Сценарий праздника Осенины

Ребята разбиваются на группы и готовят к празднику песню «Падают листья», танец «Сударушка», костюмы шуршиков (гирлянды из листьев), угощение.

1-й ведущий:

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист,

И, как ковер, устлал дорогу.

2-й ведущий:

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты.

Желтые да алые

Кружатся листы.

3-й ведущий:

В шелесте да в шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.

Звучит песня «Падают листья» (исп. А. Буйнов). Выбегают скоморохи.

1-й скоморох:

Добро пожаловать,

Гости званые и желанные!

2-й скоморох:

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые!

Скоморохи (вместе):

Милости просим на осенины!

1-й скоморох: Всех приглашаем!

2-й скоморох: Душевно встречаем!

Звучит танец «Сударушка».

1 ведущий:

Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу:

Кто-то в гости к нам спешит

И как будто бы... шуршит.

Кто бы ни был, заходите

Да ребят повеселите!

1-й шуршик:

Нас к вам направила осень.

Просила доставить она

Загадки, подарки и скоро

Надеется быть здесь сама.

3-й ведущий:

Корзину с подарками видим.

А кто же ты сам-то такой?

Поверь, мы тебя не обидим.

Как звать тебя, гость дорогой?

Шуршики (вместе): Мы ш-ш-шур-ш-ш-шики!

2-й шуршик:

На самой крепкой ветке дуба

Я в тесном желуде сидел.

Пришла пора, и я оттуда

На кучу листьев полетел.

3-й шуршик:

Я по листве осенней мчался,

И каждый листик мне шуршал,

И старый дуб до слез смеялся

И шуршиком меня назвал.

2-й ведущий: Ты знаешь, шуршик, что Осень прислала в этой корзине?

2-й шуршик:

Там загадки не простые,

Там загадки, как живые.

1-й ведущий: Что ж, давайте посмотрим!

Достает из корзины кленовые листики с загадками.

В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? (Рябина)

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Сидит — зеленеет, падает — желтеет, лежит — чернеет. (Лист)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

3-й ведущий : Молодцы, ребята, справились с загадками! Осень прислала вам целое ведро желудей, и мы сейчас узнаем, кто из вас самый ловкий.

Шуршик раздает желуди. Дети встают в круг. Шуршик в центре круга.

«Подбери желудь»

Ведущий:

Желудь на пол положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро желудь надо взять.

Идет игра.

1-й ведущий:

Вы хорошо играли,

Все загадки отгадали,

А Осень что-то не идет —

Дорогу, видно, не найдет.

Давайте ж ее позовем!

Ребята зовут. Под музыку входит Осень с букетом из листьев.

Осень: Здравствуйте, ребята! Пришла я в гости не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас сами поймете.

Сентябрь:

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь!

Октябрь:

Октябрь уж наступил —

Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад —

Дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей...

Ноябрь:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Сентябрь: Обо мне говорят: «В сентябре одна ягода — рябина, да и та горька».

Октябрь: Меня называют грязником. В народе обо мне говорят: «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит».

Ноябрь : А обо мне говорят так: «В ноябре зима с осенью борется», «Ноябрь капризен: то плачет, то смеется».

Осень : А теперь давайте поиграем!

«Диагностика»

Приглашаются по одному представителю от каждой команды. Участникам завязывают глаза. На ощупь, на вкус, по запаху они должны определить, что дают им в руки: патиссон, чеснок, репу, укроп, петрушку, мяту, лук, кабачок, морковь.

«Гроза»

От каждой команды приглашают по одному участнику. На них надевают осеннюю одежду (куртку, шарф, берет, перчатки), в руки дают зонтик. Под музыку участники ходят по кругу. По хлопку Осени каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на то место, где застал его хлопок. Когда игроки снимут 3-4 вещи, раздается сигнал «Гроза». Выигрывает тот, кто быстрее наденет свои снятые вещи.

«Хозяюшка»

Из предложенных овощей и фруктов ребята должны приготовить украшения для салата.

«Дружный хор»

По одному игроку от команды выходят из зала. Каждой команде предлагается по слогу слова «листопад». По сигналу все одновременно начинают петь свой слог на мелодию песни «В траве сидел кузнечик». Задача вернувшихся игроков — угадать слово.

