Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей - это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель уделяет внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.
Проект «Маленьким детям-большие права»
Актуальность реализации проекта:
«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы - дети!»
Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.
И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.
Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «право»;
Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта : семейный, групповой.
Проблема : дети не имеют достаточных знаний о своих правах.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Место проведения : МДОУДС №53 «Серебряное копытце».
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта : 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети-16 чел., родители-24 чел.
Возраст детей : 4 - 5 лет.
Форма проведения:
Игровая деятельность, беседы, просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».
Материал и оборудование: Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.
1 этап.
Постановка проблемы:
Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями - Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…» Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.
2 этап.
Ввод в игровую ситуацию.
Планируемая деятельность.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.
Дети хором говорят свои имена.
Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?
Ответы детей.
Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!
Дети отвечают.
Воспитатель: Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше! Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного. И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди.
Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.
3 этап.
Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность.
*** Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад», «Семья», «Школа», «В библиотеке».
Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.
*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.
*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».
Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:
Е. Благинина «Посидим в тишине».
Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».
Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.
3.3. Музыкально-театрализованная деятельность .
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; «Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.
2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".
3.4. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»
Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.
3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».
Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.
3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»
Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.
Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.
3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»
Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.
3.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».
Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
4. Продукт проектной деятельности.
4.1. Коллективная работа «Мы все равны».
4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».
4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»
4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»
4.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…»
Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей
(старшеклассников и студентов)
«Образование. Наука. Профессия»
_________________________________________________
Проект по правовому воспитанию
«Пути стимуляции правовой
Активности личности в рамках
Школьного социума»
Краткая аннотация проекта
Проект выполнила ученица 11 «Г» класса «Губернаторского лицея-интернатадля одаренных детей Оренбуржья» Герасимова Марина;
Работа направлена на создание условий для формирования правового сознания у детей школьного возраста;
Цель проекта: формирование правовой грамотности и правовой культуры у детей;
Реализация проекта осуществляется путем интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Проект направлен на усиление внимания к ребенку как к
личности, субъектусоциально-правовых отношений,
наделенному определенными правами. Многие
прогрессивные изменения в российском обществе,
социальные, политические и особенно правовые
предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество
остро нуждается в социально зрелых, свободных личностях,
обладающих правовыми знаниями.
Постановка проблемы
В современных условиях реформирования российской системы образованиявсе более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения, формирование его активной жизненной позиции.
Эта проблема является многоаспектной и включает в себя следующие составляющие:
проблемы межнационального общения и возможности их решения в образовательных учреждениях;
правовая и нравственная культура будущего гражданина, идентификация личности как основаактивной гражданственной позиции;
формирование представления о безопасности жизнедеятельности и здоровом образе жизни у детей в изменяющихся социально-политических условиях современного российского социума;
воспитание гражданственности и патриотизма посредством целенаправленного общения и использования инновационных технологий воспитания гражданственности.
Актуальность данного проекта обусловлена тем,что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени, это возможность социальной активности. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нациясостоит не из людей, а из семей» (Д.С.Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином.
Проблемы правового образования не назовешь новой. В последнее десятилетие эта проблема живо обсуждается и педагогами, и юристами, и политиками. Понятно, что правовое образование становится важнейшим фактором построения правового государства и гражданского общества.Вместе с тем, сравнительно небольшой круг разработчиков этой проблематики рассматривает круг вопросов, связанных с правовым образованием как необходимость построения особого образовательного пространства – сферы. Решение проблемы я вижу в последовательном преобразовании именно пространства развития личности, позволяющего осуществить формирование активного правового ответственного поведения, начинаясо школьного возраста. Именно поэтому проект программы представляет собой технологическую разработку, включающую разнообразный учебно-методический аппарат. Отсюда следует важное значение этой разработки именно в современных условиях сегодняшней России, когда школа представляет собой почти единственное – детское место, в котором встреча взрослости и детства может порождать, формировать и закреплятьценности и способы эффективного правового, следовательно, гражданского поведения.
ПРОЕКТ «ТВОЙ ВЫБОР»
Ничипоренко
Елена Станиславовна,
заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ №153
Т . 89137770933,
эл. почта: kat 68@ mail . ru
НОВОСИБИРСК, 2016
Раздел 1. Актуальность, цель и эффективность проекта
«Ничто так плохо мы не знаем,
как то, что каждый должен знать, - закон»
Оноре де Бальзак.
Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствия стремления отстаивать свои права у основной части населения.
