Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей - это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель уделяет внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.

Проект «Маленьким детям-большие права»

Актуальность реализации проекта:

«Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы - дети!»

Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.

И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «право»;

Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта : семейный, групповой.

Проблема : дети не имеют достаточных знаний о своих правах.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Место проведения : МДОУДС №53 «Серебряное копытце».

Режим работы: во время и вне занятий.

Количество участников проекта : 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети-16 чел., родители-24 чел.

Возраст детей : 4 - 5 лет.

Форма проведения:

Игровая деятельность, беседы, просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Материал и оборудование: Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.

1 этап.

Постановка проблемы:

Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями - Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…» Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.

2 этап.

Ввод в игровую ситуацию.

Планируемая деятельность.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.

Дети хором говорят свои имена.

Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!

Дети отвечают.

Воспитатель: Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше! Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного. И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди.

Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.

3 этап.

Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

*** Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад», «Семья», «Школа», «В библиотеке».

Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.

*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.

*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».

Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.

Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:

Е. Благинина «Посидим в тишине».

Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».

Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».

Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.

3.3. Музыкально-театрализованная деятельность .

Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; «Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".

3.4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»

Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.

3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».

Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.

3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»

Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.

Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.

3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»

Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.

3.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

4. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа «Мы все равны».

4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».

4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»

4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»

4.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…»


Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей
(старшеклассников и студентов)
«Образование. Наука. Профессия»
­­­­­­­­_________________________________________________

Проект по правовому воспитанию
«Пути стимуляции правовой
Активности личности в рамках
Школьного социума»

Краткая аннотация проекта

Проект выполнила ученица 11 «Г» класса «Губернаторского лицея-интернатадля одаренных детей Оренбуржья» Герасимова Марина;

Работа направлена на создание условий для формирования правового сознания у детей школьного возраста;

Цель проекта: формирование правовой грамотности и правовой культуры у детей;

Реализация проекта осуществляется путем интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Проект направлен на усиление внимания к ребенку как к
личности, субъектусоциально-правовых отношений,
наделенному определенными правами. Многие
прогрессивные изменения в российском обществе,
социальные, политические и особенно правовые
предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество
остро нуждается в социально зрелых, свободных личностях,
обладающих правовыми знаниями.

Постановка проблемы

В современных условиях реформирования российской системы образованиявсе более важной представляется задача воспитания гражданственности у подрастающего поколения, формирование его активной жизненной позиции.
Эта проблема является многоаспектной и включает в себя следующие составляющие:
проблемы межнационального общения и возможности их решения в образовательных учреждениях;
правовая и нравственная культура будущего гражданина, идентификация личности как основаактивной гражданственной позиции;
формирование представления о безопасности жизнедеятельности и здоровом образе жизни у детей в изменяющихся социально-политических условиях современного российского социума;
воспитание гражданственности и патриотизма посредством целенаправленного общения и использования инновационных технологий воспитания гражданственности.

Актуальность данного проекта обусловлена тем,что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени, это возможность социальной активности. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нациясостоит не из людей, а из семей» (Д.С.Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином.

Проблемы правового образования не назовешь новой. В последнее десятилетие эта проблема живо обсуждается и педагогами, и юристами, и политиками. Понятно, что правовое образование становится важнейшим фактором построения правового государства и гражданского общества.Вместе с тем, сравнительно небольшой круг разработчиков этой проблематики рассматривает круг вопросов, связанных с правовым образованием как необходимость построения особого образовательного пространства – сферы. Решение проблемы я вижу в последовательном преобразовании именно пространства развития личности, позволяющего осуществить формирование активного правового ответственного поведения, начинаясо школьного возраста. Именно поэтому проект программы представляет собой технологическую разработку, включающую разнообразный учебно-методический аппарат. Отсюда следует важное значение этой разработки именно в современных условиях сегодняшней России, когда школа представляет собой почти единственное – детское место, в котором встреча взрослости и детства может порождать, формировать и закреплятьценности и способы эффективного правового, следовательно, гражданского поведения.

ПРОЕКТ «ТВОЙ ВЫБОР»

Ничипоренко

Елена Станиславовна,

заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №153

Т . 89137770933,

эл. почта: kat 68@ mail . ru

НОВОСИБИРСК, 2016

Раздел 1. Актуальность, цель и эффективность проекта

«Ничто так плохо мы не знаем,
как то, что каждый должен знать, - закон»

Оноре де Бальзак.

Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствия стремления отстаивать свои права у основной части населения.

Одной из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, в первую очередь молодежи, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое решение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности.

В последние годы в правовой сфере особенно остро выделяются две проблемы:

    Правовая неграмотность

    Правовой нигилизм.

Не исключение и наша школа. Уроки истории, права, обществознания еще как-то решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.

При анализе ситуации в данном направлении по школе №153, возник закономерный вопрос:

    Каким образом сформировать систему правового просвещения и воспитания в школе, чтобы эта деятельность была понятной и интересной детям, была практической и ориентированной на результат?

Мы пришли к выводу, что для формирования у школьников гражданской ответственности, способности к успешной социализации и правовому действию необходимо выстроить систему правового просвещения и воспитания через деятельностный подход к формированию правосознания несовершеннолетних.

Так в учреждении родилась идея долгосрочного проекта «Твой выбор» по правовому воспитанию и образованию школьников.

Цель проекта : обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий, необходимых для развития гражданско-правового образования школьников, формирования современного правового мышления; повышение правовой компетенции обучающихся МБОУ СОШ №153, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи проекта

    Развитие образовательной деятельности учащихся, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений на основе развития интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях.

    Формирование осознанного правового поведения молодежи.

    Содействие интеграции правовых знаний с другими дисциплинами, с личным опытом учащихся, развитие всех форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе.

    Популяризация идей Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий

    Мотивация участников проекта на изучение документов о правах человека, законов, на практическую деятельность в рамках проблемы через организацию значимой для школьников деятельности

    Повышение профессионального уровня педагогических кадров, работающих по реализации проекта. Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.

    Интеграция участников деятельности по реализации проекта в гражданско-правовое сообщество. Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями.

    Выстраивание совместной образовательной и творческой деятельности участников проекта

    Распространение передового опыта по вопросам правового просвещения и воспитания

Механизм реализации проекта

Поставленные цели для реализации проекта решаются посредством проведения массовых мероприятий с учетом возрастных групп и с привлечением социальных партнеров школы.
Основные направления проведения мероприятий - этико-правовое, нравственно-патриотическое.
Методы работы предусматривают проведение бесед, обзоров, часов информации, правовых уроков, обсуждение книг и статей правовой тематики, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, юристами, специалистами, проведение конкурсов рисунков, оформление стендов, правовых уголков, создание и выпуск малых форм библиографии (памятки, буклеты, брошюры, закладки и т.д)

Условия реализации проекта

    Создание в школе модели гражданско-правового образования

    Создание условий внедрения модели

    Изучение и внедрение форм гражданско-правового образования

    Разработка и проведение отдельных событий и акций

    Создание целевой системы социального и образовательного партнерства

    Создание информационно – образовательной среды гражданско-правового образования


Ожидаемые результаты реализации проекта

    Создание эффективной модели гражданско-правового образования.

    Создание адекватного ресурсного обеспечения функционирования и развития модели.

    Позитивные изменения в характеристиках личности участников проекта (учащихся, педагогов).

    Повышение квалификации педагогических кадров в области права.

Критерии эффективности проекта (мониторинг его реализации)

    Соответствие созданной модели характеристикам гражданско-правового образования .

    Наличие образовательной деятельности, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений (анализ учебного плана школы).

    Сформированность у обучающихся интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях, осознанного правового поведения (проведение анкетирования «Ценностные ориентации молодежи»).

    Удовлетворенность участием в проекте учащихся, педагогов, родителей.

    Повышение профессионального уровня педагогических кадров, освоение методики гражданско-правового воспитания и обучения учащихся (анализ участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, связанных с проблемой гражданско-правового образования)

    Развитие форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе (создание методического портфеля по теме)

    Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями для улучшения работы по гражданско-правовому образованию (ТОС «Заря», ОМС Дзержинского района, Совет ветеранов Дзержинского района и др.)

    Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.

    Успешное участие учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, связанных с темой гражданско-правового образования (статистические данные участия прикладываются в приложении)

Циклограмма мониторинговых процедур

Раздел 2.

