• ознакомить детей с понятием "кожа" и ее функциями;
  • формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
  • закреплять гигиенические навыки.

Оборудование:

  • Карточки-опоры: "наружная оболочка"; "кожа"; "подкожный жир".
  • Таблица "Строение кожи".
  • Кроссворд (плакат).
  • Тесты по теме "Органы чувств".

Ход урока.

I. Проверка д/з.

На прошлом уроке вы познакомились с темой "Органы чувств". Проверим домашнее задание:

НЕСКОЛЬКО УЧЕНИКОВ РАБОТАЮТ НА МЕСТАХ С ТЕСТОМ "ОРГАНЫ ЧУВСТВ":

Тест: "ОРГАНЫ ЧУВСТВ"

1. Как называется наука, изучающая работу органов человека:

а) физиология;

б) зоология;

в) анатомия.

2. Сколько органов чувств ты знаешь?

3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?

а) обонянием;

б) осязанием;

в) вкусом.

4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а) без кишечника;

б) без головного мозга;

в) без почек.

5. Соедини линиями:

ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ:

Орган обоняния -

Орган осязания -

Орган слуха -

Орган вкуса -

Орган зрения -

Рассказать об одном из органов чувств?

УЧИТЕЛЬ ПРОВОДИТ КРАТКИЙ ОПРОС ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ:

Перечислите органы чувств человека.

Какую роль играет в жизни каждый из органов чувств?

Объясните связь органов чувств с головным мозгом.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека. Тема урока "Надежная защита организма". Речь пойдет о коже.

О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.

III. Работа над новой темой.

1. Кожа - надежная защита организма.

Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими его функциями. Она надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги. Кожа бережет тебя от жары, от холода. Под горячими лучами солнца она "загорает" - делается более плотной и смуглой и не дает перегреваться внутренним органам.

Посмотрите кожу на своей руке. Потрогайте.

Что можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкая - мы видим сосуды; мягкая, прочная).

Какого цвета? (Бледно-розового).

Если рассмотреть кожу через лупу, то можно увидеть маленькие отверстия - поры. Через них кожа помогает тебе дышать. Через поры она впитывает свежий воздух, который так необходим каждой клеточке. Через поры кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. А другие крохотные железки - сальные выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой пленкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь всяким микробам. Если провести пальцем по лбу, а затем по зеркалу - на нем останется пятно. Это пятно жира, который выделяет кожа. Но что, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь - кожа - постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, под ним уже готов новый.

Итак, из чего же состоит кожа? (по ходу объяснения учитель прикрепляет таблички).

Кожа состоит из 3 слоев. (Вывешивается плакат "Строение кожи").

Первый слой - наружный, оболочка - "эпидермис" , которая предохраняет кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. (вывешивается "Наружная оболочка").

Второй слой - сама кожа "дерма". В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Он покрывает кожу, делает ее более мягкой. Здесь же находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее чувствительна на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней, по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти.

Тритий слой - подкожный жир (подкожная жировая клетчатка). Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Цвет кожи разных людей отличается.(демонстрируются иллюстрации людей с разным цветом кожи) Он зависит от пигмента - красящего вещества. Пигмент выполняет защитную функцию. Пигментация кожи изменяется под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца (ртутно-кварцевых ламп). Происходит потемнение кожи - загар. Чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного ожога. Загар - это одна из защитных реакций организма. Загар полезен, но не всем: пожилым, детям до 2 лет, беременным женщинам, людям с больным сердцем. Загар - с 8 до 10 часов, с 16 часов.

ВЫВОД: - Кожа состоит из 3 слоев (перечислить).

Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей

среды. Что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка ).

Что поддерживает нормальную t 0 тела? (Выделение пота ).

Какой слой сохраняет тепло? (третий, подкожный жир ).

Кожа - надежная защита.

2. Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей - мытье. На коже скапливается много жира и пота, к ним прилипает пыль. Кожа становится грязной, начинают размножаться микробы. На 1 см 2 кожи находится до 40 000 микробов.

(Заранее подготовленный ученик рассказывает как правильно умываться)

Как правильно умываться

При нормальной коже надо умываться ежедневно. С мылом умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. Нельзя все время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя все время умываться очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, на лице появляются участки покрасневшей кожи. Кожа становится вялой, появляются морщины.

