Приветствую всех родителей школьников! Сегодня хочу поговорить об успеваемости наших деток в школе, о том как вызвать интерес к занятиям, чтобы оценки становились лучше и лучше. К сожалению многие родители жалуются что ребенок плохо учится, что делать в этой в этой ситуации, как улучшить оценки?

Сейчас моя дочь уже перешла в седьмой класс и за все время обучения в школе у нас с ней уже установлены определенные правила, которые касаются школы, и в частности выполнения домашних заданий. Но конечно в начальной школе пришлось много для этого поработать, причем как мне так и ей.

Зато сейчас это принесло свои плоды: она очень хорошо учится и проблем с учебой у нас практически не бывает. Разумеется тут много зависит и от учителя, особенно в начальных классах. Скажу честно с учителем нам очень повезло, она была добрая и в то же время очень строгая. Но речь не об этом…

Сейчас на улице уже ноябрь и вторая четверть пронесется как всегда очень быстро, а там, глядишь, уже и конец учебного года и тут Вы понимаете, что ваш школьник опять принесет в табеле не самые хорошие оценки…

Конечно, есть детки, которые сами с удовольствием учатся и их не нужно заставлять. Они самостоятельно делают после школы все домашние задания для того чтобы на следующий день получить хорошую оценку. Это мечта всех родителей. Но, к сожалению, если верить статистике, таких учеников наберется не более трех — четырех на всю параллель.

А вот наши ученные говорят, что излишняя старательность, это тоже не очень хорошо, так как такие дети привыкают всегда и все делать только на отлично и быть лучше всех. А это может им сильно помешать во взрослой жизни, где все может быть совсем не так как они привыкли. Поэтому, если ваш малыш не слишком обожает учится, в этом тоже нет ничего страшного, не нужно его в этом обвинять.

В большинстве случаев то как ребенок учится зависит именно от родителей, а не от учителей и друзей, потому что именно родители могут заинтересовать ребенка и найти определенные стимулы для повышения его успеваемости. Как это сделать?

Если «на носу» конец учебного года

Конечно, желателен постоянный контроль за успеваемостью, а не только в конце четверти, когда уже сложно что-то исправить. Но, понятное дело, что это получается не всегда, то на работе проблемы, то здоровье барахлит, то с мужем проблемы, в общем обычная бытовуха… И, вот понимаешь, что уже и май на носу, и исправлять оценки уже и некогда.

Но и в этой ситуации можно постараться что-то сделать. Конечно, если проблемы только с одним или парой предметов, то как говорится, есть за что побороться, можно больше «поднажать» конкретно на эти предметы. И тут необходимо активное участие родителей в процессе.

А вот если запущены все предметы, то тут, в конце года вряд ли уже получится что-то исправить. И в такой ситуации уже стоит подготовить почву к будущим занятиям, в новом учебном . В частности, нужно просто по-взрослому, не ругаясь, поговорить с ребенком и постараться настроить его на более серьезную работу в следующих классах. Нужно узнать его мнение, как он считает, почему он начал учится хуже. Спросить, чем можете помочь ему лично Вы.

Но заканчивать такой разговор нужно обязательно только с позитивным настроем, для того, чтобы ребенок понимал, что Вы полностью верите в его силы и способности. После такой беседы желательно начать заниматься дополнительно и подумать над планом дополнительных занятий на летних каникулах, например, при помощи репетитора.

Почему ребенок стал плохо учится? Ищем причины

Перед тем как устраивать с ребенком «разборки» нужно постараться найти причину его плохих оценок. И знаете, иногда может оказаться, эти причины совсем не связаны с учебой.