«Склад»

«Склад» — стулья, поставленные в ряд, — находится в 10 шагах от места расположения команд. Задача команд — вещи со «склада» перевезти в свой «магазин». У носильщиков завязаны глаза. Переносить можно только по одному предмету. Выиграет тот, кто сделает это быстрее всех, не перепутав при этом стулья своей и чужих команд.

Осень:

Молодцы! Вы и пели, и играли,

И загадки отгадали,

И стихи мне прочитали.

А за это — уваженье,

Принимайте угощенье!

Осень дарит ребятам пироги.

Сценарий фольклорного праздника «Осенины»

Осенние посиделки

Подготовительная группа

Звучит русская народная мелодия: «Из-под дуба». Дети входят в зал, приплясывая. Садятся на свои места. Их встречают воспитатели в русских народных костюмах – Гавриловна (1) и Даниловна (2).

1. Доброго здоровья молодцы, да красны девицы! (здороваются с гостями, поклоны). Мы приглашаем вас на русские народные посиделки.

2. А в старину, на Руси уважаемых людей называли по отчеству, без имени.

1. Поэтому я Гавриловна.

2. А я Даниловна.

1. А собрались мы сегодня на осенние посиделки. Их еще раньше называли засидками или вечерками. Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

2. Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть

Всеми детьми исполняется кадриль «Цветки – лютики» (Т. Суворова).

(Несколько девочек идут переодеваться в костюм журавлей. А остальные дети берут осенние листочки и садятся на свои места).

Ребенок:

Наступила Осень золотая.

Птицы приготовились к отлету.

Машут крыльями: «Прощай Земля родная»,

Говорят, взмывая в небо голубое.

Ребенок:

Улетай журавлик, да не насовсем.

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем:

Осенины нынче на Руси.

Танец «Журавлиный клин». (Т. Суворова).

Ребенок:

В этот лес осенний, терем расписной.

Я войду и ахну, до чего красив.

Пёстрою листвой шумит он надо мной

Осенины нынче на Руси.

Ребенок:

Где-то в перелесках бродит дух грибной.

Что ты хочешь, то у осени проси

Наслаждайся красотою неземной.

Осенины нынче на Руси.

Танец с листьями «Осенняя сюита». (Т. Суворова)

1. Вот такие вечерки, посиделки, собирались у хорошей хозяйки. Изба у нее просторная и теплая. По полу половички домотканые, на столе свечка сальная, чтоб всем светло было, электрических лампочек еще тогда не придумали. (Гавриловна садится на скамеечку, а Даниловна подходит к сундуку, открывает его)

2. А перед вечерками раскрывали девицы бабушкины сундуки, (открывает сундук) одевали белые рубахи, да сарафаны, платки яркие, на шею вешали бусы в несколько рядов, цепочки да монисты. На руки браслеты, пальчики унизывали колечками, богатые барыни золотыми, а бедные – медными. Нарядившись, девицы белились да румянились. Пудрились мукой, румянились свеклой, брови углем рисовали. Идите, девицы и вы ко мне прихорашиваться (вызывает двух девочек).

Конкурс «Ряженье». (девочки наряжаются – одевают бусы, колечки. А потом идут по кругу под музыку, показывая, как нарядились, под аплодисменты).

1. Ну вот и нарядились! (говорит во время показа нарядов девочек)

2. Уж какие красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. Выходите-ка, девицы, танцевать вы мастерицы!

2. Кавалеры помогайте, пыль с сапожек отбивайте!

Русский народный танец «Кадриль»

(Гавриловна и Даниловна присаживаются на скамейку).

1. А теперь сядем рядком да поговорим ладком!

2. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

1. пошла я на лыко гору драть…

Увидела, на утках озеро плавает…

Я бросила три палки: одну еловую,

Другую березовую, третью рябиновую!

Бросила еловую – не добросила!

Бросила березовую – перебросила!

Бросила рябиновую – угодила!

Озеро вспорхнуло, полетело. А утки остались!

2. Эх! Это что! А вот со мной случай был!

Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…

Я в другой – она за мной

Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

1. Кто еще потешки знает,

Пусть быстрей нам почитает.