ВЫВОД: - Как надо следить за кожей?

А что вы можете сказать про ногти?

Запомните, выполняйте эти правила.

Послушайте стихотворение Ю. Тувима, обращенное к детям.

(Подготовленные ученики читают стихотворение Ю. Тувима "Дорогие мои дети!")

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки или колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.

3. Первая помощь при повреждениях кожи.

Еще важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожоги).

1) Раны : поверхностные царапины, ссадины, порезы. Глубокие - повреждена не только кожа, но и мышцы - надо обратиться к врачу. Если рана небольшая, кожу вокруг ранки смазывают йодом, зеленкой, перевязать чистым бинтом.

2) Ушибы. - Как возникают ушибы? Как вы определяете, что ушиблись? Как поступить при ушибе?

3) Ожоги. - Что вы знаете про ожоги?

Ожоги бывают 3 степеней. 1 степень - покраснение, припухлость кожи. 2 степень - появляются пузырьки, наполненные жидкостью - прозрачной и желтой. 3 степень - портится сама кожа на всю толщину, могут пострадать мышцы и кости.

Лечение при ожогах.

Оголить пораженный участок.

Опустить под холодную воду или по струю на 10-30 минут, пока не утихнет боль.

Перебинтовать пораженный участок бинтом или чистой материей.

Не смазывать ожоги жиром, кремом, маслом.

Не прокалывать волдыри, иначе попадут микробы, вызывающие нагноение.

Если ожог сильный и глубокий - обратиться к врачу.

Бывают еще солнечные ожоги.

(О лечении при солнечном ожоге рассказывает подготовленный ученик)

Лечение при солнечном ожоге

Наложите на обожженный участок холодный компресс, постоянно менять его.

Для снятия боли можно принять аспирин или парацетамол.

4) Обморожение.

Четыре степени. 1 степень - кожа бледнеет, затем припухает, краснеет. 2 степень - на коже образуются пузырьки, наполненные мутной, слегка кровянистой жидкостью. 3 степень - появляются пузыри с кровянистым содержимым, кожа становится омертвевшей, а при длительном воздействии холода гибнут и более глубоко лежащие ткани - 4 степень .

(О действиях при обморожении рассказывает подготовленный ученик)

Действия при обморожении:

Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.

Обмороженное место следует сначала хорошенько протереть спиртом, затем слегка растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления красноты и появления чувствительности, а после этого смазать каким-нибудь несоленым жиром.

Если на обмороженном участке появились пузыри, надо протереть его спиртом, завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.

Итак, чтобы не вызвать переохлаждение организма, не обморозить кожу послушаем полезные советы.

(Подготовленный ученик делится советами)

Полезные советы:

а) прежде чем выходить на холод, хорошенько позавтракайте;

б) ваша одежда должна надежно защищать ваше тело от ветра и дождя;

в) отправляясь в дальний поход, обязательно иметь при себе сухую пару нательного белья;

г) помните, что риск переохлаждения усиливается на ветру.

IV. Работа в тетради.

Стр. 59, № 1. практическая работа.

V. Работа с учебником.

Чтение вывода в учебнике стр. 139

Что узнали нового?

Какое значение имеет кожа?

Разгадываем кроссворд по теме, которую изучили на уроке.

Кроссворд по теме "Надежная защита организма"

По горизонтали:

4. Кожа не просто покрытие человека, это активный (ОРГАН) с многообразными функциями.

6. Подкожный жир сохраняет (ТЕПЛО) .

7. Это повреждение кожи бывает 3 степеней (ОЖОГ) .

По вертикали:

1. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод, называется (ОСЯЗАНИЕ) .

2. Если у вас (РАНА) , то нужно обработать кожу йодом, перебинтовать.

3. Поддерживается постоянная температура внутри тела с помощью выделения (ПОТА) .

5. Это кожное образование (растет на коже) - (ВОЛОС) .

