14 января 2016 года многих любителей кино (в частности, фанатов фильмов и книг о Гарри Поттере) поразила неприятная новость: на 70 году жизни умер Алан Рикман, известный британский актер, исполнивший некогда Северуса Снегга в фильмах о Гарри Поттере, благородного полковника Брэндона из фильма «Разум и Чувства», злодея из первого «Крепкого Орешка», шерифа Ноттингема из картины «Робин гуд: Принц воров». Перечислять можно бесконечно. Стоит ли говорить, что за плечами у британского актера был приличный багаж ролей театра и кино, а его голос и произношение являлись образцовыми? Да-да, Алан Рикман, помимо всего прочего, был востребованным диктором, режиссером, а также просто широкой души человеком, который стал надежным другом и верным наставником для многих и многих людей.

Тем не менее, несмотря на широкую известность актера, о подробностях его биографии мало что известно. Алан Рикман не любил говорить о себе, о личной жизни, предпочитая пустой болтовне беседы о театре, кино, предназначении актера, поиске себя и многих других, по его мнению, более важных и более значимых вещах. «Мне жутко надоели актеры, рассказывающие о себе. Не думаю, что окружающим стоит все знать обо мне».

Тем не менее, актер всегда хотел, чтобы его помнили не только по ролям, которые он исполнил. Он хотел, чтобы за его ролями всегда видели его самого – живого человека со своим миром и своими чаяниями .

Поэтому сегодня мы не будем пускаться ни во вскрытие тайн биографии Алана Рикмана, ни в перечисление многочисленных ролей, которые ему довелось сыграть. Мы поговорим о его личности и его таланте, о секрете его гениальности и о поисках смысла жизни. А взглянуть на Алана Рикмана более глубоко и объективно нам поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана .

Алан Рикман. Как стать актером?

НВ: А что вы думаете про игру вообще? Однажды Хелен Бонем Картер спросили, что для нее значит актерская игра, и она сказала, что это «уход от реальности». Для Вас – тоже?

АР: Хм…Уход от реальности? Да, думаю, так и есть, но в любом случае, это осознанный выбор. Ты хочешь это делать. Это не то чтобы… понимаете, слово “escape” подразумевает, что вы как будто убегаете от кого-то или чего-то, а я не бегу, это мой выбор. И мне нравится спокойно идти по жизни, повинуясь только своему выбору. Так что, точнее будет сказать, что это не уход от реальности, это создание другой реальности, которая в чем-то более реальна, чем эта.

Начнем с одного простого и одновременно очень сложного вопроса: что нужно человеку, чтобы стать гениальным актером? Безусловно, талант. И с этим талантом рождаются многие люди со зрительным вектором – люди, живущие эмоциями. В хорошем состоянии они наполненны любовью и состраданием, в плохом – страхом смерти и истеричным нарциссизмом. Как бы то ни было, именно способность к состраданию, эмпатии, дает человеку талант к актерскому мастерству. Ведь чтобы вжиться в роль совершенно другого человека, нужно уметь прочувствовать его чаяния и рвения, его страдания и переживания. Без эмпатии зрительного вектора это невозможно. Одновременно с этим, чтобы зритель мог актеру поверить, нужно уметь не просто пропускать через себя эмоции, но и делиться ими с окружающими.

С другой стороны, к зрительным состраданию и эмпатии прибавляются кожная гибкость ума, позволяющая быстро менять маски и перевоплощаться. Большинство актеров театра, кино и телевидения – это именно обладатели кожно-зрительной связки. Красивые, чувственные, эмоциональные, заставляющие себя любить и дарящие свои любовь и талант зрителям.

Однако далеко не всех кожно-зрительных актеров можно назвать гениальными. Для гениальности им часто не хватает одного важного вектора – звукового. Именно звуковой вектор привносит гениальность во все, к чему прикасается рука человека. А всё благодаря тому, что звуковые люди, обладающие абстрактным интеллектом, способны заглянуть за рамки привычных вещей, открыть что-то новое. Звуковики всегда находятся в поиске своего пути, благодаря чему отыскивают новые подходы и новые решения. Они – изобретатели, для которых всё, чем бы они ни занимались — не самоцель, а лишь средство познать смысл бытия, постичь себя, окружающих людей, Бога, в конце концов.


Алан Рикман играет в театре

Актер со звуковым вектором не просто играет. Он ищет. Его роли — всегда нечто большее, нечто неоднозначное, многослойное, и зритель интуитивно это чувствует и влюбляется в героев, исполненных звуковыми актерами – пусть даже эти герои отпетые негодяи и подлецы. Звуковой актер показывает, что все не так просто в этом мире. И что его персонаж – не просто шаблонно хороший и не просто шаблонно плохой. Он многогранный, живой. Звуковик пытается передать этот многогранный мир, который сам и создает.

«Мне нравится возбуждать в людях двусмысленные чувства. Я вовсе не на витрине, чтобы люди смотрели на меня и восхищались. Мне нравится все смешивать. Зрители не должны быть пассивны. Они должны работать».

Алан Рикман – как раз-таки тот самый актер со звуковым вектором . Стоит только посмотреть на подбор ролей, которые он исполнил – и всё становится на свои места. Алан Рикман был гениален в любых амплуа, соглашался на все роли, упорно и терпеливо раз за разом оттачивая свое мастерство. Но особенно успешно у него выходили злодеи, негодяи и личности гамлетовского типа — персонажи неоднозначные, ищущие, персонажи, которых сложно оценить привычной нам меркой «что такое хорошо, а что такое плохо» .

Достаточно вспомнить Северуса Снегга – и становится понятно, что вряд ли кто мог передать этого персонажа столь глубоко, если не Алан Рикман. Во многом именно благодаря его гениальной игре Северус Снегг стал одним из самых любимых героев поттерианы. Заметьте: не положительный добрый Гарри Поттер, а именно Снегг – самый нелюбимый учитель, доводящий до ужаса детей, мрачный, во всем черном, с крючковатым носом и грязными волосами, с походкой неуклюжей летучей мыши. Как нужно было тонко передать всю трагичность внутреннего мира данного героя, чтобы он раз и навсегда запал в душу миллионам людей!