(выходят по очереди дети)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот расстался.

Фома. Что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок. Иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют, да плачут.

Фома. У тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно!

1. Насмеялись досыта. Но пора и поиграть в игры.

Русская народная потешка. Игра «Ай гу-гу».

Ход игры: все идут по кругу, а водящий двигается поскоками внутри круга, все приговаривают:

Ай гу-гу, ай гу-гу, не кружися на лугу!

На лугу-то лужица, головушка закружится!

Все останавливаются, пружинящим шагом подходят к водящему за словами:

«Ой, вода, ой, вода, Вове (имя водящего) в лужице беда!» Дети разбегаются, Вова салит детей. Водящим становится тот, кого первым осалили.

Игра «Перепрыгни через лужи» (лужи вырезаны из ватмана; нужно перепрыгнуть через три лужи и вернуться на свое место).

Игра «Кот в мешке» (игра для детей, а затем для родителей и гостей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).

2. Как у нашего соседа весела была беседа,

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки, чайки в балалайки,

Снегири-краснозобочки застучали в коробочки,

Свиристели в свирели, кукушка в колотушки,

Скворцы в бубенцы, две синицы-крошки заиграли в ложки!

Играют, играют, всех потешают!

Группа детей играют на русских народных инструментах.

Танец с ложками «Коробейники»

(Русская народная песня: «Пойду ль я, выйду ль я»)

1. А кто из вас, ребятки, дразниться горазд? Будем соревноваться, у кого язычек острее.

Дразнилки:

Девочка: Ванька-Встанька, карапуз, надевай большой картуз,

Каравай съешь хлеба - вырастишь до неба.

Мальчик: Наша Маша тоненька. Как в стогу соломинка,

В лапочки обуется, как пузырь надуется.

Девочка: Ты куда, Ванюша, едешь? Ведь телега без колес.

2. А Ванюша отвечает:

Мальчик: Заготавливать овес.

1. (обращается к подруге). Вот пока мы с тобой в тепле сидим, да обо всем говорим, на улице-то дождь прошёл. А наши-то девчата шустренькие, да удаленькие – дождика совсем не боятся. Давай с ребятами посмотрим на них.

«Танец с зонтиками» (музыка Поля Мориа)

2. Гавриловна, иди сюда, поговорим, всю ли ты работушку переделала?

1. А как же, Даниловна. Трудилась с утра до вечера, не покладая рук. Столько дел переделала: и овощи с огорода убирала, и варенья наварила из клубники, да из малины, грибов запасла сушеных, да солёных.

2. Да и наши молодцы, да красны девицы не линились. Заготовили много овощей и фруктов. А давай посмотрим, какой вкусный обед наши девицы и молодцы приготовят. Вот продукты для борща и для компота.

Конкурс «Сварим обед»

1. Ох как вкусно мы поели, так и весело запели.

Хоровод «Выходила молода».

Ребенок:

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён. Иван…

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Частушки:

1. Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, съиграем…

Попросите только нас!

2. Рассыпайся, горох,

С грядки на грядку.

Пораздайся, народ,

Я пойду в присядку.

3. Оха-ха да хахоньки,

Наши парни махоньки.

Из-за крчек, из-за пней

Не видать наших парней.

4. Я залезуна берёзу.

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух какая красота.

5. А я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Расплету я руссу косу,

Пусть завидует народ.

6. Оха-ха да оха-ха,

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Ох, помучаю я их!

7. Приезжали меня сватать

На серой кобыле.

Все приданное забрали,

А меня забыли.

8. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

(Гавриловна и Даниловна выносят корзину с фруктами)

1. Хорошо пели и плясали молодцы да красны девицы.

2. Весело, задорно. И решили мы угостить вас осенними плодами.

1. Тут и празднику конец.

2. Кто с нами играл и веселился- молодец!

1. А кто тихо в уголочке скучал, Даниловна?!

2. Тот и праздник проспал, Гавриловна!

Конец праздника.