VII. Д/з: стр. 136 - 139, т. - стр. 56, № 2, 3.

Тема урока «Надёжная защита организма»
(3 класс, учебник А. А. Плешакова)

Цель: ознакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями;
формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
закреплять гигиенические навыки.
Оборудование: 1. Карточки-опоры: «наружная оболочка»; «кожа»;
«подкожный жир».
2. Таблица «Строение кожи».
3. Кроссворд (плакат).
4. Тесты по теме «Органы чувств».
Ход урока.
I. Проверка д/з.
- На прошлом уроке вы познакомились с темой «Органы чувств». Проверим домашнее задание:
НЕСКОЛЬКО УЧЕНИКОВ РАБОТАЮТ НА МЕСТАХ С ТЕСТОМ «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»:
Тест: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
1. Как называется наука, изучающая работу органов человека:
а) физиология;
б) зоология;
в) анатомия.
2. Сколько органов чувств ты знаешь?
а) 7;
б) 6;
в) 5.
3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?
а) обонянием;
б) осязанием;
в) вкусом.
4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
а) без кишечника;
б) без головного мозга;
в) без почек.
5. Соедини линиями:
Глаза Орган осязания
Уши Орган вкуса
Нос Орган зрения
Кожа Орган обоняния
Язык Орган слуха

ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ:
Орган обоняния –
Орган осязания –
Орган слуха –
Орган вкуса –
Орган зрения –
Рассказать об одном из органов чувств?

УЧИТЕЛЬ ПРОВОДИТ КРАТКИЙ ОПРОС ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ:
- Перечислите органы чувств человека.
- Какую роль играет в жизни каждый из органов чувств?
- Объясните связь органов чувств с головным мозгом.

II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека. Тема урока «Надежная защита организма». Речь пойдет о коже.
- О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.

III. Работа над новой темой.
1. Кожа – надежная защита организма.
- Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими его функциями. Она надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги. Кожа бережет тебя от жары, от холода. Под горячими лучами солнца она «загорает» - делается более плотной и смуглой и не дает перегреваться внутренним органам.
- Посмотрите кожу на своей руке. Потрогайте.
- Что можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкая – мы видим сосуды; мягкая, прочная).
- Какого цвета? (Бледно-розового).
- Если рассмотреть кожу через лупу, то можно увидеть маленькие отверстия – поры. Через них кожа помогает тебе дышать. Через поры она впитывает свежий воздух, который так необходим каждой клеточке. Через поры кожа помогает организму освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. А другие крохотные железки – сальные выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой пленкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь всяким микробам. Если провести пальцем по лбу, а затем по зеркалу – на нем останется пятно. Это пятно жира, который выделяет кожа. Но что, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь – кожа – постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, под ним уже готов новый.
- Итак, из чего же состоит кожа? (по ходу объяснения учитель прикрепляет таблички).
- Кожа состоит из 3 слоев. (Вывешивается плакат «Строение кожи»).
Первый слой – наружный, оболочка – «эпидермис», которая предохраняет кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. (вывешивается «Наружная оболочка»).
Второй слой – сама кожа «дерма». В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Он покрывает кожу, делает ее более мягкой. Здесь же находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее чувствительна на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней, по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти.
Тритий слой – подкожный жир (подкожная жировая клетчатка). Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
- Цвет кожи разных людей отличается.(демонстрируются иллюстрации людей с разным цветом кожи) Он зависит от пигмента – красящего вещества. Пигмент выполняет защитную функцию. Пигментация кожи изменяется под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца (ртутно-кварцевых ламп). Происходит потемнение кожи – загар. Чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного ожога. Загар – это одна из защитных реакций организма. Загар полезен, но не всем: пожилым, детям до 2 лет, беременным женщинам, людям с больным сердцем. Загар – с 8 до 10 часов, с 16 часов.

ВЫВОД: - Кожа состоит из 3 слоев (перечислить).
- Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей
среды. Что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная
оболочка).
- Что поддерживает нормальную t0 тела? (Выделение пота).
- Какой слой сохраняет тепло? (третий, подкожный жир).
- Кожа – надежная защита.

2. Уход за кожей.
Главный способ ухода за кожей – мытье. На коже скапливается много жира и пота, к ним прилипает пыль. Кожа становится грязной, начинают размножаться микробы. На 1 см2 кожи находится до 40 000 микробов.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает как правильно умываться)
Как правильно умываться
При нормальной коже надо умываться ежедневно. С мылом умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. Нельзя все время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя все время умываться очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, на лице появляются участки покрасневшей кожи. Кожа становится вялой, появляются морщины.