Алан Рикман в роли Северуса Снегга

Алан Рикман считал, что нет ничего скучнее, если описание твоего героя ограничиваются лишь клише: «мрачный брюнет» или «жизнерадостный блондин». Он подходил глубоко к исполнению любой роли, стараясь максимально прочувствовать личность своего героя, передать его внутренний мир. Например, вот так рассуждал актер о своей роли короля Людовика 14: «Другие называют Людовика 14 Божественным, Солнечным Богом, Королем-Солнце и тому подобное, но я старался найти в нем человека. И, конечно, мне в этом очень помог сценарий Элисон Диган, она наделила его вполне человеческими качествами, и ты чувствуешь его одиночество, потому что он случайно родился королем. Если ты родился королем, правила уже установлены. Он ведь просыпался каждое утро одиноко в своей постели, не считая, конечно, что 60 человек стояли у его ног и взирали на него. На самом деле, это ведь ненормально, когда ты так живешь…».

Однако портрет Алана Рикмана был бы неполным, если бы мы не упомянули еще об одном важном векторе, составляющем личность этого гениального человека. Речь идет об анальном векторе . Именно этот вектор задавал Алану такие качества, как педантичность, внимательность к деталям, доскональное продумывание ролей, повышенная требовательность к себе и остальным, упорство, в конце концов. Мало кто знает, но на поприще актера Алан Рикман вышел достаточно поздно – к 29 годам. И при этом долгое время он соглашался абсолютно на все роли во всех жанрах и амплуа, упорно оттачивая свой актерский талант, доводя его до совершенства. Алан Рикман никогда не искал легких путей и, более того, считал, что в жизни ни в коем случае нельзя упускать любых возможностей применить свой талант, чтобы добиться большего.

«Талант – это случайная комбинация генов – и ответственности. Это что-то данное, у всех есть талант, так случилось, что мой талант – актерский, и мне дали возможность его реализовать. Это странная и очень большая ответственность». Так из обычного актера родился настоящий профессионал своего дела.


Но и это еще не всё. Люди с анальным вектором – прирожденные учителя. В школах Алан Рикман не преподавал, однако был наставником для множества начинающих актеров. По воспоминаниям Эванны Лич, сыгравшей чудаковатую Полумну Лавгуд в фильмах о Гарри Поттере, вокруг Алана Рикмана на съемочной площадке всегда было множество детей. Он обедал вместе с ними в столовой, многих пускал в свой актерский фургон, со многими беседовал и давал наставления. В своих беседах он никогда не смотрел на детей сверху вниз, не считал себя выше их, не считал, что они не достойны его звездного внимания. Он всегда старался быть другом и наставником, пытался рассказать начинающим актерам о своем опыте и о своем поиске себя в этой жизни, приободрял их, вселял надежду и уверенность в собственных силах. Многие уже выросшие актеры вспоминают того самого Северуса Снегга, который стал для них опорой и поддержкой в первые дни съемки и заставил их поверить в собственный талант.

Интерес Рикмана к людям всегда был искренним, по-зрительному сострадательным. Он всегда находил для них время, слова поддержки. Даже если был очень занят… А актер его величины не мог быть не занят. Тем не менее, Алан Рикман с удовольствием посещал все постановки, где играли его «подопечные». Когда его знакомым было тяжело и сложно, тонко чувствовал это и находил время, чтобы отправиться вместе с ними куда-нибудь — побеседовать за вкусным ужином, в конце концов. Иным он помогал вычитывать сценарии, не ленился писать рецензии и отзывы на их работы, за многих пытался замолвить слово, чтобы помочь им найти себя в актерской среде, не упустить возможности и стать лучше. Алан Рикман был настоящим учителем и верным другом.


В конце концов, именно благодаря наличию анального вектора, он смог состояться не только как актер, но и как режиссер собственных фильмов и театральных постановок. Его работа «Зимний гость» заслужила несколько премий и исключительно восторженные отзывы у зрителей.

Иными словами, говоря об Алане Рикмане, хочется сказать, что перед нами пример человека, который удивительно гармонично развил свойства, заданные ему от природы, и успешно реализовал их в обществе, достигнув немалых высот и привнеся в жизнь остальных людей немало хорошего, созидательного. Того, что повлияло на их будущее в целом. Разве не это достойные плоды человеческой жизни?

Тяжелая болезнь забрала Алана Рикмана в мир по ту сторону завесы. Но, оглядываясь назад, не перестаешь восхищаться удивительно наполненной жизнью данного человека. И в душе остается теплый след. И желание следовать заветам Алана Рикмана: идти вперед, реализовывать свои возможности и никогда не сдаваться.

Вам понадобится

  • - пособия по актерскому мастерству;
  • - посещение репетитора или актерской школы;
  • - ежедневная практика;

Инструкция

Запишитесь на курсы актерского мастерства. Внимательно выбирайте педагога. Посетите несколько пробных занятий, понаблюдайте за группой , за преподавателем. Возможно, вы почувствуете себя скованно, неуверенно, но не стоит из-за этого отказываться от идеи заниматься. Актерские курсы нужны как раз для того, чтобы справляться со своей застенчивостью.

Больше проводите времени наедине с зеркалом . Не удивляйтесь, именно «общение» со своим отражением поможет вам понять, как вам развить свое актерское дарование. Особенно этот метод хорош, если вам предстоит важная встреча (собеседование, деловой разговор, свидание). Вы сможете «отрепетировать» перед зеркалом особо важные реплики для встречи.

Снимайте себя на видеокамеру. Самостоятельно создавайте актерские этюды. Например, можно прочитать стихотворение или прозаический отрывок. Отсматривайте это видео , отмечайте, что из увиденного вам кажется более удачным.

Запишитесь в волонтеры на разные детские мероприятия . Например, можете стать артистом на детских праздниках. Можно ездить по садикам, школам, детским домам или интернатам и развлекать детей . Выучите несколько песен под гитару , сочините танец, декламируйте стихотворения , показывайте фокусы. Вам как начинающем артисту нужно как можно больше практиковаться. Есть только один способ перестать бояться публики - выступать перед ней каждый день.

