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что проглатывание чистой слюны из полости рта, не нарушает Пост. А кто полагает, что проглатывание чистой слюны (ни с чем не смешанной) нарушает Пост, попадает в неверие (куфр) . Потому что в этом мнении, не соответствующем религии, есть осложнения для мусульман. Поэтому некоторые несведущие люди постоянно плюются, боясь проглотить свою чистую слюну.

  1. Некоторые неверно утверждают, что удаление зубов нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что удаление зубов не нарушает Пост, если человек сознательно не проглатывает кровь, даже если малое количество. А кто проглотил кровь случайно, то это не нарушает Пост.

  1. Некоторые поступают неправильно, прекращая Пост, основываясь на календаре.

Опровержение : Исламские теологи сказали, что время «аль-фаджр» (время начала Поста) имеет свои признаки, а время захода солнца (время окончания Поста) свои. Если человек руководствуется на Аз ане, то нужно руководствоваться Аз аном богобоязненного человека. Поэтому, кто хочет соблюдать религиозные обязанности правильно должен удостовериться во времени, чтобы его не терзали сомнения.

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя поститься джунубу.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если человек был в состоянии джунуб в течение месяца Рамад ан и при этом держал Пост, то его Пост принимается, но совершил много больших грехов, потому что он не совершал Намазы-Фард . ‘Аиша – жена Пророка Мух аммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб, после совершения полового акта с женой, Он купался и держал Пост (Аль-Бухарий).

  1. Некоторые неверно утверждают, что пять действий нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй и говорят, что, якобы, это Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что эти слова не являются Х адис ом и являются ложью в адрес Пророка Мух аммада, мир Ему, но некоторые из этих действий аннулируют вознаграждение за Пост, например, сплетни – это передача разговоров с целью навредить мусульманам.

Имам Абу Дау д передал по достоверной цепочке от Анаса, да будет ему больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, пришел к Са‘д ибн ‘Убада, да будет ему больше милости Аллаhа. Пророку, мир Ему, принесли хлеб и оливковое масло, Он поел, а затем сказал:

«أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَأَكَلَ طَعَامَكُمُ الْأَبْرَارُ وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَائِكَةُ»

Это означает: «У вас завершили свой Пост постившиеся, пусть вашу пищу едят благочестивые люди и пусть Ангелы читают для вас Ду‘а!»

Имам Абу Дау д передал от Му‘аз а ибн Зуhра, что тот слышал, как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил во время ифтара:

«اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ»

Это означает: «О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне»

Абу Дау д передал от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаhа, мир Ему, говорил завершив Пост на ифтаре:

«ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ»

Это означает: «Утолена жажда и тело наполнилось силой, и надеюсь на получение вознаграждения, если даст Аллаh».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ وَصُفِّدَتْ الشَّيَاطِينُ»

Это означает: «Когда приходит месяц Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата ада, а также главных шайтанов заковывают в цепи» .

Т альх а ибн ‘Убайдилляh, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророк Мух аммад, мир Ему, видел новолуние, то говорил:

«اللَّـهُمَّ أَهِلَّهُ عَلَيْنَا بِالأَمْنِ وَالإِيمَانِ وَالسَّلاَمَةِ وَالإِسْلامِ»

Это означает: «О, Аллаh! Пусть этот новый месяц будет для нас наполнен спокойствием, безопасностью, здоровьем, чтобы мы смогли сохранить и укрепить нашу Веру и чтобы лучше соблюдали требования нашей Религии».

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» (хорошую).

Имам Муслим передал от Абу К х аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘Арафат (9 З уль-Х иджа), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за год прошлый и следующий».

Имам Муслим передал от Абу К атады, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророка Мух аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘А шу ра ’ (10 Мух аррам), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за прошлый год».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إيِمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ»

Это означает: «Тот, кто соблюдал Пост месяца Рамадан с Верой, искренне (с надеждой получить вознаграждение от Аллаhа) и правильно, тому прощаются прошлые грехи».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от ‘Аиши, да будет ей милость Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, делал и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан, и так Он поступал до самой смерти. После Его смерти Его жены также делали и‘тикяф.

‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, сказала, что обратилась к Пророку Мух аммаду, мир Ему: «О, Посланник Аллаhа! Если я пойму, что настала ночь Аль-К адр, что мне тогда читать?», на что Он ответил: «Скажи:

«اللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي»

Это означает: «О, Аллаh! Воистину, Ты Прощающий и Милостивый, любишь прощать, даруй мне прощение!» .

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» и «с ах их » (хорошую и достоверную).

____________________________________

И‘тикяф для мужчин – это неотлучное нахождение в мечети с намерением ради Аллаhа, а для женщин и‘тикяф выполняется дома там, где выделено место для Намаза.

Рамадан — месяц поста и духовного очищения, в разных мусульманских странах может начинаться в разное время — зависит это от способа астрономического вычисления или прямого наблюдения за фазами Луны.

Мусульмане поздравляют друг друга с наступлением Рамадана, так как именно в этот месяц был ниспослан Священный Коран, который играет в жизни каждого правоверного особую роль.

Священный месяц Рамадан

Месяц Рамадан, который верующие мусульмане считают своей главной обязанностью в году, очень важен в Исламе. Это священный месяц обязательного поста и ежедневных молитв — время зарабатывать вечный Рай.

В священный месяц Рамадан удостоить великой награды могут многие дела: пост, пять ежедневных молитв (намаз), молитва "Таравих", искренняя мольба-ду"а, вечерний (ифтар) и предрассветный прием пищи (сухур), а также пожертвования и многие другие благие поступки и дела.

Праведники считают, что пост помогает мусульманину контролировать негативные эмоции и качества, такие как гнев, ненависть, жадность, а также бороться с одолевающими его страстями.

В Исламе приблизиться к Всевышнему надеются посредством поста. А ввиду того, что приближение к Аллаху и есть смысл жизни правоверного, пост занимает важное место в Исламе. В первую очередь, пост призван усмирить душу и тело, а также точно исполнить указания Аллаха.

Как соблюдать пост

Священный пост Рамадан начинается с рассветом и заканчивается с заходом солнца — в дневное время правоверные отказываются от приема пищи.

В Исламе во время поста предусмотрены два ночных приема пищи: сухур — предрассветный и ифтар — вечерний. Завершить предрассветную трапезу желательно хотя бы за полчаса до рассвета, а ифтар нужно начать сразу после вечерней молитвы.

Соблюдение этих двух приемов пищи поощряется дополнительной наградой, хотя пропуск - не является нарушением поста. Согласно Корану, лучшая пища для ночной трапезы - вода и финики.

Предрассветная трапеза

Еще пророк Мухаммад говорил о важности предрассветного приема пищи. Он говорил: "Принимайте пищу перед рассветом в дни поста! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!"

Мусульмане в течение всего Рамадана проводят утренний прием пищи еще до рассвета. Они верят, что за такое действие Аллах очень сильно вознаградит. Переедать во время сухура не стоит, но съесть следует достаточное количество еды - он придает сил на целый день.

Вечерняя трапеза

К вечернему приему пищи нужно приступить сразу же после захода солнца, то есть после четвертой, предпоследней молитвы в эти сутки.

Иша — ночная молитва — последняя из пяти обязательных ежедневных молитв, следует после ифтар. Медики ифтар пропускать не рекомендуют, это может плохо отразится на организме.

Что можно и нельзя есть

Употреблять во время сухура рекомендовано сложные углеводы - салат из овощей, хлеб из пророщенного зерна, блюда из круп. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом что они долго перевариваются. Подойдут также сухофрукты - финики, орехи - миндаль и фрукты - бананы.