Репертуар:

1. Русская народная мелодия «Из под дуба»;

2. Кадриль «Цветики лютики» - «Танцевальная ритмика» Т. Суворова;

3. Танец «Журавлиный клин» - «Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

4. Танец с листьями «Осенняя сюита» -«Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

5. Русский народный танец «Кадриль»;

6. Русская народная игра- потешка « Ай гу-гу»;

7. Игры: « Перепрыгни через лужи», «Кот в мешке»;

8. «Танец с зонтиками» - - музыка Поля Мориа «Шербургские зонтики»;

9. Русский народный хоровод «Выходила молода»;

10. Частушки- И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры»;

11. Конкурс «Ряженье».

Атрибуты:

  • костюмы Гавриловны и Даниловны- русские народные
  • украшение зала под фольклор
  • скамейка
  • костюмы журавлей
  • осенние листья
  • украшения для ряженья
  • лужи 6шт из ватмана
  • мешок с овощами и фруктами
  • фрукты и овощи, 2 кастрюли, поднос
  • корзина с фруктами -угощение

Ирина Степанова

Цели и задачи:

Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств.

Обогащать художественные представления об осени.

Продолжать развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу.

Создать праздничную атмосферу.

Под музыку вальса вбегают дети с листьями.

Танец: «Вальс с листьями»

Ведущий: Дарит осень чудеса

Да еще какие

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

В журавлином небе

Ветер тучи носит

Шепчет верба вербе:

«Осень, снова осень!»

Песня: «Осень милая шурши»

В конце песни входит Осень.

Осень: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Осень; Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы осень спросим:

«Что в подарок принесла?»

Осень: Принесла я вам муки.

Дети: Значит будут пирожки

Осень: Принесла вам овощей

Дети: И для супа и для щей

Осень: Принесла вам гречки

Дети: Каша будет в печке

Осень: Принесла вам меду

Дети: Полную калоду

Осень: Ну а яблочки, что мед

Дети: На варенье, на компот

Ведущий и дети: Ты и хлеба, ты и меду, ты и яблок принесла, а хорошую погоду нам в подарок припасла?

Осень: А дождику вы рады?

Дети: Нет не хотим, не надо!

Игра: «Дождик»

Ведущий: А сейчас дарим осени красивую песню.

Песня: «Осенняя песнь»


Осень: Спасибо вам, ребятки за такую красивую песню. А знаете ли вы ребятки осенние загадки (осень загадывает загадки)

1. Под кустом капнешь немножко

Выглянет на свет (картошка)

2. Разве в огороде пусто,

Если там растет (капуста)

3. За ботву, как за веревку

Можно вытащить (морковку)

4. Не пугайтесь, если вдруг

Слезы лить заставит (лук)

5. А на грядках растут молодцы –

Зеленые (огурцы)

6. Почему же, до сих пор,

Не краснеет (помидор)

Осень: Молодцы вы все, ребятки, отгадали все загадки

А вот и лукошко…

Я сюда сложила

Всех овощей понемножку

Ну-ка, друзья, кто смелей и быстрей

Выберет нам овощей для щей,

Ну и конечно же – для борщей.

Игра: «Приготовь овощи»



Ведущий: А сейчас веселая песня «Осень наступила»

Песня: «Осень наступила»

Осень: Какая красивая песня, спасибо вам ребята. А стихи вы про меня знаете?

Дети читают стихи:

1. Ходит осень по домам

Ходит, улыбается.

Точно в сказке: тут и там

Все цвета меняются.

2. Ходит осень по дорожкам,

И в окошко: стук, стук, стук!

Я несу дары в лукошке:

Помидоры, редьку, лук.

3. Осень, осень в сад пришла

Листья с клена сорвала

Закружила их легко

Разбросала далеко.

4. Соберем из листьев веер

Яркий и красивый

Пробежит по листьям ветер

Легкий и игривый

5. Журавли крылами машут

И кричат нам: «Не скучай!

Возвратимся в край любимый

Лишь наступит месяц май.

Песня: «Журавли»

Ведущий: Ой, ребята, ох, ох,ох!

В селах ведь переполох

Поглядите в огород…

Весь разрытый … как - будто крот

Побывал у всех у нас

И унес кормов запас

Кто же это?. муравьи.

Злостные вредители.

И пока мы мирно жили,

Будто им здесь разрешили

Стали кучи насыпать

Огород наш разрушать.