ВЫВОД: - Как надо следить за кожей?
- А что вы можете сказать про ногти?
- Запомните, выполняйте эти правила.
- Послушайте стихотворение Ю. Тувима, обращенное к детям.
(Подготовленные ученики читают стихотворение Ю. Тувима
«Дорогие мои дети!»)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки или колодца,
Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.

3. Первая помощь при повреждениях кожи.
- Еще важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожоги).
1) Раны: поверхностные царапины, ссадины, порезы. Глубокие – повреждена не только кожа, но и мышцы – надо обратиться к врачу. Если рана небольшая, кожу вокруг ранки смазывают йодом, зеленкой, перевязать чистым бинтом.
2) Ушибы. – Как возникают ушибы? Как вы определяете, что ушиблись? Как поступить при ушибе?
3) Ожоги. – Что вы знаете про ожоги?
Ожоги бывают 3 степеней. 1 степень – покраснение, припухлость кожи. 2 степень – появляются пузырьки, наполненные жидкостью – прозрачной и желтой. 3 степень – портится сама кожа на всю толщину, могут пострадать мышцы и кости.
Лечение при ожогах.
Оголить пораженный участок.
Опустить под холодную воду или по струю на 10-30 минут, пока не утихнет боль.
Перебинтовать пораженный участок бинтом или чистой материей.
Не смазывать ожоги жиром, кремом, маслом.
Не прокалывать волдыри, иначе попадут микробы, вызывающие нагноение.
Если ожог сильный и глубокий – обратиться к врачу.
- Бывают еще солнечные ожоги.
(О лечении при солнечном ожоге рассказывает подготовленный ученик)
Лечение при солнечном ожоге
Наложите на обожженный участок холодный компресс, постоянно менять его.
Для снятия боли можно принять аспирин или парацетамол.

4) Обморожение.
Четыре степени. 1 степень – кожа бледнеет, затем припухает, краснеет. 2 степень – на коже образуются пузырьки, наполненные мутной, слегка кровянистой жидкостью. 3 степень – появляются пузыри с кровянистым содержимым, кожа становится омертвевшей, а при длительном воздействии холода гибнут и более глубоко лежащие ткани – 4 степень.
(О действиях при обморожении рассказывает подготовленный ученик)
Действия при обморожении:
Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.
Обмороженное место следует сначала хорошенько протереть спиртом, затем слегка растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления красноты и появления чувствительности, а после этого смазать каким-нибудь несоленым жиром.
Если на обмороженном участке появились пузыри, надо протереть его спиртом, завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.

Итак, чтобы не вызвать переохлаждение организма, не обморозить кожу послушаем полезные советы.
(Подготовленный ученик делится советами)
Полезные советы:
а) прежде чем выходить на холод, хорошенько позавтракайте;
б) ваша одежда должна надежно защищать ваше тело от ветра и
дождя;
в) отправляясь в дальний поход, обязательно иметь при себе сухую пару
нательного белья;
г) помните, что риск переохлаждения усиливается на ветру.

IV. Работа в тетради.
Стр. 59, № 1. практическая работа.

V. Работа с учебником.
Чтение вывода в учебнике стр. 139

VI. Итог.
- Что узнали нового?
- Какое значение имеет кожа?
- Разгадываем кроссворд по теме, которую изучили на уроке.
Кроссворд по теме «Надежная защита организма»
По горизонтали:
4. Кожа не просто покрытие человека, это активный (ОРГАН) с многообразными функциями.
6. Подкожный жир сохраняет (ТЕПЛО).
7. Это повреждение кожи бывает 3 степеней (ОЖОГ).
По вертикали:
1. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод, называется (ОСЯЗАНИЕ).
2. Если у вас (РАНА), то нужно обработать кожу йодом, перебинтовать.
3. Поддерживается постоянная температура внутри тела с помощью выделения (ПОТА).
5. Это кожное образование (растет на коже) – (ВОЛОС).

VII. Д/з: стр. 136 – 139, т. – стр. 56, № 2, 3.

КОЖА – надёжная защита организма. Урок-беседа на неделе биологии и ботаники в 3 классе начальной школы Подготовила воспитатель ГПД Калинини Ксения Геннадиевна

Сегодня мы изучаем организм человека. Наша тема: «Кожа – надёжная защита организма» О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас поговорим о коже как о самом большом органе человека.