Утром не следует вкушать белковую пищу — она загружает печень, которая во время поста работает без перерыва. В это время суток не стоит есть жареную, жирную и копченую пищу, а также рыбу, так как после нее пить захочется. Отказаться нужно и от кофе.

Мясные и овощные блюда можно есть во время ифтара, а также блюда из круп и сладости в небольшом количестве. Кстати, сладости можно заменить финиками или фруктами. А вот воды пить нужно много. Также можно выпить компот, чай, морс, сок и кисель.

Жирную и жареную пищу принимать вечером не желательно — она вызовет изжогу и отложится в лишних килограммах. Продукты быстрого приготовления - различные каши в пакетах, также нужно исключить из вечернего рациона. Такие блюда вас не насытят, и буквально через час или два вы вновь захотите есть, так как они содержат соль и другие специи.

На время поста Рамадан из меню лучше вообще исключить колбасу и сосиски. Колбасные изделия, которые плохо влияют на печень и почки и утоляют голод лишь на несколько часов, способны развить жажду.

Правила Рамадана

Пост в Рамадан соблюдать обязан каждый совершеннолетний мусульманин. Во время поста все должны придерживаться установленных правил — много молиться и подтверждать ежедневно свое намерение участвовать в этом празднике во имя Аллаха.

Мусульмане в течение месяца Рамадан в дневное время с целью искупления своих грехов отказываются не только от приема пищи, но и питья, курения и интимной близости.

Рамадан - это священный месяц, который предназначен для очищения души и тела, для переосмысления жизни в целом. Поэтому исполнение религиозного долга Аллах не засчитает без ежедневных молитв (намазов).

Воздерживаться в этот строгий пост следует от злых мыслей и намерений, совершать чаще намазы, избегать порочащих поступков и неблагочестивых людей.

Освобождаются от поста в священный Рамадан старики и воины, больные люди, путешественники, беременные и кормящие женщины, а также дети. Возмещение поста является обязательным в другой, более благоприятный период.

Что нельзя делать в пост

Пост нарушают в священный месяц Рамадан и требуют искупления (кяффара) следующие действия — преднамеренное принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению, а также курение и супружеская близость.

Возмещения требуют и следующие обстоятельства, которые нарушают пост: использование клизмы; попадание лекарств внутрь организма через нос и уши; попадание воды в носоглотку при совершении омовения; преднамеренный вызов рвоты; начало менструации или послеродовой период.

Мусульманин, нарушивший пост, должен определенную сумму деньгами или продуктами заплатить нуждающемуся, таким образом восполняя пост.

Вступление в интимные отношения является одним из самых серьезных нарушений. За это нарушение мусульманин должен либо накормить 60 бедняков, либо соблюдать 60 дней непрерывный строгий пост.

Ночь Предопределения

Последние десять дней поста являются особенно строгими и ответственными, так как самая важная ночь в году для каждого мусульманина — Ляйлят-аль-Кадр или Ночь Могущества и Предопределения, приходится на одну из 10 последних ночей Рамадана.

По приданию, именно в это время пророк Мухаммед получил первые откровения от архангела Джебраила - он спустился к молящемуся пророку и передал ему Коран. Хотя, некоторые источники указывают, что Ночь Могущества и Предопределения приходится на 27 число Рамадана

Этой Ночи в священном Коране посвящена целая сура — "Инна анзалнагу". В ней говорится, что Ночь Могущества лучше, чем тысяча месяцев, в которых ее нет.

© photo: Sputnik / Alexander Polyakov

Считается, что судьба каждого человека — его жизненный путь, трудности и испытания, которые предстоит пройти, предопределяется на небесах именно в Ляйлят-аль-Кадр. И если правоверный проведет эту ночь в молитвах, в осмыслении своих деяний и возможных ошибок, то Аллах будет милостив и простит ему грехи.

Поэтому, мусульмане стараются в священный месяц Рамадан с большим усердием молиться и придерживаться указаний Аллаха. Считается, что за благодеяния, совершенные в период Рамадана, Аллах воздает верующим сторицей, одаривая их благосостоянием, здоровьем и удачей.