Одной из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, в первую очередь молодежи, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое решение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности.
В последние годы в правовой сфере особенно остро выделяются две проблемы:
Правовая неграмотность
Правовой нигилизм.
Не исключение и наша школа. Уроки истории, права, обществознания еще как-то решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.
При анализе ситуации в данном направлении по школе №153, возник закономерный вопрос:
Каким образом сформировать систему правового просвещения и воспитания в школе, чтобы эта деятельность была понятной и интересной детям, была практической и ориентированной на результат?
Мы пришли к выводу, что для формирования у школьников гражданской ответственности, способности к успешной социализации и правовому действию необходимо выстроить систему правового просвещения и воспитания через деятельностный подход к формированию правосознания несовершеннолетних.
Так в учреждении родилась идея долгосрочного проекта «Твой выбор» по правовому воспитанию и образованию школьников.
Цель проекта : обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий, необходимых для развития гражданско-правового образования школьников, формирования современного правового мышления; повышение правовой компетенции обучающихся МБОУ СОШ №153, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций.
Задачи проекта
Развитие образовательной деятельности учащихся, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений на основе развития интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях.
Формирование осознанного правового поведения молодежи.
Содействие интеграции правовых знаний с другими дисциплинами, с личным опытом учащихся, развитие всех форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе.
Популяризация идей Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий
Мотивация участников проекта на изучение документов о правах человека, законов, на практическую деятельность в рамках проблемы через организацию значимой для школьников деятельности
Повышение профессионального уровня педагогических кадров, работающих по реализации проекта. Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.
Интеграция участников деятельности по реализации проекта в гражданско-правовое сообщество. Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями.
Выстраивание совместной образовательной и творческой деятельности участников проекта
Распространение передового опыта по вопросам правового просвещения и воспитания
Механизм реализации проекта
Поставленные цели для реализации проекта решаются посредством проведения массовых мероприятий с учетом возрастных групп и с привлечением социальных партнеров школы.
Основные направления проведения мероприятий - этико-правовое, нравственно-патриотическое.
Методы работы предусматривают проведение бесед, обзоров, часов информации, правовых уроков, обсуждение книг и статей правовой тематики, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, юристами, специалистами, проведение конкурсов рисунков, оформление стендов, правовых уголков, создание и выпуск малых форм библиографии (памятки, буклеты, брошюры, закладки и т.д)
Условия реализации проекта
Создание в школе модели гражданско-правового образования
Создание условий внедрения модели
Изучение и внедрение форм гражданско-правового образования
Разработка и проведение отдельных событий и акций
Создание целевой системы социального и образовательного партнерства
Создание информационно – образовательной среды гражданско-правового образования
Ожидаемые результаты реализации проекта
Создание эффективной модели гражданско-правового образования.
Создание адекватного ресурсного обеспечения функционирования и развития модели.
Позитивные изменения в характеристиках личности участников проекта (учащихся, педагогов).
Повышение квалификации педагогических кадров в области права.
Критерии эффективности проекта (мониторинг его реализации)
Соответствие созданной модели характеристикам гражданско-правового образования .
Наличие образовательной деятельности, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений (анализ учебного плана школы).
Сформированность у обучающихся интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях, осознанного правового поведения (проведение анкетирования «Ценностные ориентации молодежи»).
Удовлетворенность участием в проекте учащихся, педагогов, родителей.
Повышение профессионального уровня педагогических кадров, освоение методики гражданско-правового воспитания и обучения учащихся (анализ участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, связанных с проблемой гражданско-правового образования)
Развитие форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе (создание методического портфеля по теме)
Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями для улучшения работы по гражданско-правовому образованию (ТОС «Заря», ОМС Дзержинского района, Совет ветеранов Дзержинского района и др.)
Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.
Успешное участие учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, связанных с темой гражданско-правового образования (статистические данные участия прикладываются в приложении)
Циклограмма мониторинговых процедур
Раздел 2.
МБОУ СОШ №153
уважения к праву,
Сферы реализации проекта
Раздел 2. Структура гражданско-правового образования
МБОУ СОШ №153
Гражданско-правовое образование – это находящаяся в рамках учебно-воспитательного процесса и организованная на идеи права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у школьников
уважения к праву,
собственных представлений и установок, основанных на современных демократических и правовых ценностях общества,
компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Исходя из этого, гражданское образование понимается нами не как реализация отдельных учебных дисциплин либо некий комплекс мероприятий, а как системный, направленный на достижение общей цели процесс деятельности образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.