Проблемы со здоровьем

Как давно малыш был у окулиста? Понаблюдайте насколько близко ребенок наклоняется к тетрадкам и книжкам, может именно ухудшение зрения мешает ему хорошо учиться? Если, после посещения окулиста это подтвердится, то нужно сообщить об этом учителю, для того чтобы малыша пересадили на комфортное расстояние от доски.
Если малыш плохо кушает, бледен, видно, что он сильно устает от нагрузок, не помешает показать его лечащему врачу. Возможно нужно провести основные анализы. Дело в том, что у наших деток очень часто могут быть , которые для своей жизнедеятельности отбирают у детского организма полезные вещества. И простое избавление от гельминтов может положительно повлиять на успеваемость.

Проблемы в семье

Как известно дети очень болезненно воспринимают конфликты, которые происходят в семье. Ему явно будет не до учебы, если его мысли будут постоянно забиты тем, что мама с папой постоянно ругаются. Вспомните себя в детском возрасте? Я, например отлично помню, как однажды мои родители очень сильно ссорились. Был уже очень поздний вечер и мы с братом легли спать. Я проснулась от этого крика, и затем всю ночь не могла спать, прислушиваясь и переживая за маму, так как папа был очень зол и очень сильно кричал. Мало того, что я не выспалась, так еще весь день в школе все мои мысли были очень далеки от уроков… Сколько лет прошло, а я помню все в деталях. Вот такая она детская психика…

Поэтому старайтесь решать все ваши проблемы и конфликтные ситуации так, чтобы ребенок об этом не знал, и тем более не участвовал в этом.

Отношения ребенка с одноклассниками

Нужно стараться почаще просто разговаривать с малышом о том что у него происходит в школе, есть ли у него друзья, нет ли «задир», которые пристают к нему в школе и не дают сосредоточится на уроках.


Можно пообщаться с классным руководителем, и кроме оценок узнать у него как ребенок ведет себя на занятиях и переменках, насколько у него хорошие отношения с другими ребятами.

Очень плотный график у малыша

Конечно все мы хотим, чтобы наши дети выросли разносторонне развитыми. Поэтому частенько перегружаем их различными дополнительными занятиями, которые со временем превращаются в тяжелую для них ношу. Дети перегружаются, и чаще психологически чем физически.

У малыша обязательно должно быть время для того, чтобы он мог поиграть с любимыми игрушками, с друзьями, пройти очередной уровень в любимой компьютерной игре (не слишком долго) или просто отдохнуть ничего не делая.

Банальная лень

Как показывает практика, это наиболее частая причина плохой успеваемости. Вроде бы и есть время на выполнение домашнего задания, но его так не хочется делать! Куда приятнее посидеть за компьютером, посмотреть телевизор или просто в кресле побездельничать.

В такой ситуации прежде всего посмотрите на себя со стороны. Возможно это именно Вы, извините за прямоту, подаете плохой пример своему чаду? Если мама и папа постоянно все свое свободное время проводят за просмотром того же телевизора, то ребенок, будет копировать ваше поведение.

В этом случае нужно подкорректировать немного свои привычки, а когда у всех в семье есть свободное время, проведите его с пользой. Например, пойдите всей семьей на прогулку, в театр, на пикник, неважно, главное не проводить время бессмысленно.

А что касается ребенка, то меры тут нужны более решительные. Например, можно запретить просмотр телевизора и игры на компьютере пока не будут сделаны уроки или перенести все эти развлечения на выходные. Если это не очень помогает, то такой запрет можно ввести и в выходные дни. Особенно это действует хорошо в воспитании младших школьников.

Конечно на первом этапе вы можете столкнуться с и истериками, но, со временем, ребенок привыкнет к новым правилам. Тут очень важна решимость с вашей стороны. Если сказано «НЕТ», значит «НЕТ».

Как вызвать желание учиться лучше

Конечно можно много беседовать с ребенком о том, что если он будет хорошо учится сейчас, то это поможет ему в будущем. Но как показывает практика, это мало что даст, так как это пока далекая и непонятная для него перспектива.