Добровольный намаз

Мусульмане на протяжении всего Рамадана должны читать Коран, посвящать свое время благочестивым размышлениям и поступкам, работе и благотворительности. Кроме того, к привычным пяти намазам в день добавляется еще один — "таравих".

"Таравих" означает добровольный намаз, который совершают в священный месяц Рамадан после ночной молитвы (иша). "Таравих" является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин.

Пророк Мухаммад эту молитву совершал в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совместно со своими сподвижниками в мечети. И чтобы люди эту молитву не восприняли как обязательную, пророк не возносил ее ежедневно.

После каждых четырех ракяатов (порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву), по примеру сподвижников пророка, желательно делать небольшой перерыв. В это время рекомендуется предаваться размышлениям о Боге, восхвалять и поминать Всевышнего или слушать короткую проповедь.

Праздник Разговения

Священный месяц Рамадан завершается вторым по значению великим праздником — Ид аль Фитр или так называемый Праздник Разговения. Праздник наступает после заката в последний день Рамадана.

Мусульмане в это время должны предаться размышлениям о духовных ценностях и переосмыслить жизнь за период поста. Ид аль Фитр считается праздником спасения от ада — днем любви, примирения и дружеских рукопожатий. В праздник принято посещать обездоленных и ухаживать за стариками.

Праздник начинается с наступлением времени вечернего намаза. С этого времени всем мусульманам желательно читать "такбир" (формулу возвеличивания Аллаха). Такбир читают до совершения праздничного намаза в день праздника. Ночь на праздник желательно провести во всенощном служении Аллаху.

В праздник правоверные облачаются в чистые одежды, душатся благовониями, надевают на палец серебряное кольцо и, поев немного, отправляются пораньше в мечеть для совершения праздничного намаза.

В праздник выплачивают обязательный закят аль-фитр или "подаяние разговения", проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, а также посещают родственников, друзей, соседей и знакомых и принимают гостей.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Юлия Шапко

Время на чтение: 7 минут

А А

Во время священного месяца мусульманского календаря, который называется по-арабски рамадан, или по-турецки рамазан, мусульмане обязаны соблюдать строгий пост – ограничить себя в питье, еде и интимной близости .

Следуя правилам Рамадана, зрелые люди отказываются от своих страстей. Так они отчищаются от негатива.

Заканчивается пост великим праздником Ураза-Байрамом.

Особенности и традиции поста Рамадан – что такое ифтар и сухур?

Постом верующие проверяют силу человеческого духа . Соблюдение правил Рамадана заставляет человека осмыслить свой образ жизни, помогает определить главные ценности в жизни.

Во время Рамадана мусульманин должен ограничить себя не только в еде , но и плотском удовлетворении своих потребностей, а также других зависимостях — например, курении. Он должен научиться контролировать себя, свои эмоции .

Соблюдая простые правила поста , каждый верующий мусульманин должен почувствовать себя неимущим и голодающим, так как имеющиеся блага зачастую воспринимаются, как обыденные.

В Рамадан запрещается ругаться. Появляется возможность помочь нуждающимся, больным и бедным. Мусульмане верят, что молитвы и месячное воздержание обогатят каждого, кто следует догмам Ислама.

Существуют два главных предписания поста:

  1. Следовать правилам поста искренне от рассвета до заката
  2. Полностью воздержаться от своих страстей и потребностей

А вот несколько условий, каким должен быть постящийся человек:

  • Старше 18 лет
  • Мусульманином
  • Не душевнобольным
  • Здоровым физически

Есть и те, кому пост противопоказан, и они имеют право не соблюдать его. Это — несовершеннолетние дети, пожилые люди и беременные, а также те женщины, у которых идет менструация, или они переживают время послеродового очищения.