Сферы реализации проекта : урочная и внеурочная деятельность, социальная практика.
Характеристика структ у рных элементов модели гражданско-правового образования.
Учебная деятельность:
Курсы по выбору для учащихся 8-9-х классов: «Учимся защищать свои права!», «Экономика человека». В рамках изучения данных курсов учащиеся приобретают базовые навыки, обеспечивающие успешное действие подростка в реальных правоотношениях и ситуациях, получают основы правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве
Проведение интегрированных уроков права, истории, обществознания
Внеурочная деятельность
Организация и сопровождение исследовательской деятельности учащихся школы по гражданско-правовому образованию в школьном научном обществе учащихся,
Включение в планы воспитательной работы классных руководителей гражданско-правового воспитания как одного из направлений деятельности: проведение классных часов, акций, КТД
Встречи с представителями юридических профессий, экскурсии
Проведение со старшеклассниками деловых игр, круглых столов по актуальным общественным проблемам, в том числе с приглашением представителей правоохранительных органов
Реализация в школе программ гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности («Я – гражданин России», «Возрождение»).
Включение в реализацию проекта:
Совета учреждения
Органов ученического самоуправления (ДУОС «Новая Эра»)
Членов ОМС Дзержинского района – учащихся школы
Раздел 3. Механизм реализации проекта
3.1. Этапы реализации проекта:
I этап. 2055-20016 учебный год. Проектирование и апробация программы.
Разработка и введение курсов по выбору «Учимся защищать свои права!» для учащихся 8-х классов, «Экономика человека» для 9-х классов.
Создание модели гражданско-правового образования учащихся,
Внесение корректив в планы воспитательной работы с выделением в них гражданско-правового направления.
Совершенствование модели ученического самоуправления в школе и моделей самоуправления в классах.
Разработка мониторинговых процедур.
II этап. 2016-2018 годы. Продуктивная реализация проекта.
Реализация социальных проектов гражданско-правового направления, организация исследовательской деятельности учащихся.
Расширение сферы социального партнерства, увеличение количества учащихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах.
Повышение квалификации педагогов, освоение методов и приемов интерактивного обучения.
III этап. 2018-2019 учебный год. Анализ реализации проекта . Коррекция модели
Анализ результатов реализации проекта.
Закрепление результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Активная демонстрация педагогического опыта
3.2. Для реализации проекта гражданско-правового образования в школе используются следующие механизмы:
- изучение Государственного заказа, нормативно-правовых документов о гражданско-правовом образовании, его месте в «Концепции модернизации Российского образования до 2020 года»Диагностика родительского и ученического заказа, выявление высокого интереса к общественным дисциплинам
Классные руководители
Внесение корректив в программу воспитания учащихся, с целью выделения гражданско-правового образования учащихся как одного из направлений воспитательной работы. Внесение корректив в планирование работы классных руководителей
Родители учащихся
- Формирование родительского заказа на изучение общественных дисциплин
Участие в разработке и реализации социальных проектов
Сопровождение детей в образовании
Повышение собственной гражданско-правовой компетентности
Литература
Воспитать человека. Составители: В.А. Березина, Л.И. Виноградова. Москва: «Вентана-Граф», 2003г.
Правовая неотложка. Методическое пособие/ И.Р.Филатова, Е. М. Чигвинцева. – Ижевск, 2007. (Практикум. Выпуск 7)
Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право. 2012. N 3.
Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности /И.И. Евтушенко //Социально- гуманитарные знания. – 2011.
Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклас. мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е. А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик, А. А. Петрикевич, И. А. Царик. - Минск: Университетское, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по правовому воспитанию
МБОУ СОШ №153 на 2015-2016 учебный год
Цель: Добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания. Расширить кругозор учащихся по вопросам правовой культуры.
Задачи:
Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, ОПДН) в работе с подростками, НАХОДЯЩИМИСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,
Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,
Конвенции ООН «О правах ребенка»,
Семейного Кодекса РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми),
Уголовного кодекса РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках)
В течение года
Организация взаимодействия администрации школы с
классными руководителями, методобъединениями, малым и большим педсоветами,
инспекторами по делам несовершеннолетних,
комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Дзержинского района,
наркологическим диспансером,
психологическими службами города и района
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Работа с учащимися
Первый уровень:
индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,
классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.
классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Учителя начальных классов
Второй уровень:
профилактические беседы,
классные часы о воспитании личности в
коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.
классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» и т.д.
В течение года
По необходимости
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Классные руководители
Третий уровень:
индивидуальные разъяснительные и
профилактические беседы,
классные часы о нравственном воспитании
личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», «Любовь и дружба. Свобода половых отношений», «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.
классные часы правовой направленности: «Я –
гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д.
индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги.
В течение года
По необходимости
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Учащиеся, состоящие на различных видах учета
оформление картотеки,
подбор документов на учащихся для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
групповая работа психолога с учащимися (психологические тренинги),
посещение уроков с целью контроля за дисциплиной и успеваемостью проблемных подростков,
большие и малые педсоветы в особо трудных случаях,
посещение учащихся на дому,
беседы с родителями.
В течение года
Сентябрь-октябрь
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Опекаемые дети:
оформление картотеки,
вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, секций, студий, факультативов и т.д.),
индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,
посещение на дому с целью составления актов обследования условий,
встречи и беседы с опекунами,
индивидуальная работа психолога с учащимися и опекунами.
В течение года
Сентябрь-октябрь
В течение года
1 раз в четверть
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Работа с родителями
Родительские собрания:
в классах совместно с ОПДН УВД Дзержинского района по вопросу «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми»,
проведение анкеты-опроса среди родителей,
«Система работы школы по предупреждению правонарушений»,
«Занятость детей в кружках, факультативах»,
«Готовность родителей к кризисам своих детей» (5-8классы).
Сентябрь
Ноябрь
Январь
Март
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Неблагополучные семьи и семьи, дети которых стоят на учете в КДН:
своевременное выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
оформление картотеки по неблагополучным семьям,
проведение малых и больших педсоветов,
встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,
подбор литературы для родителей,
проведение рейдов в семьи,
подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
индивидуальные психологические беседы, консультации, тренинги.
В течение года
Сентябрь-октябрь
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Мониторинги, обследования
«Занятость детей и подростков в свободное от уроков время»,
«Подросток и вредные привычки»,
«Уровень тревожности»,
«Уровень агрессии»,
«Подросток и его профессиональные интересы» и т.д.
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова
Классные руководители
Наглядная агитация
Выставки тематической литературы:
«Права человека и права ребенка»,
«Предупреждение вредных привычек у подростков».
Оформление тематических стендов:
«Подросток вышел на улицу»,
«Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,
«Толерантность в правовом государстве».
Конкурсы плакатов:
«Я выбираю жизнь!»
«Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.
Октябрь
Май
Сентябрь
Декабрь
Апрель
Февраль
Май
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
Социальный педагог В.М.Федорова
Учитель ИЗО А.С.Соснина
Школьный библиотекарь Л.И.Скворцова
Классные часы по программе «Мой выбор»
5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива»
7-8 кл. «Преступление и наказание»
9-11кл. «Права и обязанности в нашей жизни»
В течение года
Классные руководители
Общее руководство и контроль работы педколлектива по правовым вопросам
Помощь и проведение тематических классных часов по основным темам программы «Мой выбор»
Беседы с классными руководителями 1 – 11 классов. Темы:
Причины отклонений в поведении «трудных» учащихся,
Воспитание личности в коллективе,
Неблагополучные условия семейного воспитания,
Взаимодействие семьи и школы,
Работа с семьями повышенной конфликтности,
Детская агрессия и т.д.
В течение года
В течение года
Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко
ПРИЛОЖЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ
План мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков.
План работы по профилактике вредных привычек.
План работы по предупреждению наркомании и токсикомании.
Меры по предупреждению пропусков и прогулов уроков.
Меры по предупреждению общественно опасных деяний школьников.
Анастасия Павловна Романченко
Проект по правовому воспитанию «Большие права-маленьким детям»
Актуальность: последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Цель: способствовать формированию правового сознания детьми старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. провести ряд мероприятий с родителями и детьми по развитию правового мировоззрения и нравственных представлений
2. развивать коммуникативные навыки детей, познакомить их с правами, совершенствовать знания детей о социальных нормах
3. закрепить знания родителей о правах детей, сформировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу
4. воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к себе и окружающим людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель
Срок проведения: сентябрь - май
Режим проведения мероприятий: согласно составленного плана
Средства и формы организации: занятия, игры, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей, родительские собрания, совместные праздники
Ожидаемые результаты:
1. Формирование правового сознания детьми старшего дошкольного возраста
2. Восполнение знаний родителей о правах своих детей
3. Разработка конспектов занятий
План проведения мероприятий для детей старшей группы
Сентябрь
1. Занятие «Ты и твое имя»
Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию.