Но это не значит, что такие беседы не нужны. Просто нужно говорить не абстрактно, а при помощи конкретных примеров. Например, так: если у тебя будут хорошие знания и оценки, то ты сможешь поступить в институт и получить хорошую специальность, благодаря которой у тебя будут деньги и ты сможешь купить себе машину, квартиру или о чем он там ещё мечтает.


Пусть ребенок еще не сможет придать большого значения таким словам, но в его голове будет заложена определенная последовательность действий, связанная с обучением сейчас и обеспеченной жизнью в будущем.

Ну а для того, чтобы он уже сейчас мог почувствовать хоть какую-то выгоду от хорошей учебы, придумайте для него какой-нибудь стимул. Можно пообещать подарить ему, например, какую-нибудь вещь, которую он давно хотел получить.

Например, это может быть мобильный телефон, какая-нибудь игра, возможно увеличение карманных денег или поездка куда-нибудь. Либо можно разрешить ему проявить самостоятельность и самому спланировать выходной день.

Узнайте у школьника какое у него есть желание. Такой подход будет отличной мотивацией и ребенок скорее всего будет очень стараться чтобы получить обещанную награду. Только при этом очень важно это обещание обязательно выполнить иначе вы просто потеряете доверие ребенка.

Что касается родителей, то могу дать совет сходить в школу и пообщаться с учителем, чтобы узнать его мнение, почему у малыша плохая успеваемость. Заодно учитель будет видеть, что Вы как родители переживаете и Вам не безразлична школьная жизнь сына иди дочери.

Иногда для исправления оценки можно подготовить какие-нибудь дополнительные материалы, например реферат. А дома, особенно перед контрольными работами просто уделить больше времени предметам и позаниматься вместе с ребенком решением дополнительных домашних заданий.

В большей степени контроль за выполнением домашних заданий нужен детям, которые не особо организованы и постоянно отвлекаются на что-нибудь другое


Еще одним хорошим советом будет составить вместе с малышом режим дня, чтобы он точно знал когда и что он должен делать чтобы все успеть. Это очень организовывает, могу сказать из личного опыта. Сейчас это уже не очень заведено в современных семьях, а я помню когда была школьницей у меня всегда на стене висел режим дня. Особо приятно когда он красочный и красивый. Я и мама заполняли его разноцветными фломастерами и вешали на видном месте. В результате у меня был четкий план действий, и я успевала и уроки сделать и на тренировку сходить и просто отдохнуть.

А для младших школьников можно сделать еще кое-что. На большом листе бумаги написать все предметы, которые он изучает. Затем, когда он в школе получает по предмету хорошую оценку, то рисуем улыбающееся солнышко или весёлый смайлик напротив этого предмета. А если оценка плохая, то и смайлик будет очень грустным.

Для детей постарше можно просто чертить график, в зависимости от получаемых баллов. Дети в этом случае будут стараться и очень радоваться, когда график будет идти вверх)

Ну и, конечно же, есть всем известные три основных способа улучшить оценки:

  • занятия с репетитором
  • дополнительные занятия со школьным учителем за дополнительную оплату
  • занятия в профильных кружках

Что не нужно делать родителям

Есть несколько моментов, которые важно не забывать самим родителям. Прежде всего отличная оценка по предмету не должна достигаться любой ценой. Ребенок должен понять, что важна не столько оценка, сколько сами знания.

Также не нужно делать вместо ребенка его задания. Во-первых, это будет плохо влиять на воспитание у него самостоятельности и ответственности, а во-вторых у него может развиться комплекс что он сам не способен ни с чем справится, который очень будет мешать ему в будущем.

И конечно же не в коем случае нельзя ребенка обзывать за то, что у него что-то не получается, так как он может потерять веру в то, что у него все получится, или наоборот из вредности будет учиться плохо.

Только терпением, различными стимулами и дружественными беседами можно помочь в ситуации, когда ребенок плохо учится.

Семейный Психотерапевт

Получаем табель успеваемости!