Пост Рамадан имеет несколько традиций

Перечислим наиболее главные:

Сухур

В течение всего Рамадана прием пищи мусульмане проводят рано утром , еще до рассвета. Они верят, что Аллах за такое действие очень сильно вознаградит.

Во время традиционного сухура не стоит переедать , но следует съесть достаточное количество еды. Сухур придает сил на целый день. Он помогает мусульманам оставаться в рассудке и не быть злыми, так как часто голод вызывает злость.

Если верующий не совершит сухур, то его день поста остается в силе, но он не получит некое вознаграждение.

Ифтар

Ифтар — это вечерний прием пищи , который совершается тоже во время поста. Начинать разговление нужно сразу после захода солнца, то есть после последней дневной (или четвертой, предпоследней в эти сутки молитвы). Уже после Ифтар следует Иша — ночная молитва мусульман (последняя из пяти обязательных ежедневных молитв).

Что нельзя есть в пост Рамадан – все правила и запреты

Что кушать во время Сухура:

  • Врачи рекомендуют употреблять утром сложные углеводы – блюда из круп, хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом, что они долго перевариваются.
  • Также подойдут сухофрукты – финики, орехи – миндаль и фрукты – .

Чего нельзя есть во время Сухура

  • Откажитесь от белковой пищи. Она долго переваривается, но загружает печень, которая без перерыва работает во время поста
  • Не стоит употреблять
  • Нельзя употреблять утром жаренную, копченую, жирную пищу. Они вызовут лишнюю нагрузку на печень и почки
  • Откажитесь от употребления рыбы во время Сухура. После нее захочется пить

Что не употреблять вечером после азана

  • Жирную и жареную пищу . Она навредит здоровью – вызовет изжогу, отложиться в лишних килограммах.
  • Исключить из питания продукты быстрого приготовления – различные каши в пакетах или лапша. Ими вы не наедитесь и буквально через час или два захотите вновь провести трапезу. Кроме того, такие продукты вызовут аппетит еще больше, так как содержат соль и другие специи.
  • Нельзя кушать колбасу и сосиски . Лучше их исключить из вашего рациона на время поста Рамадан. Колбасные изделия влияют на почки и печень, утоляют голод лишь на несколько часов, а также способны развить жажду.

Несмотря на запреты и жесткие правила, есть и польза от поста :

  • Отказ от плотских страстей
    Человек должен понять, что он – не раб своего тела. Пост – серьезная причина, чтобы отказаться от интимной близости. Только воздержась от греховного, человек может сохранить свою чистоту души.
  • Самосовершенствование
    Соблюдая пост, верующий внимательнее относится к себе. Он рождает в себе новые черты характера, такие как покорность, терпимость, послушание. Ощущая нищету и обделенность, он становится выносливее, избавляется от страха, все больше начинает верить и познавать то, что ранее было скрыто.
  • Благодарность
    Пройдя через отказ от пищи, мусульманин становится ближе к своему Творцу. Он осознает, что неисчислимые блага, которые посылает Аллах, даны человеку не просто так. Верующий обретает чувство благодарности за посланные дары.
  • Возможность познать милосердие
    Пост напоминает людям о бедных, а также призывает быть милосердными и помочь нуждающимся. Пройдя через это испытание, верующий вспоминает о доброте и человечности, а также о том, что перед Богом все равны.
  • Экономность
    Пост приучает людей быть экономными, ограничивать себя и обуздывать свои желания.
  • Укрепляет здоровье
    Польза физическому состоянию здоровья человека проявляется в том, что пищеварительная система отдыхает. За месяц кишечник очищается полностью от шлаков, токсинов и вредных веществ.

Расписание священного Рамадана до 2020 года — когда начинается и когда заканчивается пост Рамадан?

В 2015 году пост Рамадан начнется 18 июня и закончится 17 июля.

Вот следующие даты священного Рамадана:

2016 год – с 6 июня по 5 июля.
2017 год – с 26 мая по 25 июня.
2018 год – с 17 мая по 16 июня.
2019 год – с 6 мая по 5 июня.
2020 год – с 23 апреля по 22 мая.