МБОУ СОШ №153

    уважения к праву,

Сферы реализации проекта

Раздел 2. Структура гражданско-правового образования

МБОУ СОШ №153

Гражданско-правовое образование – это находящаяся в рамках учебно-воспитательного процесса и организованная на идеи права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у школьников

    уважения к праву,

    собственных представлений и установок, основанных на современных демократических и правовых ценностях общества,

    компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Исходя из этого, гражданское образование понимается нами не как реализация отдельных учебных дисциплин либо некий комплекс мероприятий, а как системный, направленный на достижение общей цели процесс деятельности образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.

Сферы реализации проекта : урочная и внеурочная деятельность, социальная практика.

Характеристика структ у рных элементов модели гражданско-правового образования.

Учебная деятельность:

    Курсы по выбору для учащихся 8-9-х классов: «Учимся защищать свои права!», «Экономика человека». В рамках изучения данных курсов учащиеся приобретают базовые навыки, обеспечивающие успешное действие подростка в реальных правоотношениях и ситуациях, получают основы правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве

    Проведение интегрированных уроков права, истории, обществознания

Внеурочная деятельность

    Организация и сопровождение исследовательской деятельности учащихся школы по гражданско-правовому образованию в школьном научном обществе учащихся,

    Включение в планы воспитательной работы классных руководителей гражданско-правового воспитания как одного из направлений деятельности: проведение классных часов, акций, КТД

    Встречи с представителями юридических профессий, экскурсии

    Проведение со старшеклассниками деловых игр, круглых столов по актуальным общественным проблемам, в том числе с приглашением представителей правоохранительных органов

    Реализация в школе программ гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности («Я – гражданин России», «Возрождение»).

Включение в реализацию проекта:

    Совета учреждения

    Органов ученического самоуправления (ДУОС «Новая Эра»)

    Членов ОМС Дзержинского района – учащихся школы

Раздел 3. Механизм реализации проекта

3.1. Этапы реализации проекта:

I этап. 2055-20016 учебный год. Проектирование и апробация программы.

Разработка и введение курсов по выбору «Учимся защищать свои права!» для учащихся 8-х классов, «Экономика человека» для 9-х классов.

Создание модели гражданско-правового образования учащихся,

Внесение корректив в планы воспитательной работы с выделением в них гражданско-правового направления.

Совершенствование модели ученического самоуправления в школе и моделей самоуправления в классах.

Разработка мониторинговых процедур.

II этап. 2016-2018 годы. Продуктивная реализация проекта.

Реализация социальных проектов гражданско-правового направления, организация исследовательской деятельности учащихся.

Расширение сферы социального партнерства, увеличение количества учащихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах.

Повышение квалификации педагогов, освоение методов и приемов интерактивного обучения.

III этап. 2018-2019 учебный год. Анализ реализации проекта . Коррекция модели

Анализ результатов реализации проекта.

Закрепление результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Активная демонстрация педагогического опыта

3.2. Для реализации проекта гражданско-правового образования в школе используются следующие механизмы:

- изучение Государственного заказа, нормативно-правовых документов о гражданско-правовом образовании, его месте в «Концепции модернизации Российского образования до 2020 года»

Диагностика родительского и ученического заказа, выявление высокого интереса к общественным дисциплинам

Классные руководители

Внесение корректив в программу воспитания учащихся, с целью выделения гражданско-правового образования учащихся как одного из направлений воспитательной работы. Внесение корректив в планирование работы классных руководителей

Родители учащихся

- Формирование родительского заказа на изучение общественных дисциплин

Участие в разработке и реализации социальных проектов

Сопровождение детей в образовании

Повышение собственной гражданско-правовой компетентности

Литература

    Воспитать человека. Составители: В.А. Березина, Л.И. Виноградова. Москва: «Вентана-Граф», 2003г.

    Правовая неотложка. Методическое пособие/ И.Р.Филатова, Е. М. Чигвинцева. – Ижевск, 2007. (Практикум. Выпуск 7)

    Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право. 2012. N 3.

    Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности /И.И. Евтушенко //Социально- гуманитарные знания. – 2011.

    Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклас. мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е. А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007.

    Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик, А. А. Петрикевич, И. А. Царик. - Минск: Университетское, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по правовому воспитанию

МБОУ СОШ №153 на 2015-2016 учебный год

Цель: Добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания. Расширить кругозор учащихся по вопросам правовой культуры.

Задачи:

    Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.

    Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.

    Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.

    Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, ОПДН) в работе с подростками, НАХОДЯЩИМИСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

    Обеспечение социальной защиты детей и подростков.

2. Изучение

Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,

Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,

Конвенции ООН «О правах ребенка»,

Семейного Кодекса РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми),

Уголовного кодекса РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках)

В течение года

Организация взаимодействия администрации школы с

    классными руководителями, методобъединениями, малым и большим педсоветами,

    инспекторами по делам несовершеннолетних,

    комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Дзержинского района,

    наркологическим диспансером,

    психологическими службами города и района

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Работа с учащимися

Первый уровень:

    индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,

    классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Учителя начальных классов

Второй уровень:

профилактические беседы,

    классные часы о воспитании личности в

коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» и т.д.

В течение года

По необходимости

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Классные руководители

Третий уровень:

    индивидуальные разъяснительные и

профилактические беседы,

    классные часы о нравственном воспитании

личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», «Любовь и дружба. Свобода половых отношений», «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Я –

гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д.

    индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги.

В течение года

По необходимости

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Учащиеся, состоящие на различных видах учета

    оформление картотеки,

    подбор документов на учащихся для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,

    групповая работа психолога с учащимися (психологические тренинги),

    посещение уроков с целью контроля за дисциплиной и успеваемостью проблемных подростков,

    большие и малые педсоветы в особо трудных случаях,

    посещение учащихся на дому,

    беседы с родителями.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Опекаемые дети:

    оформление картотеки,

    вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, секций, студий, факультативов и т.д.),

    индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,

    посещение на дому с целью составления актов обследования условий,

    встречи и беседы с опекунами,

    индивидуальная работа психолога с учащимися и опекунами.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

1 раз в четверть

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Работа с родителями

Родительские собрания:

    в классах совместно с ОПДН УВД Дзержинского района по вопросу «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми»,

    проведение анкеты-опроса среди родителей,

    «Система работы школы по предупреждению правонарушений»,

    «Занятость детей в кружках, факультативах»,

    «Готовность родителей к кризисам своих детей» (5-8классы).

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Неблагополучные семьи и семьи, дети которых стоят на учете в КДН:

    своевременное выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,

    оформление картотеки по неблагополучным семьям,

    проведение малых и больших педсоветов,

    встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,

    подбор литературы для родителей,

    проведение рейдов в семьи,

    подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,

    индивидуальные психологические беседы, консультации, тренинги.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Мониторинги, обследования

    «Занятость детей и подростков в свободное от уроков время»,

    «Подросток и вредные привычки»,

    «Уровень тревожности»,

    «Уровень агрессии»,

    «Подросток и его профессиональные интересы» и т.д.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Наглядная агитация

    Выставки тематической литературы:

    «Права человека и права ребенка»,

    «Предупреждение вредных привычек у подростков».

    Оформление тематических стендов:

    «Подросток вышел на улицу»,

    «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,

    «Толерантность в правовом государстве».

    Конкурсы плакатов:

    «Я выбираю жизнь!»

    «Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.

Октябрь

Май

Сентябрь

Декабрь

Апрель

Февраль

Май

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Учитель ИЗО А.С.Соснина

Школьный библиотекарь Л.И.Скворцова

Классные часы по программе «Мой выбор»

5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива»

7-8 кл. «Преступление и наказание»

9-11кл. «Права и обязанности в нашей жизни»

В течение года

Классные руководители

Общее руководство и контроль работы педколлектива по правовым вопросам

    Помощь и проведение тематических классных часов по основным темам программы «Мой выбор»

    Беседы с классными руководителями 1 – 11 классов. Темы:

    Причины отклонений в поведении «трудных» учащихся,

    Воспитание личности в коллективе,

    Неблагополучные условия семейного воспитания,

    Взаимодействие семьи и школы,

    Работа с семьями повышенной конфликтности,

    Детская агрессия и т.д.

В течение года

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

ПРИЛОЖЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ

    План мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков.

    План работы по профилактике вредных привычек.

    План работы по предупреждению наркомании и токсикомании.

    Меры по предупреждению пропусков и прогулов уроков.

Меры по предупреждению общественно опасных деяний школьников.