На протяжении последней недели, многие школьники получили или вскоре получат табель успеваемости за первое полугодие. Большинство родителей с нетерпением ждут этого дня. Ведь благодаря отметкам в табеле, можно не только оценить уровень знаний своего ребенка, но также для многих родителей это возможность признать собственные заслуги в воспитании или же, наоборот, удостовериться в родительской некомпетентности.

Именно по этой причине, многие родители так эмоционально воспринимают детские неудачи. Оценивая ребенка, им кажется, что учитель тем самым оценивает самого родителя: его/ее вовлеченность, терпение, внимание, любовь и заботу по отношению к ребенку.

Если же результаты в табеле неудовлетворительны, родитель чувствует себя мишенью в глазах общественного мнения.

Можно понять чувства, которые переживает родитель. Но обвинения и нарекания не помогают процессу, и не способствуют повышению успеваемости вашего ребенка.

Самые распространенные причины низкой успеваемости из моей практики:

1) Вашему ребенку действительно сложно.

2) Возможно, вы недостаточно уделяете времени ребенку.

Если ваш ребенок старается, но ему действительно сложно, примите это как данность. В этом никто не виноват. Наверняка многие родители ответят: «Но мой не старается!» Действительно ли это так? Действительно ваш ребенок никогда не прикладывал усилий?

Любознательность – это естественная потребность каждого ребенка. Я с удивлением наблюдала за первоклашками, которые с радостью и с некоторой долей азарта брались за решение задачек, предложенными классным руководителем. Если по какой-то причине, ваш ребенок не учится, важно понять трудности, с которыми он столкнулся и помочь ему преодолеть их или обратиться за помощью к специалистам.

Вторая причина низкой успеваемости, часто встречается в семьях, где родители сами переживают тяжелый период: заняты карьерой, рождением детей, переживают болезнь/смерть близких, переезд, развод, создают новую семью и т.д. Как только родитель справляется с тяжелой ситуацией и начинает активно участвовать в жизни ребенка, успеваемость значительно повышается.

Как разговаривать с ребенком при получении табеля успеваемости?

При получении табеля, важно поинтересоваться прежде всего мнением самого ребенка. Каким он видит свой табель? Доволен ли он результатами своей работы? Или, возможно, он считает, что необходимо улучшить некоторые из отметок.

Если ребенок недоволен отметками в табеле, спросите, что, на его взгляд, может помочь ему улучшить результат в следующем полугодии.

Пожалуйста, будьте корректны в своих высказываниях. Неаккуратно брошенное слово может не только обидеть вашего ребенка, но также снизить мотивацию к учебе.

Будьте справедливы. Перед тем как обвинять ребенка в равнодушии и безалаберности, сравните табель с оценками предыдущего полугодия. Действительно ли ребенок не приложил никаких усилий, чтобы улучшить ситуацию, или возможно оценки по одному или нескольким предметам заметно улучшились.

Почему это важно? Если родитель игнорирует изменения в отношении ребенка к учебе, это может привести к тому, что ребенок почувствует разочарование и недоверие к окружающим. Ведь если, несмотря на все усилия, реакция родителей осталась неизменной, то для чего тогда стараться?

Не скупитесь на похвалу! Похвала - это замечательный способ, для того чтобы желаемое поведение повторялось вновь и вновь. Начните свои комментарии по поводу высоких отметок. Похвалите ребенка за высокую оценку по литературе или по математике. Обратите внимание на положительную характеристику, написанную учителем.

И верьте, что несмотря на сложности, ваша любовь и поддержка, а также вовремя оказанная вами/специалистами помощь, обязательно помогут вашему ребенку улучшить табель.

«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок

И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.

Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…

– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.

Ребенок - это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг - это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг - это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, - значит, они не доверяют своему ребенку.

Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?

– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?

Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.

Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?

Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?

– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.

Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».

Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.

А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…

У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением - вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?

«Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»

– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.

– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.

Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…

Иногда мне хочется плакать…

Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

Иногда мне хочется слушать музыку .

– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.

– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?

– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.

За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.

Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.

Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?

Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?

– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах

– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?

– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.

Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…

– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…

Мне 13 лет, живу в маленьком городе недалеко от Екатеринбурга.
В семье с деньгами плохо. Живу в однокомнатке, иногда даже нечего есть. Компьютер нам дали попользоваться знакомые...
(комп убогий и особой разницы что с ним, что без него - я не увидел.)
Я пытался найти заработок, но негде, серьезно! Я хотел раздавать листовки или клеить объявления, но без паспорта не
берут. И это не всё.Я плохо учусь, и на уроках как-бы не старался - вообще ничего не понимаю. Помимо этого, нам ввели
переходные контрольные работы, если не сдам - останусь в 7-ом классе.
А про экзамены в 9-ом и 11-ом классах я вообще молчу.
Я очень стараюсь и хочу что-то понять, но просто не могу.
Даже допускаю мысли о суициде.
Что делать?

Роман, возраст: 13 / 10.03.2016

Отклики:

Будь сильным. Даже если останешься жизнь не кончится.У тебя все будет ЛЮБОВЬ,СЧАСТЬЕ,РАДОСТЬ,верь.

евгений, возраст: 34 / 18.03.2016

Привет, Роман!

Роман, ты молодец, определил основные проблемные места своей жизни, и ты пытаешься их исправить.
Пытаться подрабатывать, на мой взгляд, - это отличная идея, и не только ради денег, но и для расширения кругозора.
Но если пока без паспорта не получается найти работу, я бы подождал его получения, тем более осталось ждать меньше года, а
текущее время полностью посвятил решению проблемы с учебой.
В решении проблемы с учебой начать нужно с того, чтобы понять, почему возникла проблема с пониманием, усвоением материала.
Здесь тебе нужно внимательно посидеть-подумать:
1. Вспомни, как раньше ты учился, насколько легко усваивал материал, решал задачки, запоминал информацию
2. Если все было хорошо, подумай что произошло, в какой момент ты перестал понимать
3. Могу предложить вариант, что некоторое время ты не уделял должное внимание учебе и накопил большое количество пробелов,
в итоге сейчас, когда учителя рассказывают новый материал, ты мало что можешь понять.
Это как при изучении иностранного языка, если ты не знаешь слов, понять что говорит учитель невозможно, как бы ты не
старался.
4. Если пробелов нет и раньше все было хорошо, возможно произошло какое-нибудь физиологическое отклонение (например
связанное с хроническим стрессом, сотрясением мозга и т.д.) Но думаю это маловероятно и у тебя просто накопилось много
пробелов, которые раньше ты не осознавал.
Решение с пробелами одно - начать их устранять.
Начать можно с этого сайта бесплатных уроков http://interneturok.ru/.
Параллельно пройти следующий курс, как о том как правильно учиться https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn/.
Если не знаешь английского, можно смотреть с русскими субтитрами.
Если пройдешь курс внимательно и начнешь использовать приемы, которые там даются, сможешь осваивать новый материал
значительно быстрее, это позволит тебе догнать, а потом и перегнать твоих одноклассников.

Александр, возраст: 31 / 18.03.2016

Роман, здравствуйте!
Очень хочется Вас успокоить насчет экзаменов. Я сама в недавнем прошлом работала учителем, и поэтому могу Вас заверить, что
экзамены сдать Вам все равно придется, и Вам в этом кто-нибудь, да поможет.
А насчет того, что Вы ничего совсем не понимаете, не торопитесь так говорить! Я вижу с русским языком у Вас все в порядке,
исходя из написанного на сайт письма.А это уже многое говорит!!! Скорее всего столь пессимистичные чувства навеяны Вам вашим
переходным возрастом. Не горячитесь, а целенаправленно идите к поставленным целям, пусть и мелкими, но уверенными шагами.
По материалам одного сайта: "Двоечников за всё существование нашей планеты было огромное количество. Некоторые не успевали
по физике, математике, истории… А иногда эти «некоторые» становились великими людьми.