Нарушение поста Рамадан – действия, прерывающие мусульманский пост Рамадан, и наказания

Стоит отметить, что правила поста Рамадан действуют только в дневное время суток. Некоторые поступки, совершенные во время поста, считаются запрещенными.

К действиям, прерывающим мусульманский Рамадан, относят:

  • Специальная или преднамеренная трапеза
  • Непроизнесенное намерение о совершении поста
  • Мастурбация или половой акт
  • Курение
  • Самопроизвольная рвота
  • Введение ректальных или вагинальных лекарств

Однако снисходительно относятся к похожим действиям . Несмотря на схожесть, они не нарушают пост .

К ним причисляют :

  • Непреднамеренная трапеза
  • Введение лекарств с помощью уколов
  • Поцелуи
  • Ласки, если они не приводят к семяизвержению
  • Чистка зубов
  • Сдача крови
  • Месячные
  • Непроизвольная рвота
  • Несовершение намазов

Наказания нарушившим пост Рамадан :

Те, кто непреднамеренно нарушил пост по причине болезни, должен в любой другой день провести пропущенный день поста.

За половой акт, совершенный в светлое время суток, верующий обязан отстоять еще 60 дней поста, либо накормить 60 нуждающихся.

Мировые новости

18.06.2015

Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит» («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды). Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи). Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены. Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается. Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.). Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был - дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри). Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи). Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту). При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае - проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку - мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша» (соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления).

4. Покусывать губу жены (при этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост).

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, говорит, что Посланник Аллаха e совершал подобные действия во время поста (хадис приводят имам Бухари и имам Муслим).

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося - это использование сивака» (хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни), а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня (хадис приводит имам Ахмад). Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахаб) действия во время поста

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» (хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим).

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста (пост предполагает определённую тяжесть для человека).

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» (приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки).

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

Ситуации, в которых дозволено прервать пост

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься: болезнь; путешествие; принуждение; беременность; кормление грудью; голод; жажда; старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь в противном случае затянется.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя (то же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100 % уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд). Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост (то же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время).

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для путника, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост» (приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт . Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась /затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача . Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.
Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься - это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, - человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан (например, он болен или находится в пути), и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос - обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост (то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост), и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился - фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф (да будет милостив к ним Всевышний Аллах). Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день - день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста - дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Выплата фидьи

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка (при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился), либо отдавать бедняку каждый день половину са (примерно 4 кг) пшеницы. Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось, и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно (например, каждый день), а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, - отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае если у человека нет возможности накормить бедняков (или вид каффары, который он должен совершить, в принципе не предполагает такой альтернативы, как кормление бедняков), он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

Как правильно поститься в Рамазан? Все правила. Памятка для постящихся в священный месяц Рамадан 2016. Памятка актуальна не только в 2016 году. Сухур, Ифтар, МОЛИТВА “ТАРАВИХ”, ЗАКЯТУЛЬ-ФИТР И САДАКАТУЛЬ-ФИТР, ВОСПОЛНЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННО НЕ СОБЛЮДЕННОГО ПОСТА. ФИДЬЯ-САДАКА

Пост – это воздержание от приема пищи, питья, курения, а также от половой близости в светлое время суток, то есть со времени рассвета (начиная от утренней зари, которая наступает примерно за 2 часа до восхода солнца) до полного захода солнца, сопровождаемое обязательным намерением (ният).

Мусульманский пост по-арабски именуется словами «сыям» и «савм», означающими воздержание, самоограничение. Пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность правоверным на втором году хиджры после переселения в Медину Пророка Мухаммада в десятый день месяца Ша‘бан. Соблюдение поста месяца Рамадана предписано каждому разумному, совершеннолетнему мусульманину.