Строение кожи. Что же такое кожа? Обратимся к толковому словарю. 1.Кожа – это наружный покров тела человека, животного. 2. Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.). Нам понадобится первое определение. Кожа состоит из трёх слоев. Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС.

Наблюдение. Практическая работа. Посмотрите на верхний слой кожи. - Что вы видите? - Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. - Для чего они нужны? Вспомните, когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? Через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа - это орган дыхания? Это не единственное назначение пор. О других функциях пор узнаем чуть позже.

Наблюдение. - Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Почему так происходит? В дерме находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме. Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.

Итак, какую же роль играет наша кожа? Водонепроницаемость; Орган дыхания; Орган выделения; Орган осязания; Защита от солнечной радиации; Регулятор температуры тела; Защита от механических воздействий….

Наблюдение. Какую интересную особенность имеет наша кожа? Посмотрите внимательно на пальцы рук и локти, что происходит с кожей, когда мы сгибаем и разгибаем пальцы и руку? (кожа растягивается и собирается в складки) Без складок на коже мы не смогли бы сгибать и разгибать руки и ноги. Кожа имеет возможность регенерации. В некоторых местах кожа тонкая (веки), а в некоторых толстая – стопы, руки.

05/03/17 А теперь викторина!

Из скольких слоёв состоит кожа? а) 5 б) 3 в) 2

Кожа – это … а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека

Можно ли кожу назвать органом дыхания? а) нет б) да в) не знаю

Благодаря чему кожа всегда мягкая? а) потовым железам б) порам в) сальным железам

Пот выделяется, когда человеку… а) холодно б) просто так в) жарко

Кожу надо мыть… а) по мере необходимости б) утром и вечером в) можно и не мыть

Может ли человек обойтись без кожи? а) конечно б) нет в) может быть

Елена Гумарова
Конспект урока «Кожа - надёжная защита организма»

Тема урока : Кожа - надёжная защита организма

Цель : познакомить детей с понятием «кожа » и её функциями.

Задачи :

Образовательная : Формировать представления о коже, ее строении, функциях, значении. Пополнять словарный запас обучающихся.

Развивающая : Развивать интеллектуальные и практические умения и навыки детей; проводить исследования, наблюдения, умения делать выводы.

Воспитательная : Прививать заботу о собственном здоровье.

Оборудование : презентация «» , видео - ролик «Строение кожи» , дополнительный материал для работы в парах, группах, карточки с цифрами 1, 2, 3.; зеркала каждому ученику, памятки, тест для проверки нового материала.

Структура урока :

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

3. Поиск и формирование темы.

4. Проблемная ситуация.

5. Изучение новой темы

6. Физ. минутка

7. Домашнее задание

8. Работа в группах (гигиена и уход за кожей)

9. Беседа о правилах ухода за кожей (работа в группах)

10. Ролевая игра «На приём к врачу»

11. Работа в паре «Найди ошибки и исправь»

12. Подведение итога урока

13. Выставление отметок.

14. Рефлексия

1. Организационный момент (психологический настрой на урок ) .

Возьмитесь за руки. Не забывайте : вы единое целое. Уважайте мнение своих товарищей, умейте слушать и не перебивать друг друга.

ІІ. Проверка домашнего задания.

1) 2 учащихся работают у доски (задания на доске)

а) Соедини линиями.

Глаза Орган осязания

Уши Орган вкуса

Нос Орган зрения

Кожа Орган обоняния

Язык Орган слуха

б) С помощью какого органа ты узнаешь , что запел соловей, залаяла собака?

Уши, глаза, нос, мозг

в) При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?

Зубы, нос, язык, глаза, губы

2) Запиши, что относится

К пищеварительной системе :

- к выделительной системе :

2)2 учащихся работают по карточкам – тестовые задания

3) 1 учащийся рассказывает погоду за 3 дня – физминутка

4) 5 минутка – 1 учащийся выходит к доске, остальные задают ему вопросы по пройденным темам

III. Поиск и формирование темы урока .

Ребята, как вы думаете, с помощью каких органов чувств мы познаём окружающий мир?