Муравей: Мы злые муравьищи

Крепкие ручищи

Овощи мы все съедим

Им расти не дадим.

Танец: «Муравьев»


Ведущий: Ну сказали им ребята:

Дети: «Мы возьмем сейчас лопаты

И расчистим огород

Муравьям закроем ход (имитируют копку лопатами, прогоняя муравьев)

Ведущий: А еще мы пошумим, и муравьев всех выгоним.

«Шумовой оркестр»

Осень: Ну, ребята, молодцы

Добрые вы, молодцы!

Чистым стал наш огород

Пусть заходит к нам народ.

Ведущий: Пусть заходит, отдыхает, песню с нами запевает.

Песня: «Урожайная»

Ведущий: Тара – тара – тарара!

Идут девки со двора

Песни петь, да плясать

Всех вокруг забавлять

Танец: «Бульба»


Ведущий: Тарарарарарара

А теперь играть пора

А игра-то не простая

А игра-то заводная

Игра: «Собери самый красивый букет»

Ведущий: Ну что ж, пришла пора прощаться и с осенью нам расставаться.

Ведь скоро в гости к нам сама – пожалует зима.

Осень: А я вам дарю свои подарки – вкусные яблочки. Кушайте на здоровье!

Ведущий: А мы провожаем осень веселой песней.

Песня: «Осенняя гамма»


Публикации по теме:

Сценарий праздника «Осенины» Младшая группа Дети входят в зал парами девочка-мальчик под песню «Листья пожелтели». Садятся на стульчики. Ведущий. -Добрый день дорогие.

«Осенины на Руси». Сценарий праздника для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «ОСЕНИНЫ НА РУСИ» Сценарий для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Цель: Приобщение детей к русской народной культуре.

Сценарий осеннего праздника Сценарий осеннего праздника для старшей группы. (Звучит музыка «Дворик» Резникова). 1 ребенок. Пролетают паутинки С паучками в серединке.

Сценарий осеннего праздника Осеннее развлечение для младшей группы. Чьи башмачки? (По мотивам одноименной сказки Н. Павловой). Цель. Создать условия для побуждения.

Сценарий осеннего праздника ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК. СР. ГР. Дети входят в зал, становятся полукругом, в руках листики. ВЕД. Вот художник, так художник! Все леса позолотил.

Внеклассное мероприятие

«Осенины»

Цель : привить детям любовь к русскому народному творчеству;

Познакомить с русскими народными праздниками, традициями;

Развивать устную речь учащихся.

Проводится для учащихся1-4 классов с приглашением родителей.

Зал украшен плакатами, картинами русских художников. запечатлевших осеннюю природу, осенние листья. Стол с дарами осени.

Оборудование : музыкальное сопровождение, предметы для проведения игр.

Ход праздника .

Звучит мелодия. Входит осень в сарафане, на голове венок из листьев.

Несу я урожаи,

Поля я убираю
Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Я- (осень)

Осень : здравствуйте гости дорогие. Здравствуйте ребята!

Какой сегодня праздник будем чествовать?

Расскажем мы вам сегодня о русских традициях празднования Дня урожая. О том, как отмечали его наши прабабушки и прадедушки.

Дети читают стихи:

1.Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мене твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

2.Осень, роща золотая!

Золотая, синяя,

А над рощей пролетает стая журавлиная.

Высоко под облаками гуси откликаются,

С дальним озером,

С полями до весны прощаются.

3.И в лесу не слышно смеха.

Песенка оборвана.

Замолчало наше эхо- звонкое, задорное!

Все дорожки заметает, тропки над полянами

Осень- роща золотая с листьями багряными!

Осень: - Шла я к вам не день и не два. Долог был мой путь с Крайнего Севера. Явилась я в ваши края хозяйкой и сразу же принялась за работу. Недаром про меня говорят:

Осень- изменений восемь.

Сможете ли вы назвать восемь осенних изменений в природе?

1. От каждого класса приглашаются по 1 участнику: по очереди назвать осенние изменения в природе.