Пост в месяц Рамадан является столпом Ислама - религии покорности Творцу в соответствии с ниспосланными Им Законами. И, в связи с этим, если правоверный не соблюдает пост, тем самым он своими руками вырывает один из краеугольных камней здания, на котором основывается Ислам. Естественно, что спорна степень прочности здания, чья основа ущербна. «Вера - единое целое, не приемлющее раскола и расчленения. Если религию уподобим дереву, вопросы, относящиеся к вере и верованию – то это корни дерева, обряды - ветви его, благие дела - цветы, наказания - хранители его, молитвы - элементы, питающие его» . По этой причине каждый, призванный нести Ислам в жизнь, должен возвыситься этим поклонением.

Правила соблюдения поста в месяц Рамадан

Существует два следующих предписания поста:

  1. Намерение (ният) в сердце для соблюдения поста ради Аллаха. Словами оно может быть выражено так: Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля. Что в переводе означает: «Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».
  2. Полное воздержание от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, половых сношений в дневное время суток - от начала времени утренней молитвы (фаджр) до заката солнца.
Условия соблюдения поста
  1. Человек должен быть совершеннолетним (по шариату).
  2. Человек должен быть в здравом рассудке, то есть не душевнобольным.
  3. Человек должен быть в состоянии поститься, не должен быть больным.
От соблюдения поста освобождаются следующие категории людей, но всем им нужно будет восполнить все пропущенные дни поста:
  1. Путники, находящиеся в длительном путешествии. Согласно исламскому праву путником считается человек, отдалившийся от места своего проживания на расстояние 90 км или более и намерившийся оставаться на месте пребывания менее 15-ти дней. Если человек, находящийся в путешествии не затрудняется соблюдать пост, то при желании он может поститься. В Исламе нет предписаний об обязательности несоблюдения поста путниками.
  2. Больные, которые соблюдая пост, могут нанести вред своему здоровью и их состояние может ухудшиться.
  3. Женщины в период менструации и послеродового очищения.
  4. Беременные и кормящие женщины, опасающиеся за здоровье своего ребенка или за себя. Замечание: Люди, находящиеся в престарелом возрасте, которые не в состоянии держать пост или неизлечимо больные, должны вносить пожертвование за каждый пропущенный день поста в размере фидия-садака. Фидия-садака – это пожертвование, величина которого будет достаточна для прокормления одного бедняка два раза в день. Однако, если в будущем появятся силы и возможность соблюсти пост, то следует возместить пропущенные дни, и в этом случае данные пожертвования будут считаться за добровольную (нафиль) садаку.
Обстоятельства, нарушающие пост и требующие искупления - кяффара
  1. Преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению.
  2. Преднамеренная супружеская близость.
Обстоятельства, нарушающие пост и требующие возмещения:
  1. Попадание лекарств внутрь организма через нос и уши.
  2. Использование клизмы
  3. Преднамеренный вызов рвоты.
  4. Начало менструации или послеродового периода.
  5. Попадание воды в носоглотку при совершении омовения (тахарат, гусль).
Обстоятельства, не нарушающие пост:
  1. Если человек, забыв о посте, поел или выпил что-либо. Но, вспомнив о посте, он должен прекратить совершаемое им действие и продолжить пост. В хадисе сказано: «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает (продолжает) пост (в этот день). Поистине, это Всевышний накормил и напоил его» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
  2. Совершение полного омовения, а также принятие душа. Недолгое пребывание в бане.
  3. Опробование пищи на вкус, не проглатывая ее.
  4. Полоскание рта и промывание носа.
  5. После полоскания рта, заглотнуть остаток влаги со слюной.
  6. Закапывание в глаза лекарства, подкрашивание глаз сурьмой.
  7. Проглатывание остатка пищи, оставшегося между зубами, если его величина менее горошины.
  8. Чистить зубы мисваком, щеткой.
  9. Сдача крови, кровопускание.
  10. Вдыхание благовоний.
  11. Непроизвольный выход спермы.
  12. Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота, самостоятельное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости).