1. Зрение (глаз) . 2. Слух (ухо) .

3. Вкус (язык) . 4. Обоняние (нос) .

5. Осязание (кожа ) .

4. Проблемная ситуация

Чтобы узнать о каком органе чувств пойдёт речь на сегодняшнем уроке , вы должны мне сказать : что это? - 1 слайд

– Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и её можно было бы носить хоть сто лет. И такая необыкновенная одежда существует.

Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина варьируется от 0,5мм до 5мм, средняя толщина составляет 1 – 2 мм. Она постоянно растет и обновляется.

Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека .

5. Изучение новой темы

Тема урока «Кожа – надёжная защита организма » . – (2 слайд)

Что вы представляете, когда слышите слово “кожа” ? Ваши ассоциации?

- Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела.

(3 слайд) - Кожа – самый обширный орган нашего тела .

Её площадь составляет 1.5 – 2 кв. м.

Кожа имеет разную толщину на разных участках тела. Самая тонкая кожа на веках , а самая толстая на спине, черепе, ступнях, ладонях.

На 1 кв. см. кожи около 100 нервных окончаний.

В коже заложены волосы, ногти, сальные и потовые железы.

Ребята, а что вы бы хотели узнать о коже?

1. Строение 2. Значение для организма 3 . Уход за кожным покровом

Откуда вы можете получить эту информацию?

(Подумать самостоятельно, понаблюдать, прочитать в книгах, спросить у разных людей, провести эксперимент)

С чего логичнее начать?

Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим :

а) «Какая у нас кожа

Рассмотрите кожу на своей руке, потрогайте ее на кончиках пальцев, на ладони. Расскажите о своих наблюдениях

1. Какая кожа на руках , на местах сгибов? Какого она цвета?

Что вы можете о ней сказать? (розовая, гладкая, упругая, тонкая, мягкая, прочная)

Какие интересные особенности имеет наша кожа ? (линии, морщинки)

Как вы думаете, что находится под кожей? (сосуды, вены.)

Посмотрите внимательно на пальцы рук и локти, что происходит с кожей, когда мы сгибаем и разгибаем пальцы и руку? (кожа растягивается и собирается в складки) . Зачем нужны эти складочки?

- Проведём опыт-наблюдение : правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а теперь медленно согните палец. Что происходит?

(Без складок на коже мы не смогли бы сгибать и разгибать руки, пальцы)

- Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость. (Вывод - 4 слайд)

А теперь - Возьмите ложку. Какова ложка на ощупь? (холодная, гладкая)

Возьмите кусочек бумаги. Что ощущаете? (бумага шершавая)

Что можно ощутить с помощью кожи? (холод, тепло, различные прикосновения) - Ощущать – значит осязать.

Первый вывод, который мы делаем :Кожа-это орган осязания . – (5 слайд)

Рассмотрите ещё раз кожу на своей руке. Что видите?

Мы видим маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами.

Как вы думаете, какое значение они имеют? (Кожа через отверстия – поры, дышит.)

3. Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к зеркалу.

Что заметили? (пятно жира, значит, кожа выделяет жир )

Кто догадался, зачем коже жир?

Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной, как детский крем.

Через поры выделяется не только жир, но и пот. Он выделяется всегда; только мы его замечаем, когда пото - выделение идёт сильно. А когда человек сильно потеет? (При физической нагрузке.)

Почему потному человеку нельзя выходить на улицу раздетым, особенно на ветер? (Пот слишком быстро испаряется, резко охлаждая организм , человек простывает.)

Чем отличается пот от обычной воды? (Солёный.)

С потом выделяются из организма некоторые вредные вещества

– О какой функции кожи мы узнали? (Выделительная функция.) - (6 слайд)

6. Физкультминутка «Как живёшь?»

Как живёшь? (Вот так) - Как летишь?

Как идёшь? - Как плывёшь?

Как бежишь? - Как ползёшь?

Как от холода дрожишь? - Как грозишь?

Как берёшь? - Как за партою сидишь?

Как даёшь?

Кожа равномерно покрывает ваше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган с определенным строением, со многими функциями.

Из чего состоит кожа ?