2. Чтение стихов на правовую тематику
Цель: познакомить детей со стихами на правовую тематику. Научить детей рассуждать и анализировать услышанные стихи.
3. Игры «Я имею право», «Колобок»
Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение. Работать над выразительностью речи.
4. Оформление папки-передвижки на тему «Права ребенка»
Цель: познакомить родителей с правами детей в наглядной форме.
Октябрь
1. Занятие «Моя семья»
Цель: воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Рассказать о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье.
3. Игры-ситуации
Цель: развивать связную, логическую речь. Помочь распознать ошибки. Беседа по услышанным ситуациям
4. Игры «Я должен», «Кукольный детский сад»
Цель: научить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Поддерживать стремление детей подражать работникам детского учреждения – их заботливому отношению к воспитанникам, умение находить выход из сложных ситуаций.
5. Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Цель: выяснить насколько полным является представление родителей о себе как о родителях, помочь сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Ноябрь
1. Занятие «Право на любовь»
Цель: познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать, воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям
2. Конкурс рисунков «Мама, папа, я – счастливая семья»
Цель: сделать выставку, сравнить работу, провести беседу по выставке
3. Чтение стихов о семье
Цель: научить детей анализировать услышанные стихи, выделять основную мысль.
4. Игры «Цепочка имен», «Взрослое имя»
Цель: способствовать социально-нравственному развитию, воспитывать чувство самоуважения к другим людям.
Декабрь
1. Занятие «Право ребенка на охрану здоровья»
Цель: рассказать детям о том, что каждый из них имеет право на охрану своего здоровья.
2. Чтение художественного произведения «Доверчивые глаза детей» Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, научить их выделять основную мысль.
3. Игра «Колобок»
Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.
4. Консультация родителей на тему «Семья глазами ребенка» Цель: дать родителям понять о том, что их дети воспринимают и переживают по поводу всего, что происходит у них в семье. Показать рисунки детей, объяснить родителям, что они обозначают.
Январь
1. Занятие «Право ребенка на образование»
Цель: довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.
2. Беседа на тему «Если чужой стучится в дверь»
Цель: учить детей открывать дверь, когда они одни только тем людям, которые живут с ними в одной квартире.
3. Чтение художественных произведений «Нет, уйду я насовсем!», «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»
Цель: познакомить в новыми произведениями, проанализировать их, сравнить.
4. Игра «Поводырь»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.
5. Деловая игра для родителей «Знаем ли мы права своих детей» Цель: проверить, уровень знания родителей прав своих детей.
Февраль
1. Занятие «Права и обязанности ребенка»
Цель: формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.
2. Чтение художественного произведения «Когда я буду взрослым» Цель: познакомить детей с новым произведением А. Кушнера. Провести беседу на эту тему, дать детям возможность представить себя взрослыми.
3. Индивидуальная работа с карточками, на которых изображены предметы опасные для жизни.
Цель: сформировать знание о том, что каждый ребенок имеет право на жизнь.
4. Родительское собрание «Воспитание ненасилием в семье» Цель: провести беседу с родителями по данной теме, дать родителям понять, как сказываются наказания на психике ребенка.
Март
1. Занятие «Право на защиту»
Цель: довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.
2. Чтение художественного произведения «Не отнимешь у ребенка» Познакомить с новым произведением, сравнить с тем, которое изучалось ранее, проанализировать его.
3. Игра «Все имеют равные права»
Цель: сформировать представление о правовом равенстве
4. Анкета для родителей на тему «Наказания в воспитании» Цель: выяснить какими принципами руководствуются родители, воспитывая своего ребенка.
Апрель
1. Занятие «Право на жилье и неприкосновенность жилища»
Цель: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.
2. Чтение художественного произведения «Как хорошо, что есть права!»
Цель: познакомить с новым произведением, научить анализировать его.
3. Индивидуальная работа по карточкам «Кто, где живет?»
Цель: закрепить в индивидуальной работе знания о праве на жилье.
4. Ознакомление родителей с документацией по правам ребенка Цель: познакомить родителей с документами по правам ребенка
Май
1. Занятие «Право на свободу»
Цель: познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на свободу; объяснить, что такое рабство; формировать понимание значимости свободы для человека.