Сухур

Сухур – время перед рассветом, предназначенное для принятия пищи до наступления времени поста. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Принимайте пищу перед рассветом! Поистине, в сухуре – благодать!» (аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи).

Надо помнить, что прием пищи необходимо закончить до того, как начнет светать, до первых признаков приближения рассвета. Как и при любом приеме пищи, во время сухура не надо переедать, но в то же время следует поесть достаточно для того, чтобы набраться сил на целый день поста. Благословенности сухура: 1) сухур является действием Сунны; 2) сухур придает нам сил для ибaдата (поклонения); 3) сухур увеличивает нашу искренность в молитве, так как, благодаря раннему подкреплению пищей, мы не так сильно испытываем голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел; 4) сухур помогает нам контролировать самих себя (свой темперамент), так как злость нередко вызывается сильным голодом; 5) сухур - это время, когда ду‘a особенно принимаются; 6) встав на сухур, мы также получаем возможность выполнить нaмaз-тaхaджуд и заняться зикром.

Ифтар

Ифтар – разговение, ежевечерний прием пищи по окончании дневного поста. Верующие, постившиеся в течение всего дня, благодарят Всевышнего за возможность пользоваться Его щедротами в месяц Рамадан и обращаются к Нему с мольбой о принятии Им их поста и прощении ошибок, совершенных ими по знанию и незнанию.
С заходом солнца пост прекращается, и он завершается обращением к Всевышнему: Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва ‘алейкя тавяккяльту ва ‘аляя ризкыкя афтарту фагфирлии йяя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту. Что означает: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя я уверовал, на Тебя я положился. Сделай разговение тем, что Ты мне дал. Прости мне, о Прощающий, те грехи, которые были ранее и будущие». Желательно не откладывать прием пищи на более позднее время. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи (а не под утро, специально вставая до утренней молитвы)»

МОЛИТВА “ТАРАВИХ”

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи”.

Время выполнения молитвы “Таравих” наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз “Витр” в эти дни выполняется после молитвы “Таравих”.

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. “Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома”.

О том, что Пророк и его сподвижники читали в “Таравихе” до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. Совершается молитва “Таравих” после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву “Таравих” до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

ЗАКЯТУЛЬ-ФИТР И САДАКАТУЛЬ-ФИТР

Словосочетания “закятуль-фитр” и “садакатуль-фитр” – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

“Закятуль-фитр” – налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Ид уль-фитр, Ураза Байрам), а точнее – до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения о том, кто должен платить “закятуль-фитр”.

  1. Тот, кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день, и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) “закятуль-фитр”, то он обязан это сделать. Так считало большинство ученых.
  2. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальным обеспечением. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между “закятуль-фитр” и ежегодным обязательным закятом.
Исламские ученые единодушны в том, что “закятуль-фитр” выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят. Обычно верующие передают свой “закятуль-фитр” в местные мечети, которые в последующем распределяют его в соответствии с предписаниями религии. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры.

Начинается время возможной выплаты “закятуль-фитр” с началом месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов. Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).

Самым правильным будет выплата “закятуль-фитр” в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно.

Духовным управлением мусульман Европейской части России установлен размер “фитр-садака” в 2012 году:

  1. 100 руб. для малоимущих;
  2. 200 руб. для людей со средним достатком;
  3. от 300 руб. для состоятельных.

ВОСПОЛНЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННО НЕ СОБЛЮДЕННОГО ПОСТА. ФИДЬЯ-САДАКА

Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнять несовершенный по той или иной причине пост только постом. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что “зима – это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи – молится”. Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т.д.

А вот выплата “фидья-садака” актуальна для тех, кто по наибольшей вероятности больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. “Фидья-садака” – это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше – среднесуточные затраты на питание).

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить “фидья” за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить “фидья” и из своих личных сбережений от его имени.

“Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается “фидья”. Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается “фидья”.