Анастасия Павловна Романченко
Проект по правовому воспитанию «Большие права-маленьким детям»

Актуальность: последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Цель: способствовать формированию правового сознания детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. провести ряд мероприятий с родителями и детьми по развитию правового мировоззрения и нравственных представлений

2. развивать коммуникативные навыки детей, познакомить их с правами, совершенствовать знания детей о социальных нормах

3. закрепить знания родителей о правах детей, сформировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу

4. воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к себе и окружающим людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель

Срок проведения: сентябрь - май

Режим проведения мероприятий: согласно составленного плана

Средства и формы организации: занятия, игры, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей, родительские собрания, совместные праздники

Ожидаемые результаты:

1. Формирование правового сознания детьми старшего дошкольного возраста

2. Восполнение знаний родителей о правах своих детей

3. Разработка конспектов занятий

План проведения мероприятий для детей старшей группы

Сентябрь

1. Занятие «Ты и твое имя»

Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию.

2. Чтение стихов на правовую тематику

Цель: познакомить детей со стихами на правовую тематику. Научить детей рассуждать и анализировать услышанные стихи.

3. Игры «Я имею право», «Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение. Работать над выразительностью речи.

4. Оформление папки-передвижки на тему «Права ребенка»

Цель: познакомить родителей с правами детей в наглядной форме.

Октябрь

1. Занятие «Моя семья»

Цель: воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Рассказать о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье.

3. Игры-ситуации

Цель: развивать связную, логическую речь. Помочь распознать ошибки. Беседа по услышанным ситуациям

4. Игры «Я должен», «Кукольный детский сад»

Цель: научить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Поддерживать стремление детей подражать работникам детского учреждения – их заботливому отношению к воспитанникам, умение находить выход из сложных ситуаций.

5. Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Цель: выяснить насколько полным является представление родителей о себе как о родителях, помочь сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Ноябрь

1. Занятие «Право на любовь»

Цель: познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать, воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям

2. Конкурс рисунков «Мама, папа, я – счастливая семья»

Цель: сделать выставку, сравнить работу, провести беседу по выставке

3. Чтение стихов о семье

Цель: научить детей анализировать услышанные стихи, выделять основную мысль.

4. Игры «Цепочка имен», «Взрослое имя»

Цель: способствовать социально-нравственному развитию, воспитывать чувство самоуважения к другим людям.

Декабрь

1. Занятие «Право ребенка на охрану здоровья»

Цель: рассказать детям о том, что каждый из них имеет право на охрану своего здоровья.

2. Чтение художественного произведения «Доверчивые глаза детей» Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, научить их выделять основную мысль.

3. Игра «Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

4. Консультация родителей на тему «Семья глазами ребенка» Цель: дать родителям понять о том, что их дети воспринимают и переживают по поводу всего, что происходит у них в семье. Показать рисунки детей, объяснить родителям, что они обозначают.

Январь

1. Занятие «Право ребенка на образование»

Цель: довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.

2. Беседа на тему «Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они одни только тем людям, которые живут с ними в одной квартире.

3. Чтение художественных произведений «Нет, уйду я насовсем!», «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»

Цель: познакомить в новыми произведениями, проанализировать их, сравнить.

4. Игра «Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

5. Деловая игра для родителей «Знаем ли мы права своих детей» Цель: проверить, уровень знания родителей прав своих детей.

Февраль

1. Занятие «Права и обязанности ребенка»

Цель: формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

2. Чтение художественного произведения «Когда я буду взрослым» Цель: познакомить детей с новым произведением А. Кушнера. Провести беседу на эту тему, дать детям возможность представить себя взрослыми.

3. Индивидуальная работа с карточками, на которых изображены предметы опасные для жизни.

Цель: сформировать знание о том, что каждый ребенок имеет право на жизнь.

4. Родительское собрание «Воспитание ненасилием в семье» Цель: провести беседу с родителями по данной теме, дать родителям понять, как сказываются наказания на психике ребенка.

Март

1. Занятие «Право на защиту»

Цель: довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.

2. Чтение художественного произведения «Не отнимешь у ребенка» Познакомить с новым произведением, сравнить с тем, которое изучалось ранее, проанализировать его.

3. Игра «Все имеют равные права»

Цель: сформировать представление о правовом равенстве

4. Анкета для родителей на тему «Наказания в воспитании» Цель: выяснить какими принципами руководствуются родители, воспитывая своего ребенка.