Ставьте отрывок из своего любимого фильма и пробуйте повторять за актерами их реплики вместе с действиями. Копируйте интонацию и движения, вплоть до мелочей. Перенимая опыт других актеров, вы скорее сможете развить собственный уникальный стиль игры.

Учиться в музыкальной школе вы со своим другом начали в один год. Но ему занятия давались легко, почти играючи, перед экзаменом он был спокоен. Вы же день напролет заучивали гаммы и этюды, однако все равно дрожали за дверью класса, ожидая своей очереди, и продолжали допускать ошибки, вызывая грусть педагогов. «Какой способный ребенок!» - удивлялись взрослые успехам вашего друга. Вы не могли догнать его. В чем же дело? Просто ваши способности были не равны.

Инструкция

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности , являющиеся условием успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Обоснованием наличия способностей служат быстрота овладения деятельностью, качество достижений и стойкое желание заниматься дальше. Высшая степень развития способностей называется талантом.Психологи выделяют следующие виды способностей:
1)учебные (обеспечивающие усвоение знаний, умений и навыков) и творческие (позволяющие создать новый, оригинальный продукт деятельности);
2)общие (универсальные для всех видов деятельности) и специальные (необходимые для успешного выполнения конкретного вида).Специальные способности в свою очередь делятся на частные, каждая из которых базируется на своих умственных операциях. Математические способности , например, опираются на математическую память, логическое мышление , быструю переключаемость. Конструктивно-технические способности требуют развитого технического, пространственного мышления . Музыкальные способности развиваются при наличии музыкального слуха, памяти, чувства ритма. В основе литературных способностей лежит наблюдательность, эмоциональность, образная память, выразительность речи. Художественно-изобразительные способности проявляются в чувстве пропорций, соотношений, видении света и цвета и т.д.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки. Они формируются на определенных возрастных отрезках, и надо знать это время, чтобы не упустить благоприятный момент. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые располагают к развитию определенных способностей. Возрастные отрезки, в которые есть смысл развивать те или иные способности , называются сензитивными периодами. Например, начинать совепшенствовать музыкальные способности нужно с 2 до 6 лет, ведь именно тогда формируется чувство ритма и звуковысотный слух.Заниматься развитием способностей надо, начиная с раннего детства, занимая ребенка доступной для его возраста деятельностью, чтобы процесс шел равномерно и естественно. Так, в детском саду малыши уже учатся лепить, рисовать, петь, узнавать мелодии, конструировать.
В младшем школьном возрасте появляется больше возможностей для всестороннего развития личности: можно выбирать кружки, секции, творческие и учебные центры. При этом надо помнить, что развивать способности в какой-то одной области мало. Следует вести развитие в нескольких направлениях, чтобы оно не было однобоким.

На занятиях по каждому виду деятельности предполагаются определенные способы работы по развитию необходимых умений. Методики обучения музыке, рисованию, технологии, различным видам спорта имеют свой арсенал приемов.
Для развития музыкального слуха, например, используются такие упражнения: пропеть звук, сыгранный на инструменте; определить интервал на слух; простучать ритмический рисунок ; проиграть один из голосов полифонического произведения.
Логическое мышление упражняют путем операций с понятиями (обобщение, анализ, сопоставление и т.д.). Задания: найди лишнее слово в группе (муравей, муха, стрекоза, пчела, комар, галка); на соотношение части и целого (кухня, шкаф, посуда, крышка); обобщение, подбор общего понятия для ряда частных (дождь, снег, град = осадки).
Для развития двигательных навыков, ловкости, гибкости, координации движений используются подвижные игры, отдельные гимнастические упражнения (кувырки, стойки и т.п.).

Полезный совет

Невозможно грамотно раскрыть способности ребенка без участия специалистов дополнительного образования, поскольку такая работа нередко требует специальных знаний. Взрослые люди тоже могут развивать свои способности. Это будет не так легко, как в раннем возрасте, но отдельные задатки (за исключением двигательных и языковых) и в дальнейшем имеют благоприятные периоды.

Источники:

  • таблицы классификаций сензитивных периодов

Способности заложены в каждом человеке без исключения. Просто в ком-то они более ярко выражены, а кому-то приходится очень долго докапываться до своих талантов. Но и тем и другим людям свои способности надо развивать, иначе они так и останутся зарытыми сокровищами.

Инструкция

Самое первое на пути развития своих способностей – это избавиться от идеализма и перфекционизма. Желание все сделать идеально с первого раза может убить любое желание заниматься дальше. Успокойте себя и делайте то, что вам хочется независимо от того, получится это у вас или нет. Многие умения, которыми вы сейчас обладаете, вы получили, не имея до этого никакого представления, как это делается. Все зависит от того, насколько вам хочется делать то или иное дело, или насколько вам это необходимо. Ребенок, который учится ходить, сотни раз падает, но он вновь встает на ноги, потому что ходить жизненно необходимо.

Приступая к выполнению какой-то творческой задачи, пребывайте в позитивном настроении. Делайте что-то просто ради процесса, а не ради результата. Наслаждайтесь моментом. Если вы взялись за лепку, насладитесь фактурой материала, запахом глины, ощущениями в пальцах . И пусть на выходе получится нечто мало похожее на вашу задумку, вы уже получили определенный результат.

Постоянно практикуйтесь. Творите всегда, когда у вас есть возможность. Другим людям необязательно видеть то, что вы делаете. Каждый акт творчества помогает мозгу раскрывать ваши способности. Главное не давайте мозгу застаиваться.

Любой профессионал на этот вопрос Вам ответит: «Идите-ка сюда, уважаемая (-ый), давайте сначала проверим, есть ли он у вас, а раз есть, то чего в нем не хватает и на что следует обратить особое внимание?»

Что следует знать всем, желающим стать актерами?

Актерское ремесло - явление практическое, требующее постоянной и непрерывной эксплуатации. Как спортсмены и циркачи, мастера драмы, оперы и балета поддерживают свои навыки на требуемой высоте. И горе тому, кто хотя бы на короткое время остановится и перестанет тренироваться. Мир стремительно меняется, и сможет ли переставший пламенеть талант вскочить на платформу быстро движущегося поезда нового спектакля, фильма или проекта, - большой вопрос.