Чтобы это выяснить, посмотрим видео – ролик «Из чего состоит верхний слой нашей кожи» и продолжим работу с презентацией – (7 -8 слайды)

Первый слой – верхняя наружная оболочка, которая называется Эпидермис – 8 слайд

Какую функцию он выполняет? (защитную )

А от чего он нас защищает ?

- Кожа защищает организм от вредных микробов , от повреждений внутренних органов .

– Второй слой – сама кожа или – дерма – 8 слайд

В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир.

Для чего это происходит?

Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой

Третий слой – подкожный жир, который называется гиподерма – 8 слайд

– А какова его функция?

Я вам немного только скажу – он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Более точную информацию вы получите, прочитав дома текст из учебника на стр. 27-29, откройте дневники и запишите дом. задание.

Итак, обобщим всё, что мы выяснили : Кожа –9 слайд

Защищает внутренние органы от повреждения

Не пропускает в организм микробы

Не пропускает в организм воду

Удаляет с потом вредные вещества

Защищает организм от жары и холода

А знаете ли вы, что у кожи есть враги?

Когда на коже скапливается много пыли, то кожа становится грязной . Начинают размножаться микробы.

Если не следить за чистотой кожи, то что может быть?

Могут возникнуть различные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте, чтобы микробы не проникли в организм .

Итак, наша кожа защищает наш организм от бактерий .

Можно ли защититься от вредных микробов ? (Да)

8. Работа в группах - Гигиена и уход за кожей. – 3 мин.

Предлагаю каждой группе разработать правила ухода за кожей, буквально несколько слов.

1 группа - Как кожа становиться грязной ?

9. Беседа «Правила ухода за кожей» :

1. 1 группа : Как кожа становиться грязной ? – ответ учащихся 1 группы – 10 слайд

2. - Любую одежду надо чистить, стирать. А что же делать с кожей, ведь она очень быстро становится грязной. 2 группа : Как нужно ухаживать за кожей? (Надо мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день – утром и перед сном. Руки мыть с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета.) – 11 слайд

Я приготовила для вас памятки (Памятка №1, которые будут напоминать вам о том, как ухаживать за кожей.

Есть специальные средства по уходу за кожей. Это детское мыло и детский крем (показ) . Они помогут вам в уходе за вашей кожей.

3. - Но ведь кожа может не только измазаться, но и повредиться.

3 группа : Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушибы, ранки, ожоги и т. д.) – 12 слайд

Очень важно уметь оказывать помощь при повреждениях кожи, это может пригодиться в жизни. Об этом и о пигментации кожи, то есть какого цвета бывает кожа и от чего это зависит, мы поговорим с вами на следующем уроке .

10. Ролевая игра «На приём к врачу» - 13 слайд

Лёша обнаружил на коже красные, шелушащиеся пятна, к какому врачу он должен пойти?

В презентации названия специальностей :

Лор, окулист, хирург, дерматолог, стоматолог.

Ответ на вопрос

Почему врача кожника называют дерматологом?

Дерма - кожа , логос - наука

А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательны вы были на уроке . Выполните задание - Работая в паре, вместе найдите ошибки в тексте и исправьте их. Нужно заменить слова, либо вычеркнуть их из текста.

11. Найди ошибки, исправь.

Гигиена кожи

орган кожа

кожа

кожа не обветривалась

Проверка.

Кожа - это самый большой и важный орган человека . Без кожи человек прожить не сможет. Кожа - защитная оболочка организма .

12. Подведение итога.

А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ – слайд 14 -21– приготовьте карточки с цифрами 1, 2, 3.

- Покажите нужную цифру :

Из скольких слоёв состоит кожа ?

а) 5о) 3 г) 2

2) Кожа – это … ц ) наружный покров человека;

б) внутренний орган ; в) это обёртка человека

3) можно ли кожу назвать органом дыхания ?

а) нет д) да г) не знаю

4) Благодаря чему кожа всегда мягкая ?

ж) потовым железам т) порам м) сальным железам

5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно и) просто так л) жарко

6) Кожу надо мыть…

о) по мере необходимости р) утром и вечером е) можно и не мыть

7) Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно ы) нет ю) может быть

Букву правильного ответа я пишу на доске. Посмотрите на буквы, которые я написала, какое слово можно из них составить? (молодцы)

13. Выставление отметок.