Ребята, я пришла к вам со своими помощниками- осенними месяцами:

Какой первый осенний месяц? (заходит сентябрь- ученик 3 класса)

Сентябрь: сентябрь – от слова сэптебр. (Седьмой.) В старину на Руси сентябрь был седьмым месяцем. Древнерусские названия сентября- вересень», «хмурень». «ревун», «желтень»

А почему меня называли «хмурень» и «ревун»? (за хмурое небо, ветреную погоду, дожди)

А «желтень»? (по цвету растений в это время)

А какие пословицы вы про меня знаете?

    Конкурс пословиц про сентябрь.

Девушки в русском сарафане:

    15 сентября по народному календарю «Семён - летопроводец». В этот день говорили так: « Семин день - семена долой: Каждая хозяйка до этого дня должна собрать все созревшие семена с грядок до следующей весны. Кто запоздает с этой работой - может остаться на следующий год без семян, потому, что они опадут с растений или начнут гнить.

2 девочка: В период с 15 до 22 сентября наступало «бабье лето». В это время закончены все основные работы на полях, и начинаются работы по дому.

В эти дни был обычай хоронить мух, тараканов, блох, надоевших за лето.. делали из моркови, репы, брюквы маленькие гробики. Складывали в них мух и закапывали с такими словами:

Мухи, вы мухи, комаровы подруги,

Пора умирать. Муха муху ешь, а последняя, себя съешь.

Игра «Ловля мух»: от каждого класса по 2 участника- «мухи», и 1 ведущая- «девушка». Задача «девушки» за 1 мин. поймать как можно больше мух. Затем роли меняются. Игра проходит под подвижную музыку.

Осень : Стоит лепёшка на одной ножке,

Кто мимо ни пройдет, всяк поклонится. Что это?

Стих: « Рыжик»

Осень : 27 сентября в народе отмечается праздник «Воздвижение». С этого дня в огороде убирают последние овощи, какие?

В народе говорят: «Воздвижения жди, да репку рви»

Сценка «Что нам осень принесёт?»-2 класс

1 девочка:

Однажды хозяйка с огорода пришла

Хозяйка в корзине домой принесла…

(Из большой корзины выглядывают овощи и загадывают загадки)

1.Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда вкусная (…)?

2.Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одежек

И все без застёжек

3.Заставлю плакать всех вокруг

Хоть я и не драчун, а (…)

4.Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней (…..)

5.Лежит урода посреди огорода,

На всех зла,

А всем мила. (…..)

6.Лежит Егор под межой,

Накрыт зелёною фатой.

7.Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Кругла, румяна, сладка на вкус,

Узнали вы? Я (……)

8.Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (…….)

Инсценировка песни «Что нам осень принесёт?»

Осень: Уж падают желтые листья,

Уж воздух остыл и свежей, на землю спускается вечер

Всё раньше, с днём каждым темней.

О каком месяце загадка?

Выходит октябрь.

Октябрь- от слова октобер (восьмой)- в Древнем риме октябрь был восьмым месяцем.

Октябрь в народе называют листопадником, листобоем.

Другое название – грязник, хлебник, капустник.

Догадайтесь, ребята, почему такие названия носил октябрь у русского народа?

Грязник- потому, что часто шли дожди и размывали дороги.

(Знать осень в октябре по грязи.)

Хлебник- собрали весь урожай с полей.

Капустник -рубили капусту на засолку: «Сентябрь пахнет яблоком, октябрь –капустой»

1 мальчик:

Вот и подошло 8 октября – время убирать с огорода капусту. Этот день в народе называется Сергей- капустник. После уборки капусты её старались быстрее засолить, пока не задрябла. Это была работа для всей семьи, каждый старался принять в ней участие- от мала до велика. А чтобы капуста не перекисла. Клали в неё осиновое полешко.

Конкурс- эстафета: приглашаются от каждого класса дети и родители. За 5 минут надо нашинковать капусту для засолки.

(1 участник очищает капусту, второй режет, третий трет морковь, четвёртый солит, пятый убирает рабочее место.)

По окончании конкурса работу отмечают аплодисментами.