Например, Исаак Ньютон. В детстве был лентяем и учился хуже всех. Особенно трудно ему давались физика и математика, когда он
вырос, то стал великим учёным.
Чарльз Дарвин любил поспать за партой. Кто из нас этого не делает? А потом Чарльз доказал всему миру, что труд сделал из
обезьяны нас с вами"
Сэр Уинстон Черчиль в школе отставал по большинству предметов и даже не стал поступать в университет.
Николай Гоголь в школе за сочинения получал плохие оценки, а потом вырос и написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Мертвые души».
Билл Гейтс, прежде чем стать отличником производства, был самым обычным двоечником. Но в школе появилась ЭВМ, и разбудила
дремавшие в ученике великие способности.
Альберт Эйнштейн очень поздно начал говорить и отличался плохой речью. Учась в школе, он использовал лексикон дошкольника,
но вырос и удостоился Нобелевской премии".
А про деньги могу сказать одно! Не зацикливайтесь на них. До получения паспорта совсем чуть-чуть осталось.Тогда и
осуществите свое желание подзаработать. Будьте благодарными за все, что имеете. А если приглядитесь хорошо, то поймете, что
это НЕ МАЛО. И если начнете ценить то, что уже имеете, то все будет становится лучше и лучше. "Благодарный человек никогда
ни в чем не нуждается". Проверено!!!

Ольга, возраст: 33 / 19.03.2016

Привет, Роман! Очень хочется тебя поддержать, потому что хорошо тебя понимаю. Когда-то давно моя жизнь была такой же стрёмной:
денег не было, мать не понимала, учеба достала, и я тоже думала о суициде.Но повезло встретить умного человека, который сказал:
"Тебя не будет, а это все останется, жизнь будет идти дальше, а ты будешь лежать в земле..." Рома, постарайся почаще думать о
том, что у тебя есть хорошего. Может, друг у тебя классный самый! Или кошка крутая))
Я школу сейчас вообще не вспоминаю, будто и не было ее. Если голова плохо работает, скорее всего руки хорошие. Поверь, все эти
школьные знания потом так мало нужны))
99% что в итоге все наладится, паспорт получишь-работать сможешь, немножко подожди просто!Даже если ты останешься на второй
год-ну все равно как-то ты школу эту закончишь! Оба мои брата вообще вечернюю школу закончили, потому что бросили обычную. Один
теперь бизнесмен, другой инженер)) Давай, чувак, не вешай нос. Знаешь поговорку: "Отличники! Дружите с троечниками-вам еще к
ним на работу устраиваться!"))) Пока!