Андрей Аранышев. Мальчик с дудочкой. 2002

Как убить в себе надежду стать артистом?

Как и во всех остальных случаях! Подойти к зеркалу и суметь себя настроить многократно повторяемым тренингом: «Я не актер! Я бездарь и тварь дрожащая! Я не смогу!» Сразу скажу, что получится не у каждого. Но - главное, приложить усилия для разрушения своей самооценки, позволив победить врагам вашего «я». Глядя в течении нескольких десятилетий на огромную армию актеров, заметил, что лицедеем стать может почти каждый, если найдет своего режиссера-педагога, который поверит, увидит в вас нечто особенное, ни на кого не похожее, и даст вам над собой работать. Тем, кто таланта не имел, всегда помогали труд и упорство. И, наоборот, очень большие дарования гибли из-за отсутствия занятости и применения. Так что набирайтесь сил и бейтесь лбами в стены и закрытые ворота. Как говорила одна очень смешливая обезьянка: «Были б мозги, выскочили».

Как понять, есть ли у вас актерские задатки?

Для их выявления рекомендую обратиться к авторитетам или уважаемому вами профессионалу. В актерском деле есть один очень маленький, но важный нюанс: вы должны «по гамбургскому счету» оценить себя со стороны, то есть, проверять, соответствует ли ваше внутреннее «я» тому, кем вы являетесь на самом деле. Пример. Мне кажется, что я отлично исполняю роль маленького мальчика, который много болеет, мало кушает, носит очки и любит читать книги вслух, манерно оттопырив мизинчик в сторону, как потомственный интеллигент в седьмом поколении. И при этом, мой рост 195, одежда 56 размера, на голове ни одной волосинки и голос хрипит так, будто с малолетства пил и курил. Могу про себя представлять что угодно, но что мы увидим? Странное манерное поведение «страх потерявшего» гопника-качка, который явно нарывается, чтобы свои же жили долго и счастливо били долго и больно. Очевидно, что для адекватной оценки требуется некий судья. Идеальный вариант, когда выбранный вами рефери будет опытен в области актерского мастерства. И лучше посмотреть сначала, на что он сам горазд, а уже потом ему всецело доверять.



Витторио Реджианни. Декламация стихов. 1902

Как развиваться?

Если вы ангельски красивы, можете дальше не читать, так как знания и навыки придут в вашу жизнь сами, через набитые шишки, а также опыт побед и разочарований. Не торопите события! Всем остальным придется постараться. Допустим, ваш талант заметили не только бабушка и мама, а кое-кто еще. Превосходно! Тогда стоит обратить внимание вот на что.

1. Физическая форма необходима для развития выносливости и защиты организма от тяжелых нагрузок. Тут даже и не будущему обладателю высших театральных наград я посоветую заняться спортом. Хотя бы ради того, чтобы быть здоровым человеком, энергии которого хватало бы на множество интересных дел в единственной, отведенной нам короткой жизни.

2. Речевой и дыхательный аппарат. Прямо сейчас можете взять три не крупных грецких ореха, засунуть в рот и попробовать произнести скороговорку «пыль от топота копыт по полю летит». В интернете вы найдете еще множество упражнений по тренировке дыхания
и освобождения от дефектов вашей речи. Слабое место актера - речевые диалекты, слабые мышцы диафрагмы и невнятная артикуляция. Со всем этим можно и нужно бороться.

3. Ваша закрепощенность и наличие так называемых физических «зажимов». Незаслуженно популярно одно народное средство раскрепощения - алкоголь. При этом все знают, что, вскрыв тайное, он делает человека неуправляемым, а регулярное его употребление еще вызывает зависимость и ком новых проблем. Так вот ряд упражнений актерского мастерства без использования горячительного позволяют освободиться от сковывающих вас в самые ответственные моменты мышечных спазмов. Как? Очень просто. Отправиться на занятие по актерскому мастерству, где вас научат еще сотням других способов развития своего потенциала. Особенно приятно этим заниматься в группах, среди других таких же, как и вы, тянущихся к светлому, высокому и духовному, в театральных студиях, народных театрах, на курсах по риторике, фитнесе и прочих формах активного досуга.


Жан Пезу. Портрет мима Чарльза Дебюро. 1850

Можно ли репетировать перед свет-зеркальцем?

Однозначно, да. Особенно, если оно вам не врет и по странным и загадочным обстоятельствам не комментирует каждый ваш шаг. Многие педагоги актерского мастерства категорически против этой формы исполнительской муштры. И в их позиции есть свой резон. Каждый отдельный случай «поиска своего я» или «репетиции роли у зеркала» требует чуткого и опытного гуру. Сначала найдите того, кому можно доверять, а уже потом позвольте ему стать вашим отражением, превращая ваш талант-самородок в ограненный стакан алмаз.

Что дают актерские навыки любителю?

Сегодня актерскими тренингами занимаются люди, которые не собираются работать в профессиональных театрах, а используют полученные навыки в своей обычной жизни. Ведь практика актера несет и большую социальную пользу, позволяя почувствовать себя увереннее. Веры в себя часто не хватает людям, которые в себе не разобрались, избегают публичности и сокращения дистанции при общении. Такой «человек в футляре», прекрасно описанный одним гениальным русским литератором, легко может и состариться в одиночестве, не решая проблемы, а убегая от них. Не дайте покрыться своему эго паутиной! Спешите себя реализовать. Пусть у вас не получится все сразу, но вы обрете широкий круг общения, интересных новых друзей. Только ради этого стоит попробовать!



Эмиль Нольде. Танец вокруг Золотого тельца. 1910

Как раскрываются творческие способности?

Тут все просто. Вы никогда не играли на сцене? А тут - бац - и начнете играть. Раньше вы пели только в душе? Теперь будете петь на сцене! Вы никогда не пускались в пляс? Отлично! Начнете танцевать! И много еще что раскроет в вас актерские тренинги: фехтование, жонглирование, акробатика, балансирование, навыки ношения исторической одежды и пользование головными уборами, веерами, лорнетами, биноклями и прочими атрибутами шика своего времени. В некоторых актерах спят и другие таланты. Освободиться из заточения им поможет только практика.