14. Рефлексия –22 слайд

Урок окончен . Всем большое спасибо за работу! - 23 слайд

Гигиена кожи

1 ряд - Зачастую мы небрежно относимся к нашей коже. А это самый маленький наш орган ! Полтора квадратных метра живой, мертвой, гибкой, упругой ткани. Наша кожа - своеобразная естественная рубашка. Исключительно непрочная и недолговечная.

2 ряд - Чистая, здоровая, ухоженная кожа , как стойкий солдат, не сдерживает натиск болезнетворных микробов - друзей человека. Заражение через кожу возможно лишь при её загрязнении или повреждении. Известно, что на коже чистых рук микробы быстро размножаются.

3 ряд - Необходимо кожу не содержать в чистоте, чтобы ей легче дышалось. Лицо, руки нужно не смазывать питательным кремом, чтобы кожа не обветривалась , была грубой, красивой и эластичной.

1 группа - Как кожа становиться грязной ?

2 группа - Как нужно ухаживать за кожей?

3 группа - Какие повреждения кожи вы знаете?

ПАМЯТКА №1

ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!

Надо обязательно мыться хотя бы раз в неделю, но гораздо лучше делать это каждый день, особенно летом. Только представь, сколько на тебе оседает грязи и пыли, когда ты гуляешь, бегаешь, катаешься на велосипеде и роликах! И уж совсем неприятно и тебе и окружающим, когда от тебя пахнет потом.

Умываться нужно дважды в день – утром, чтобы проснуться и освежиться, и вечером, чтобы смыть с лица всю грязь, осевшую на коже лица за день.

Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета.

ПАМЯТКА №2

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОЖОГАХ

Опустите поражённую поверхность в холодную воду или поставьте под холодную струю воды и держите, пока боль не утихнет (от 10 минут до получаса) .

После этого перебинтуйте поражённый участок. Если бинта под рукой нет, воспользуйтесь любой чистой материей.

Ни в коем случае не мажьте обожженное место жиром, кремом, мазью.

Не прокалывайте волдыри, чтобы туда не попали микробы, вызывающие нагноение.

Если ожог сильный и глубокий, срочно обратитесь к врачу.

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ СОЛНЕЧНОМ ОЖОГЕ

Наложите на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняйте его.

Для снятия боли можно принять аспирин или парацетамол (могут дать только родители) .

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ

Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.

Обмороженные места следует сначала хорошенько потереть спиртом, затем слегка растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления чувствительности, а после этого смазать каким-нибудь жиром.

Если на обмороженном участке появились пузыри, надо протереть их спиртом, завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Прежде чем выходить на холод, хорошенько позавтракайте.

Ваша одежда должна надёжно защищать ваше тело от ветра и дождя.

Отправляясь в дальний поход, обязательно иметь при себе сухую пару белья.

Помните, что риск переохладиться усиливается на ветру.

О своих проблемах в первую очередь сообщайте взрослым!





Наблюдение «Какая у нас кожа?» Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она? Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки? Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они? Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите?




Защищает от ран и грязи Переваривает пищу Дышит Выделяет пот Очищает кровь Игра «Выбери ответ» Кожа – это… Какие функции выполняет кожа? Через поры кожи Через легкие Через кишечник Через что выделяется жир и пот в организме человека? Какую роль играет жир, выделяемый кожей? Важный орган человека Скелет человека Наружный покров тела человека делает кожу мягкой и упругой делает кожу крепкой и сильной делает кожу ловкой и стройной Как называется способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод? Осязание Обоняние Вкус


















Правила ухода за кожей Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. Ногти надо регулярно подстригать, для того чтобы не создавать под ними для бактерий бесплатный санаторий. Закаляться




Д е р м а т о л о г К о ж а Т е п л о О с я з а н и е Э п и д е р м и с Р а д и а ц и и П о р ы Как называется врач, который лечит кожные заболевания Подкожный жир сохраняет… Надежная защита организма Кожа-это орган.. Кожа дышит через… Кожа хороший защитник организма от… Самый первый слой 1. Прочитай учебник с Ответить на вопросы 2. Подберите интересный материал по темам: «Что вы знаете о волосах?» или «Ногти и их значение в жизни человека». 3. «У него от страха волосы встали дыбом», «гусиная кожа». Найди Другие выражения о коже и объясни их.