2. Чтение художественного произведения «Закон пошел бродить по белу свету»
Цель: познакомить с новым художественным произведением, учить понимать его основную мысль. Анализ и синтез произведения. 3. Игра «Помоги себе сам»
Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
4. Викторина для проверки ЗУНов по правовому образованию Цель: проверить знания, умения и навыки у детей по правовому образованию.
5. Итоговое мероприятие
Цель: демонстрация детьми знания своих прав и обязанностей.
Считаем важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых. Всё это возможно реализовать в интересной работе – проекте “Откуда мы родом”.
Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.
Цели урока: познакомить ребёнка с собственными правами,привить интерес к истории рода на примере его семьи.
1. | Научные | 1.1. Помочь ребёнку изучить его
родословную. 1.2. Моделирование связи поколений. 1.3. Дать представление о правах. |
2. | Мировоззренческие | 2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих
правах. 2.2. Увидеть необыкновенное в обычном. 2.3. Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится). 2.4. Пофантазировать о будущей семье и жизни. |
3. | Духовно - нравственные | 3.1. Обогатить кругозор детей о семье
,
как части общества. 3.2. Дать понятие об обязанностях. 3.3. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей. 3.4. Учить получать радость от узнавания нового. 3.5. Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд. 3.6. Развивать эмоциональную сферу. 3.7. Показать связь поколений. 3.8. Привить уважение к своим предкам. |
4. | Практические | 4.1. Развивать воображение. 4.2. Познакомить с национальными особенностями быта. 4.3. Разработать собственные модели семьи. 4.4. Составить семейное древо. 4.5. Создать альбом родословных. 4.6. Провести праздник семьи. |
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов (свидетельство о рождении, паспорт);
- изготовление раздаточного материала для моделирования;
- “заготовка” семейного древа (рисунок на ватмане).
2. Исследовательский:
изучение истории семьи;3. Продуктивный:
- разработка собственных моделей семьи.
- составление семейного древа участниками проекта.
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- создание альбома родословных или оформление экспозиции родословных.
5. Защита проекта:
- проводится в ….г.,
- в виде собеседования с детьми.
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия родителей и детей;
- работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Работа по проекту оценивается:
- конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
- педагогами ДОУ.
Практический выход:
- изготовление “Семейного древа”;
- выставка альбомов родословных или экспозиция родословных ;
- проведение “Праздника семьи”;
- праздник национального подворья ;
- ярмарка семейного творчества.
Тематический план к проекту “Откуда мы родом”
(Составитель – Бережнова Ольга Ивановна, педагог высшей квалификационной категории, воспитатель подготовительной группы)
1 | Где мы отдыхали летом | Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых. | сентябрь |
2 | “7 – Я” | Разгадывание ребуса “7 – Я”. Рисование на тему “Моя семья”. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Оформление панно “Моя семья”. | |
3 | Я и моё имя | Беседа “По-разному зовутся дети” (о
праве ребёнка на имя). Игра “Полное и неполное имя”. Этюд “Назови ласково”. Изготовление именных карточек – визиток. |
|
4 | Новый год у ворот | Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”. | |
5 | Наша Родина - Россия | Беседа о праве ребёнка на гражданство. Экскурсия по выставке рисунков “Моя Родина”. Беседы о государственной символике. Беседа о берёзке – символе России. Слушание песен о Родине. Народные игры, народные промыслы, народные приметы. Праздник национального подворья. | |
6 | Защитники земли русской | Рассматривание картины В.Васнецова
“Богатыри”, беседа о защитниках Родины. Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Изготовление подарков папам, дедушкам. Спортивное развлечение “Вместе с папой”. |
|
7 | Хорошо рядом с мамой | Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды. | |
8 | “Мы живём, пока память жива…” | Встреча с фронтовиком, военнослужащим. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Проведение фотовыставки “Наши деды воевали…” (Фотографии из семейных альбомов. Беседа о праве детей жить в мире без войны. Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток, высаживание цветов на аллею детского сада. | |
9 | “Мой дом – моя крепость” | Беседа о праве ребёнка на жильё. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари для игры в “Семью”. | |
10 | Мой город и район, в котором я живу | Беседа “Город, где живут и работают
наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой
город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание
детьми домашнего адреса и адреса д/сада). Встреча
с интересными людьми: бабушками и дедушками –
ветеранами труда. Пешая экскурсия по району, семейная экскурсия по городу. Семейный праздник “Моя родословная”. |