Станете ли вы при этом ярким?

Как знать? Одно скажу точно: вы научитесь быть разным для себя и других. В этом - созидательная энергия настоящего таланта. Он, как родник, не перестает бить и утолять жажду страждущих.



Поль Гоген. «Отверженные». Автопортрет с портретом Бернара. 1888

Булгаков без глянца Фокин Павел Евгеньевич

Актерский талант

Актерский талант

Елена Андреевна Земская:

Увлечение театром было одно из главных в жизни семьи и Миши - гимназиста и студента. Об этом свидетельствуют прежде всего любительские спектакли, в которых принимали участие все молодые Булгаковы. Спектакли ставились чаще летом, в Буче. Первая пьеса, в которой играл Миша, - детская сказка «Царевна Горошина» (текст ее сохранился).

В ней 12-летний Миша играл лешего и атамана разбойников. Это был благотворительный спектакль для богаделок, как вспоминает сестра Вера. Гимназистом Михаил Аф. играл во многих спектаклях. Он исполнял роли: Лешего - в семейном спектакле; мичмана Деревеева (жениха) в водевиле «По бабушкиному завещанию», который ставился летом 1909 г. в Буче на даче Лерхе (друзей семьи), роль невесты играла сестра Надя; Хирина в «Юбилее» Чехова; жениха в «Предложении» Чехова.

5 июля 1909 г. в Буче была поставлена фантазия «Спиритический сеанс» (с подзаголовком «Нервных просят не смотреть»). По словам Н.А., это был балет в стихах, словом, что-то вроде эстрады; автор стихов - друг семьи Е. А. Поппер. Эта фантазия была целиком сочинена, оформлена и поставлена группой молодежи на даче Семенцовых; М.А. был одним из постановщиков и исполнял роль спирита, вызывавшего духов.

Студентом М.А. участвовал в любительских платных спектаклях, которые ставились в дачном поселке Буча летом 1910 г., под фамилией Агарина. Он исполнял роли: начальника станции - в комедии «На рельсах», дядюшки молодоженов в комедии Григорьева «Разлука та же наука», Арлекина - в одноактной пьесе «Коломбина» («роль первого любовника - не его амплуа», - замечает впоследствии Н.А.) .

И. С. Овчинников:

Начало двадцатых годов…

Мы с Булгаковым работаем в «Гудке». Я заведую бытовой «четвертой полосой», он литературный сотрудник профсоюзного отдела. Сидит Булгаков в соседней комнате, но свой тулупчик он почему-то каждое утро приносит на нашу вешалку. <…>

Вечером Михаил Афанасьевич опять появляется в нашей комнате - взять тулупчик. Ну, а раз зашел - сейчас же бесконечные споры и разговоры, а при случае - даже легкая эстрадная импровизация, какая-нибудь наша злободневная небылица в лицах. И главный заводила и исполнитель, Как всегда, Булгаков.

Ага, вот и он! Переступил порог - и сейчас же начинается лицедейство. В булгаковском варианте разыгрывается пародийный скетч «Смерть чиновника».

Тема и интонация целиком чеховские:

Не мой начальник, чужой, но все равно неловко. Опоздал, задержал. Надо извиниться!..

Без всяких вступлений импровизируется сцена извинения. Тулупчик переброшен через левый локоть. Правая рука у сердца. Корпус в полупоклоне.

Так, не разгибаясь, расшаркиваясь то левой, то правой, Булгаков отступает задом до самой двери.

Но вот он остановился и выпрямился. Дернул головой снизу вверх, как бы сбрасывая с себя чужую личину, которую только что донес до этого места. Секунду мы смотрим друг на друга и начинаем оба хохотать.

А ведь здорово это получилось у Антона Павловича! - сдерживая смех, говорит Булгаков.

Оно и у Михаила Афанасьевича неплохо выходит! - отвечаю я ему в тон.

Мы снова начинаем дружно хохотать и так со смехом и вываливаемся в коридор.

Варьируясь в деталях, подобные встречи у нас с Михаилом Афанасьевичем бывали чуть не ежедневно. Взять тулупчик и молча шмыгнуть из комнаты он считал неприличным. Поэтому по пути от вешалки к двери он всегда успевал что-нибудь рассказать. Рассказы эти назывались у нас квартплатой за вешалку…

Монахи, служители Будды, показывают замечательный мимический номер - «Танец шестнадцати настроений». Никто не считал, сколько и какие настроения может сценически выразить Булгаков, но, прирожденный мим, свои комедийные личины он меняет с необычайной легкостью…

Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова:

Читал М.А. блестяще: выразительно, но без актерской аффектации, к смешным местам подводил слушателей без нажима, почти серьезно - только глаза смеялись…

Виталий Яковлевич Виленкин:

Читал он изумительно: предельно строго, ненавязчиво, никого из персонажей не играя, но с какой-то невероятной, непрерывной напряженностью всех внутренних линий действия. Читая, он мог не повторять имен своих персонажей: они мгновенно узнавались, становились видимыми и совершенно живыми благодаря тончайшим сменам интонации и внутреннего ритма. Удивительно читал ремарки. <…> Он читал свои ремарки без всякой «подачи», они у него звучали как бы мимолетно, но были накрепко связаны либо с предшествующей, либо с последующей репликой .

Юрий Петрович Полтавцев:

Читал медленно, тихо, необычайно выразительно, ярко, зримо. Впечатление было, как будто читают несколько человек, - столько разных характеров, голосов. Булгаков жил в каждом образе, в каждой фразе .

Софья Станиславовна Пилявская:

Как же он умел читать! Как раскрывал каждый образ, как доносил его суть, его тайные мысли. Слушая его, казалось, что никто из актеров, самых замечательных, не сыграет так. Казалось, что только он, и никто другой, должен играть эту роль, - и так было в каждой сцене, с каждой ролью .

Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938), режиссер, актер, педагог, реформатор театра. Из письма. 1930 г.:

Вот из кого может выйти режиссер. Он не только литератор, но и актер. Сужу по тому, как он показывал на репетициях «Турбиных». Собственно - он поставил их, по крайней мере, дал те блестки, которые сверкали и создавали успех театра…

Павел Александрович Марков:

Не только потенциально, а фактически, на самом деле Булгаков был сам великолепным актером. Может быть, именно это качество и определяет вообще подлинную сущность драматурга, ибо любой драматург, разумеется, хороший, в душе неизбежно является актером. Недаром в тяжелые периоды своей жизни он рвался к актерству в Художественном театре. Когда его пьесы не ставились, он сам стал актером МХАТ и играл в «Пиквикском клубе», играл с удовольствием, со вкусом, наслаждаясь пребыванием на сцене. Но парадоксально: его актерская и авторская жадность не могла удовлетвориться одной ролью в пьесе - ему нужен был не один характер, а много характеров, не один образ, а много образов. Если бы его попросили сыграть сочиненную им пьесу, он сыграл бы ее всю, роль за ролью, и сделал бы это с полным совершенством. Так, в «Днях Турбиных» он показал на репетиции почти все образы, охотно и щедро помогая актерам .

Вадим Васильевич Шверубович (1901–1981), театральный деятель, педагог. Один из основателей театра «Современник». Мемуарист. Сын В. И. Качалова:

В. Я. Станицын рассказывает, что Михаил Афанасьевич обратился к нему, тогда молодому режиссеру, ставившему инсценировку Н. А. Венкстерн «Пиквикский клуб», с просьбой дать ему какую-нибудь актерскую работу, чтобы, как он сказал, «побыть в актерской шкуре». Ему, мол, драматургу, необходимо проникнуться самочувствием актера, надо самому на себе проверить ощущение себя в образе, побыть кем-то другим, проработать артикуляцию, дыхание, проверить текст, прослушать звучание фразы, произносимой своим голосом… Порепетировать, поискать, пострадать вместе с актерами и с режиссерами… Прочувствовать себя в этой среде не сбоку, не сверху, не рядом даже, а снизу. Побыть маленьким, «вторым», «третьим» актером, исполнителем эпизодической роли, чтобы оценить значение одной реплики, очерчивающей в эпизоде образ всей роли.

Полагая, что драматург должен быть способен лепить произведение и из этих ролей-реплик, образов, эпизодов, а не только из монологов и диалогов на пол-акта, он считал, что ему нужно, необходимо изменить и масштаб, и перспективу, и точку зрения, вернее, точку восприятия. Ведь и большие, главные роли в конечном счете составляются из реплик-моментов, как организм из клеток. Вот для нахождения этой новой точки восприятия ему и надо было внедриться в самую плоть, самую сущность спектакля… <…>

Интерес же ко всему сценическому у него был горячий, напряженный. Его интересовала и техника постройки оформления, и краска, и живопись, и технология перестановок, и освещение. Он с радостным и веселым любопытством всматривался во все, с удовольствием внюхивался в театральные ароматы - клея, лака, красок, обгорающего железа электроаппаратуры, сосновой воды и доносящихся из артистических уборных запахов грима, гуммозы, вазелина и репейного масла… Его привлекали термины и сценические словечки, он повторял про себя, запоминая (записывать, видимо, стеснялся): «послабь», «натужь», «заворотная», «штропка», «место!» и т. д. Его радовала возможность ходить по сцене, касаться изнанки декораций, откосов, штативов фонарей, шумовых аппаратов - того, что из зала не видно. Восхищало пребывание на сцене не гостем, а участником общей работы… Как-то стоявшая довольно далеко от него высокая декорационная стенка накренилась и начала валиться. Он стремительно бросился к ней, подхватил и удержал от падения раньше, чем это успел сделать кто-нибудь из нас. Ее уже закрепили, но он все продолжал держать ее, и лицо его сияло от удовольствия.

Михаил Афанасьевич рано приходил на репетиции и с настороженным любопытством всматривался в установленное оформление. Его явно огорчал безобразный вид старых декораций, из которых были выгорожены нужные для репетиции параметры, но задать уже многократно высмеянный во всех театрах вопрос: «А это так и будет?» - стеснялся. Зато, когда, войдя в зал, он видел на сцене уже «свою», то есть изготовленную для репетируемой пьесы часть декорации, мебели, бутафории, - радовался ей, иногда со сконфуженным смешком сознавался, что начинал уже волноваться, что мы собираемся «замотать» этот предмет. Возможность воспользоваться этим профессиональным «термином» тоже доставляла ему удовольствие; он, видно, незадолго до этого узнал, что «замотать» означает на жаргоне работников Постановочной части затянуть изготовление какой-нибудь детали до тех пор, пока режиссер и художник не примирятся с ее отсутствием, так как настаивать на ее изготовлении уже поздно. С таким же, а может быть, и с гораздо большим удовольствием он примерял свой театральный костюм; когда он смотрел на себя в зеркало, было ясно, что он видит перед собой уже не себя, Булгакова, а диккенсовского Судью. <…> На репетициях Михаил Афанасьевич, чтобы не лишать себя возможности смотреть предыдущие картины, не прятался заранее за кафедрой, а взбегал из зрительного зала на сцену и поднимался по лестнице на наших глазах, чтобы потом «возникнуть». Так вот, из зала на сцену взбегал еще Булгаков, но, идя по сцене, он видоизменялся, и по лестнице лез уже Судья. И Судья этот был пауком. Михаил Афанасьевич придумал (может быть, это был подсказ Виктора Яковлевича Станицына), что Судья - паук. То ли тарантул, то ли крестовик, то ли краб, но что-то из паучьей породы. Таким он и выглядел - голова уходила в плечи, руки и ноги округлялись, глаза делались белыми, неподвижными и злыми, рот кривился. Но почему Судья - паук? Оказывается, неспроста: так его прозвали еще в детстве, что-то в нем было такое, что напоминало людям это страшное и ненавистное всем насекомое, с тех еще пор он не может слышать ни о каких животных, птицах, зверях… Все зоологическое напоминает ему проклятие его прозвища, и поэтому он лишает слова всякого, упоминающего животное. В свое время он от злости, от ненависти к людям выбрал профессию судьи - искал возможности как можно больше навредить людям… <…>

Приятно было видеть, как сам Булгаков радовался тому, как прочно и подробно ощущал он себя в этом образе.