Оксана, возраст: 42 / 22.03.2016

Привет, Рома! Я в свое время тоже много переживала по поводу экзаменов. Но теперь, когда выросла, мои переживания оказались
беспочвенными) Короче говоря, я зря все это время переживала и тревожилась. Все пройдет и это тоже пройдет. По поводу экзаменов
в старших классах пока не переживай. Ты только в 7-м классе))) Зачем переживать заранее? :) По моему опыту я знаю как бы плохо
человек не учился, его все равно выпустят из школы, обязательно. Потому что каждый человек имеет право получить образование. И
ты не исключение. А вот говоришь, что ничего не понимаешь. Это уже другое. Нужно выяснить в чем проблема, почему не понимаешь?
Может трудно учиться, если сильно устаешь и тяжело что-то учить и решать задачи. Может быть объяснения учителя не понятные,а в
книге лучше написано. Может быть чтобы понять тебе нужно больше времени, чем остальным ребятам. Всякое бывает. Тут нужно не
переживать, а познавать себя, наблюдать где трудно и почему. А какие у тебя интересы? Просто у некоторых очень хорошо
получается одно, а у других другое. Мы все разные и это замечательно. Опять же из опыта своей жизни скажу, что научиться можно
чему угодно, если этого хотеть. Самое главное, чему научили в школе - это читать, писать и считать) Умея это, можно обучиться
всему, только надо потрудиться. Еще может быть задания сразу сложные дают. Нужно всегда начинать с простого, а когда ты это
понял, переходить к сложному. Самое главное хорошо спать и кушать, быть на свежем воздухе) для того чтобы были силы. А кроме
учебы еще что нибудь есть? Может она так надоела, что и думать о ней трудно? Тогда надо в своем дневном графике найти время для
любимых занятий, игр. Учиться, Рома, всегда сложно. Но нужно стараться и многое, пусть и не все, все равно получится) Когда
сильно тяжело, дай себе время отдохнуть. Желаю тебе Рома побороть тревогу и беспокойство, хорошо кушать и с удовольствием
учиться - и такое тоже бывает) Посмотри, пожалуйста, замечательную книгу Людмилы Петрановской "Что делать если?" там очень
интересные беседы со школьниками на разные темы. Книга есть в интернете.

Что делать если плохо учусь? и получил лучший ответ

Ответ от Ўла[гуру]
надо просто осознать, что учишься ты не для родителей, учителей и хомяков, а для себя. Хочешь всю жизнь стоять за прилавком с рыбой - не учись, думаешь кому-то есть дело до тебя? Даже родителям... они тебя вырастят, и ты пойдешь работать. Сама. Никто вместо тебя не пойдет. И от того, какой будет эта работа будет зависеть и уровень твоей жизни. Кто-то будет отдыхать на Бали, а ты всю жизнь будешь вкалывать за копейки без отпуска и выходных. твои дети будут расти в нищете и у тебя не будет денег на то, чтоб купить им компьютер, велик и т. д. Как перспектива? нрав? Валяй, бездельничай, это только твоя жизнь, поверь, всем на тебя насрать, карабкаться будешь сама. Дошел смысл написанного? Нет? Прочти еще раз 100, распечатай и повесь над столом. И читай каждый день раз по 100, пока не поймешь. Только учти, время идет, не возвращается, закончить школу еще раз не получится. Выйдешь со справкой - это НАВСЕГДА!! ! Здравстуй вонючий рыбный рынок!

Ответ от Мария Воронич [новичек]
Попроси родителей нанять тебе репетитора по предмету, который у тебя плохо получается, хотя бы на небольшой период. Можешь начать сейчас что-нибудь просматривать в учебниках (если ты их получила) . Я учусь средне (3-4 балла) , родители особо не цепляются, им главное, чтобы двоек не было + у нас 77% учителей в школе дают списывать, поэтому оценки у меня и у нашего класса еще не самые плохие. Если твои родители сравнивают тебя с другими учениками, то спроси у них причем здесь совершенно другие люди, у них свои мозги, а у тебя свои. На гитаре тоже не легко учится. Я тоже сама по-немного брынькаю с самоучителем, пальцы болят, ужас. Тем более большинство музыкантов дружат с математикой, а ты гуманитарий.


Ответ от Борисовна [гуру]
Детка! Спроси у своих родителей - стали бы они хуже относится к А. С. Пушкину, если бы у него был бы низший балл по математике? А так и было... Тем не менее, он - Пушкин. Люди делятся на прравополушарников (Пушкин) и лево (Энштейн) . У последнего выше 1-цы за стихи не могло быть оценки, а тупым его не назовешь!
Так и ты! Может, твое призвание - игра на гитаре? Ты же не пробовала. Надо бы взять у кого гитару напрокат, может, и не нужна будет гитара-то? Чтобы научиться играть нужно хорошего учителя найти! Меня брат мужа выучил за 1 урок, а до этого месяцами бились впустую!
А про уроки, люди всякие нужны - двоечники, троечники, отличники.. . А кто будет работать поваром, швеёй, слесарем, каменщиком, сварщиком? Отличников не загонишь на рабочие специальности! Мы получили кучу липовых "специалистов", которые ничего не умеют - ни пахать, ни сеять!