2 мальчи к: На Руси свято соблюдался обычай, по которому можно было ждать хорошего урожая капусты на следующий год. Самый старший член семьи, бабушка, пекла пирожки с капустой, с первым пирожком бежала на капустную грядку, закапывала его там и приговаривала: «будь густой, а не будь пустой»

Игра: дети делятся на 2 команды по несколько человек в каждой. У каждого участника по пирожку в руке. По очереди участники подбегают к капустной грядке, кладут пирожок и приговаривают: « Будь густой, а не будь пустой ». Потом возвращаются к своей команде. (пирожки можно постряпать из соленого теста, а капустная грядка- листы капусты, которые остались после предыдущего конкурса.)

Осень: Листик, листик вырезной.

Солнышком окрашенный,

Был зелёный ты весной,

А теперь оранжевый.

Осень: вот и наступает 14 октября. – покров Пресвятой богородицы, один из самых почитаемых праздников на Руси. Существуют приметы погоды, связанные с этим днём.

    Каков Покров- такова и зима.

    Если суббота перед покровом наголе, так до 8 ноября снега не будет.

    На покров до обеда- осень, после обеда- зима.

    В октябре зима с бела гнезда снимается, к мужику в гости собирается.

3 мальчик : с этого дня начинали утеплять дома. Мужицкая работа- задолго до Покрова привести мох с болота, высушить его, приготовить для утепления избы. А потом со словами: «батюшка Покров, покрой нашу землю теплом, а хозяина добром», начинали заделывать щели.

3 девочка : на Покров, когда все работы закончены, в амбарах лежал обмолоченный хлеб, а в погребах – заготовленные овощи, варенья и соленья, начиналась на деревне пора свадеб. Белое одеяние земли на Покров напоминает белый наряд невесты. Если снежок выпал на Покров, то просватанную девушку ждёт счастье, отступит от её порога нечистая сила.

Частушки.- 4 Потешки «Уля и Филя», « Тит, иди молотить»- 1 класс.

Осень:

Осень в сад к нам пришла

Красный факел зажгла.

Здесь синички снуют

И галдя его клюют.

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

Конкурс стихов про осень.

Песня « То берёзка, то рябина»-3 класс.

На этом наш праздник заканчивается. Осень приглашает всех на чаепитие.

Сценарий праздника «Осенины» в начальных классах

Дети входят в зал и рассаживаются по классам под музыку.

Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом нарядном зале, чтобы встретить очень красивую и щедрую гостью, хотя иногда она бывает хмурой и плаксивой. Отгадайте про кого я говорю:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года ….

Вместе с детьми: Осенью зовется!

Вед.: А по каким приметам, вы догадались, что речь идет про осень?

Дети отвечают.

Вед:А где же хозяйка леса, Осень золотая? Позовем ее все вместе!

Вместе с детьми: Осень, Осень, появись!

С нами в танце покружись!

Входит Осень, кружится под музыку, поднимает детей покружиться вместе с ней.

Осень: Зовут меня все Осень золотая.

Прошла я по лесам и по полям.

Всех с праздником осенним поздравляю!

Здоровья крепкого желаю я всем вам!

Вед: Спасибо осень за поздравления. Наши ребята тоже хотят спеть песню и сказать добрые слова.

Дети читают стихи.

1 ребенок: Осень, осень,

В гости просим!

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем!

2 ребенок: Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки - Стали желтыми опушки.

3. дети из 7 класса (глубокие)

После, дети 5 класса исполняют песню.

Вед.: Осень, а где же твои братцы месяцы?

Осень: Вы разве знаете, что у меня есть братья?

Вед.: Конечно. Какие осенние месяцы вы знаете, ребята?

Дети отвечают.

Осень: Какие молодцы! Значит,вы должны знать и пословицы про моих братьев.

Обращается к 5 классу. Доскажите пословицы про осенние месяцы.

Осень: Вставайте все и поиграем вместе со мной.

Дыхательное упражнение: Дует легкий ветерок-ш-ш-ш-ш

Пока дети выполняют упражнение, осень разбрасывает листья по залу.

Осень: Ой, ребята, увлеклась я и насорила листочками, давайте наведем порядок. Одна команда соберет листочки зеленого цвета, другая - красного, третья - желтого.

Игра « Собери листочки». Участвуют три команды по 2человека, от 1, 2, 4б, 6б, 3а, 7б класса по 1.

Вед: Молодцы все дети, помогли осени собрать листья.