Но как же ясно и весело улыбался он, выходя из этого образа, сбрасывая с себя эту оболочку. Сначала теплели и темнели глаза, потом лицо освещалось улыбкой, менялась осанка, и перед нами был опять он, со всем своим умным, тонким и лукавым обаянием .

Елена Сергеевна Булгакова. Из дневника:

<1934>

3 ноября. <…> Сегодня я была на генеральной «Пиквика». Должны были быть оба старика. Но у Станиславского поднялась температура, тогда и Немирович не поехал.

Публика принимала реплики М. А (он судью играет) смехом. Качалов, Кторов, Попова и другие мне говорили, что он играет, как профессиональный актер.

Костюм - красная мантия, белый завитой длинный парик. В антракте после он мне рассказал, что ужасно переволновался - упала табуретка, которую он смахнул, усаживаясь, своей мантией. Ему пришлось начать сцену, вися на локтях, на кафедре. А потом ему помогли - подняли табуретку. <…>

14 ноября.

Репетиция «Пиквика» со Станиславским. Поехали на такси <…>. В час приблизительно приехал Станиславский. За ним в партер вошла Рипси с пледом для К.С. Зал встал и все стали аплодировать.

К.С. очень постарел, похудел. Мне показалось, что он утерял свою жизнерадостность, он как-то равнодушно и кисло принимал приветствия. Стал рядом со Станицыным за режиссерским столом в восьмом ряду. Стол покрыт был зеленой скатертью.

М.А. сидел рядом с К.С.

Говорят, спектакль старику понравился.

Публика тоже хорошо принята, много аплодировала.

16 ноября.

Станицын сегодня рассказывал М. А., как старик отнесся к его появлению в Суде.

Станицын называл ему всех актеров. Когда появился судья, Станиславский спросил:

А это кто?

Булгаков.

Ага!.. (Вдруг - внезапный поворот к Станицыну.) Какой Булгаков?

Михаил Афанасьевич. Драматург.

Да, автор. Очень просился поработать.

Старик мгновенно сузил глаза, захихикал и стал смотреть на М.А.

Станицын это показывал смешно .

Елена Сергеевна Булгакова. Из дневника:

<1935>

2 января. <…> Вечером была за кулисами в филиале, в уборной М. А., смотрела, как его гримировали и одевали, как он выходит на сцену.

В его уборной - клуб, собираются все участники спектакля .

Из книги Почти серьезно... [С иллюстрациями автора] автора Никулин Юрий Владимирович

Актерский дубль На улице пьяный спрашивает прохожих: - С-скажите, пожалуйста, где здесь противоположная сторона? Ему показывают. - Совсем обалдели, а там говорят, что здесь. (Из тетрадки в клеточку. Сентябрь 1961 года) Вечерами я приходил к Льву Александровичу Кулиджанову

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

Талант? 26 декабря 2000 года. Южная Атлантика09:00. Ветер чуть-чуть упал, но большая волна осталась, яхту бросает с борта на борт. Три дня ничего не готовил горячего, только открываю консервы. В желудке уже все горит от концентратов. Но спасибо Богу, что жив да вот сейчас

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Из книги Идиотка автора Коренева Елена Алексеевна

3. Актерский марафон Глава 30. Асино везенье, или «Старый хрен» «Мне иногда кажется, что все вокруг меня со мной прощается…» - за эту интонацию, особенно близкую мне в тот год, я любила тургеневскую «Асю». А в июне 1976-го отправилась в Германию сниматься в картине Иосифа

Тендора Наталья Ярославовна

Актерский ансамбль Наша юность вернется сквозь экран и года… И Кузнечик смеется и кричит: «От винта!» И Маэстро ворвется верным жестом руки, И приказ остается – в бой идут «старики». Снова в бой, только головы побелели давно, А были мы очень молоды – это было в кино. До

Из книги Придумано в СССР автора Задорнов Михаил Николаевич

Талант Василий Евсеевич нёс заявление на отпуск и очень беспокоился. В отделе горячка. Каждый человек на счету. Могут перенести отпуск на осень. Этого никак нельзя было допустить. И всё-таки природная застенчивость, которая порой принимается людьми за воспитанность,

Из книги Софи Лорен автора Надеждин Николай Яковлевич

30. Талант красоты В том, что Витторио Де Сика не только выдающийся режиссёр нового времени, но и блистательный актёр, Софи, конечно, знала не понаслышке. Но её удивил выбор Де Сики – он сам убедил режиссёра Алессандро Блазетти, что его напарницей по съёмочной площадке

Из книги Сергей Лемешев. Лучший тенор Большого автора Васильев Виктор Дмитриевич

В наследство талант… В своей книге «Путь к искусству» С.Я. Лемешев с любовью пишет о дочери Маше. Как сложилась ее судьба, какой путь избрала дочь певца – об этом меня часто спрашивают многие почитатели таланта Лемешева. Сегодня я и хочу рассказать вам о своих

Из книги В начале жизни (страницы воспоминаний); Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания; Проза разных лет. автора Маршак Самуил Яковлевич

Из книги Любовь Полищук автора Ярошевская Анна

Талант не разменивают Будучи актрисой, которая знает себе цену, сниматься в сериалах она не любила. Потому что ее все время предлагали какую-то ерунду: или роль неинтересная, или ее героиня умирала от жутких, неизлечимых болезней, или оплата была недостойная, просто

Из книги Гоголь без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Актерский талант Александр Семенович Данилевский (1809–1888), земляк и друг детства Гоголя, учился с ним в Полтаве и в Нежине:Гоголь удивительно воспроизводил те черты, которые мы не замечали, но которые были чрезвычайно характерны. Он был превосходный актер. Если бы он

Из книги Во все тяжкие [История главного антигероя] автора Тушин Вадим Тиберьевич

Актерский состав и персонажи приквела Боб Оденкерк в роли Сола Гудмана, настоящее имя которого Джимми Макгилл, мелкого адвоката, ищущего свое предназначение. Готовясь к роли Сола в «Во все тяжкие», Оденкерк создавал свой персонаж на основе жизни кинопродюсера Роберта

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Биологический талант Леонид Луков был необыкновенно талантлив, буйно, стихийно, трудноудержимо. В моменты вдохновения будущий фильм шел из него, как тесто из квашни. Не случайно Довженко назвал Лукова «биологическим талантом». Воспринималось это тогда обидно и

Из книги Атом солнца автора Звездова Вера

Талант и поклонники Но сколько бы умных фраз ни писали критики, анализируя творчество человека, решившегося посвятить себя театру и кино, отношения актера с публикой строятся на иных, не рассудочных основах. Они, эти отношения, носят сугубо эротический характер. Актер в



«Талант – как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратиться в клячу». Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) – один из самых значительных и известных русских писателей.