Ответ от Ёергей Бехтольд [гуру]
Почему ты так критично к себе относишься? Есть два рода людей: гуманитарии и естественники. Кто то понимает русский язык, историю, другие-математику, физику. Учи гуманитарные науки, а за естественные не переживай.


Ответ от Crazy Men fa [новичек]
ех я даже сейчас не зделал уроки хо тя это последный 9 класс и ухожу ну не могу я тупой понять эту е*** алгебро з геометрии и укрмову так еще ипо укр мове училка занижает оценки и говорит что мы лохи я просто не могу запомнить что прочитал запомню если только напишу коротко что читал ираза 10 прочитаю тогда запомню но это очень долго потому и не делаю


Ответ от Анастасия Елисеева [мастер]
В школе тебя не учат жить, тебя учат вкалывать на "дядю", а не создавать свои собственные кампании и предприятия. Самое главное для тебя - получить ФИНАНСОВОЕ образование, чтобы нормально жить. Твои оценки не дают тебе льгот в получении работы. Умей показывать себя.


Ответ от Влада Арсеньева [новичек]
Возьмись в конце концов за ум. Не будь лентяем. Темы которые не понял, подорйди к учителю и спроси. найми реетиторов. Если такой возможности нет. То просто возьмись за ум


Ответ от Мария серафимова [новичек]
та же самая херня.


Ответ от сошникова ирина [новичек]
я тебя понимаю такая же ситуация с математикой старайся повторять темы математика русский всегда делай домашние задание внимательно слушай на уроках и у тебя всё получится!!!Желаю удачи!!!


Ответ от Богдан Кузьмин [новичек]
Занимайся спортом


Ответ от RomeO LipA;) [активный]
в спорт или в музыкалку


Ответ от D d [новичек]
Анна я тебя понимаю токаяже ситуция только плюс каждй божий день скандалы с утра до ночи


Ответ от Лера курина [новичек]
Закрой вк и открывай учебники!


Ответ от Princessa ?? ? [новичек]
Не сиди в вк, открой учебник и начни заниматься все чаще и чаще.
И результат будет хороший 🙂


Ответ от Аня Кузнецова [новичек]
На мой взгляд данная проблема актуальна в мире в котором мы живём. Хочу отметить, что с ней сталкиваются многие люди и не только в 13 лет. Я перешла в 11 класс. И меня родители тоже как и тебя подталкивали к знаниям такими методами. Они мне поставили цель окончить четверть без троек, и только тогда они мне купят телефон. Я учусь в физико-математической школе. В этой школе мне некоторое время казалось, что мне трудно учиться, пока я не поняла, что проблема заключается во мне. Надо воспитывать силу воли. Чем я пытаюсь заниматься. Я ставлю для себя маленькие цели. Например, прежде чем пойти и посмотреть телевизор (или же присесть за тот же компьютер) я говорила себе: "Пока я не сделаю 10 задач по алгебре, то я не пойду смотреть телевизор". Потихоньку я стала эти цели увеличивать, стала ставить всё больше для себя задач. И в конце концов я ещё рассуждала, что мне придётся в дальнейшем преодалевать более сложные трудности. И мне нужно устраивать себе жизнь и карьеру. И самое главное поступить в институт. Запомни, что фундамент своей жизни ты уже начинаешь закладывать в школе. И + ещё ты учишься для себя, а не для твоих близких.
А на счёт тупости - это глупости) и лень)
Удачи))


Ответ от Мичислав корнатовский [активный]
все это фигня. главное после школы выбор правильный сделать. а учеба в школе не столь важна как говорят. конешно на двойки не надо хватит и троек. четверок. я в школе плохо училься а в техникуме отличником был.