Дети 5 класса исполняют песню.

Раздается свист, шум.

Осень: Кто это шумит в нашем лесу?

Забегает Шалтай – Болтай.

Ш – б: А еще я в осеннем лесу грибы собирал, собирал, а мухоморы да поганки топтал, топтал. Чтобы они, ядовитые, не росли и на глаза не попадались.

Осень: Разве можно так поступать. Ведь ядовитые грибы тоже нужны. Ими лоси лечатся. Да и люди из них лекарства делают.Ребята, а вы можете отличить съедобные грибы от ядовитых? Отгадайте загадки.

Выходят по очереди дети в шапочках грибов из 5 класса, а Осень и Шалтай- болтай загадывают загадки.

Вед.: Белый гриб, опята, лисички, подберезовики, подосиновики можно жарить, сушить, варить из них грибной суп, солить. Если их можно есть, то,как они называются?

Выходят дети и загадывают загадки про ядовитые грибы.

Вед.: Поганки и мухоморы есть нельзя, ими можно отравиться. Как называются такие грибы?

Вед: Грибы пришли к нам не просто так, они принесли с собой игру. И проверят, как вы будете собирать грибы. Съедобные мы будем складывать в корзинку, а ядовитые оставляем, не срываем, пусть ими лечатся лесные зверюшки.

Игра «Собери грибы». Вызываются по 1 человеку от класса в 3 команды. 2,5, 4, 3, 8, 7 кл.

Ш –б: Ну хорошо, хорошо! Буду теперь хорошо себя вести в лесу. Костер разводить не буду, в птиц шишки бросать не буду, и грибы ядовитые топтать тоже не буду! Чем же мне теперь заняться?

Раздается плач. В зал входит Пугало – огородное.

Осень: Это же Пугало – огородное забрело к нам в лес.

Ш.б обращается к Пугалу: А почему ты в лесу? Ты должен находиться в огороде, охранять урожай от птиц, чтобы они его не поклевали.

Пугало: Осень, ты же пришла. Весь урожай уже собрали. Мне пока нечего делать. Вот я и буду скучать до следующей весны, пока новый урожай не посадят.

Вед: А какие овощи выросли у тебя на огороде?

Пугало: Не знаю, ведь в голове у меня опилки, я ничего не запоминаю.

Вед.: Ребята, давайте поможем пугалу - огородному вспомнить, какие овощи и фрукты растут у нас в садах и огородах.

Показываются овощи из корзинки пугала, после фрукты.

Пугало: А зачем люди выращивают овощи и фрукты?

Пугало: Чем же полезны овощи и фрукты?

Вед.: Пугало, наши дети не только знают все про овощи и фрукты, они еще и песню про них знают, ребята давайте споем.

Пугало: Молодцы, ребята, все знаете, не то, что я! Я вот вам принес в корзинках овощи и фрукты, только голова моя садовая, все перепутал. Где овощи, где фрукты? Помогите мне разобрать их по разным корзинкам.

Вед: Хорошо,пугало, овощи ребята сложат в большую корзинку, а фрукты в маленькую.

Игра «Овощи – фрукты».

Вызываются 3 команды по 1 человеку от класса.

Осень: Вот видишь, какие здесь умные и послушные ребята, помогли тебе.

Пугало: Ну, спасибо вам, ребята! Отнесу я все свои гостинцы к вам в столовую. Пусть повара вам сварят вкусный и полезный обед. Шалтай – болтай, помоги мне. До свидания, ребята!

Вед: Подождите не уходите, ребята споют вам песню на дорожку.

Пугало и Шалтай – болтай танцуют под песню и уходят.

Осень: Какие, вы ребята молодцы! Все знаете про меня, про моих братьев, про овощи и фрукты. Знаете, как вести себя в лесу. За это я угощу вас гостинцами

Осень: Ну вот, ребята, и мне пора уходить к себе в лес. Скоро придет злая старуха Зима. А мне нужно проверить, все ли птицы и животные приготовились к зимовке: поменяли летние шубки на теплые, заготовили еду, утеплили свои гнезда и норки. До свидания, дети! До встречи в следующем году!

Вед: Постой, Осень, не уходи, ребята споют тебе песню на прощание!.