Нет людей без таланта, каждый человек индивидуален и неповторим, что значит, наделен определенными способностями, которые присущи только ему. И актерские способности – яркий тому пример, как правило, они обнаруживаются у людей, которые без труда могут в одночасье поменять свое эмоциональное состояние. Обычно хорошими актерами становятся – холерики (очень активные люди, способные выдерживать большие психические нагрузки, но есть у них и один существенный минус – взрывной характер).

Талант актера – это, прежде всего, умение вызывать эмоции, и что важно, не только у окружающих, а внутри себя.

Итак, сегодня мы с вами будет развивать актерский талант.

И для начала рассмотрим некоторые общие наблюдения, которые позволят вам его распознать:

  • Каждый человек активен в определенной области, спросите себя: «Что вас увлекает и захватывает больше всего?» — писать стихи, рассказы, читать энциклопедии, рисовать картины…спрашивайте себя – ищите ответ.
  • А далее постоянно подпитывайте свой талант практическими знаниями.

Теперь готовьтесь. Сегодня мы с вами будем «выращивать» актера!

А значит, вы должны развивать в себе:

  1. Навыки выразительного движения (то есть уметь переходить из одного состояния в другое, например, высвобождаться от напряжения, а значит, уметь вовремя и быстро расслабиться)
  2. Способность видеть себя со стороны (иметь своего рода «внутреннее зеркало»)
  3. Уметь взаимодействовать с группой и сценическим пространством (развивать в себе коммуникабельность, то есть способность к общению)
  4. Очень важна мобилизованность всего психофизического аппарата (то есть полная готовность к какой-либо деятельности)
  5. Уметь фантазировать (как все мы знаем, такие творческие поиски оборачиваются не только признанием зрителя, но и вознаграждаются финансово)
  6. И обязательно изучайте биографии выдающихся личностей.
  7. А еще, снимайте себя на видеокамеру — самостоятельно создавайте актерские этюды.

Итак, направление задано. Перейдем к законам. А в частности, к законам, изложенным в методике Всеволода Мейерхольда (русского театрального режиссера и актера). И вот некоторые из них:

Закон зависимости эмоции от тела. Известен данный закон еще как закон пластической композиции спектакля . И суть его в том, что от положения тела и направленности его движения напрямую зависит эмоциональное состояние человека. А значит, приняв определенную позу и совершив соответствующие движения, можно запросто вызвать в себе желаемое чувство.

Закон тела как единой системы (говоря простым языком: в каждом движении одной части тела человека участвует все его тело). При этом зритель воспринимает только результат этой «работы».

Взяв все эти наработки на вооружение, вы тем самым идете самой верной дорогой к развитию и преумножению актерского таланта, а значит и в дальнейшем не исключено признание зрителем.

Корректировка недостатков речи

Большинство людей, никогда ранее не обучавшихся актерскому мастерству, как правило, страдают «недостатками» речи. Причем, мы сами даже не замечаем этого (при личном общении), зато все «недостатки» моментально обнаруживаются, как только нам предстоит выступать публично.

И причина кроется в том, что выступая публично, мы зачастую вынуждены произносить чужие слова, но даже если мы пытаемся говорить от себя – все же сложности не покидают нас.

В связи с чем, мы подобрали для вас несложные упражнения на выявления недостатков речи.

1. «Внутренняя речь»

Суть: максимально приблизить ваше представление о собственном голосе — к реальному. Выберите любое стихотворение, например А.С. Пушкина «Слезы». Читая про себя выбранное стихотворение, представляйте, как оно должно звучать. Задача: вслушиваться в свою внутреннюю речь. Затем, возьмите диктофон, начните читать вслух. Прослушайте запись. Сравните, так ли вы это себе представляли.

2. «Три японца»

Жили – были три японца:

Як, Як — Цидрак, Як – Цидрак — Цидрак — Цидрони.

Жили – были три японки:

Цыпи, Цыпи – Дрыпи, Цыпи – Дрыпи – Лимпомпони.

Поженились:

Як на Цыпи,

Як – Цидрак на Цыпи – Дрыпи,

Як – Цидрак — Цидрак — Цидрони на Цыпи – Дрыпи – Лимпомпони.

И родились у них дети:

У Як и Цыпи – Шах,

У Як – Цидрак и Цыпи-Дрипи – Шах – Шахмат,

У Як – Цидрак — Цидрак — Цидрони и Цыпи – Дрыпи – Лимпомпони – Шах — Шахмат – Шахмат – Шахмони.

3. «Сложные слова»

Сделайте подборку слов со сложными ударениями, и постарайтесь все их выучить.

А в качестве пробного занятия, воспользуйтесь нашей подборкой:

  • Апостро ф
  • Ге незис
  • Диспансе р
  • Звони шь
  • Катало г
  • Мусоропрово д
  • О траслей
  • Предвосхи тить
  • Столя р
  • Упоря дочение
  • Фено мен
  • Щаве ль
  • Экспе рт

Регулярно тренируя «сложные» слова, вы сами не заметите, как они довольно быстро перейдут для вас в разряд – несложных, а самых обычных, легких слов.

Прикладывайте усилия, преодолевайте, ищите, смотрите внутрь себя и ваши старания обязательно принесут вам хорошие плоды. Вы станете увереннее в себе и при этом научитесь управлять не только своим телом, но и своей внутренней энергией, а это как вы понимаете сами наиважнейшее умение не только для людей «сцены», но и для повседневной жизни, владея которым — успех вам гарантирован!

Оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии ниже. Делитесь с нами опытом. Для нас очень важны ваши успехи.