Апрель

1. Занятие «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Цель: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

2. Чтение художественного произведения «Как хорошо, что есть права!»

Цель: познакомить с новым произведением, научить анализировать его.

3. Индивидуальная работа по карточкам «Кто, где живет?»

Цель: закрепить в индивидуальной работе знания о праве на жилье.

4. Ознакомление родителей с документацией по правам ребенка Цель: познакомить родителей с документами по правам ребенка

Май

1. Занятие «Право на свободу»

Цель: познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на свободу; объяснить, что такое рабство; формировать понимание значимости свободы для человека.

2. Чтение художественного произведения «Закон пошел бродить по белу свету»

Цель: познакомить с новым художественным произведением, учить понимать его основную мысль. Анализ и синтез произведения. 3. Игра «Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

4. Викторина для проверки ЗУНов по правовому образованию Цель: проверить знания, умения и навыки у детей по правовому образованию.

5. Итоговое мероприятие

Цель: демонстрация детьми знания своих прав и обязанностей.

Считаем важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых. Всё это возможно реализовать в интересной работе – проекте “Откуда мы родом”.

Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.

Цели урока: познакомить ребёнка с собственными правами,привить интерес к истории рода на примере его семьи.

1. Научные 1.1. Помочь ребёнку изучить его родословную.
1.2. Моделирование связи поколений.
1.3. Дать представление о правах.
2. Мировоззренческие 2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
2.2. Увидеть необыкновенное в обычном.
2.3. Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится).
2.4. Пофантазировать о будущей семье и жизни.
3. Духовно - нравственные 3.1. Обогатить кругозор детей о семье , как части общества.
3.2. Дать понятие об обязанностях.
3.3. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
3.4. Учить получать радость от узнавания нового.
3.5. Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд.
3.6. Развивать эмоциональную сферу.
3.7. Показать связь поколений.
3.8. Привить уважение к своим предкам.
4. Практические 4.1. Развивать воображение.
4.2. Познакомить с национальными особенностями быта.
4.3. Разработать собственные модели семьи.
4.4. Составить семейное древо.
4.5. Создать альбом родословных.
4.6. Провести праздник семьи.

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объектов изучения;
  • подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов (свидетельство о рождении, паспорт);
  • изготовление раздаточного материала для моделирования;
  • “заготовка” семейного древа (рисунок на ватмане).

2. Исследовательский:

изучение истории семьи;
  • ознакомление с особенностями национального характера, костюмами, предметами быта;
  • ознакомление с правами ребёнка .
  • 3. Продуктивный:

    • разработка собственных моделей семьи.
    • составление семейного древа участниками проекта.

    4. Заключительный:

    • обобщение результатов работы;
    • создание альбома родословных или оформление экспозиции родословных.

    5. Защита проекта:

    • проводится в ….г.,
    • в виде собеседования с детьми.

    Способы организации работы:

    • принцип добровольности участия родителей и детей;
    • работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
    • воспитанники работают под руководством педагога.

    Работа по проекту оценивается:

    • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
    • педагогами ДОУ.

    Практический выход:

    • изготовление “Семейного древа”;
    • выставка альбомов родословных или экспозиция родословных ;
    • проведение “Праздника семьи”;
    • праздник национального подворья ;
    • ярмарка семейного творчества.

    Тематический план к проекту “Откуда мы родом”

    (Составитель – Бережнова Ольга Ивановна, педагог высшей квалификационной категории, воспитатель подготовительной группы)

    1 Где мы отдыхали летом Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых.

    сентябрь

    2 “7 – Я” Разгадывание ребуса “7 – Я”. Рисование на тему “Моя семья”. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Оформление панно “Моя семья”.
    3 Я и моё имя Беседа “По-разному зовутся дети” (о праве ребёнка на имя).
    Игра “Полное и неполное имя”.
    Этюд “Назови ласково”.
    Изготовление именных карточек – визиток.
    4 Новый год у ворот Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”.
    5 Наша Родина - Россия Беседа о праве ребёнка на гражданство. Экскурсия по выставке рисунков “Моя Родина”. Беседы о государственной символике. Беседа о берёзке – символе России. Слушание песен о Родине. Народные игры, народные промыслы, народные приметы. Праздник национального подворья.
    6 Защитники земли русской Рассматривание картины В.Васнецова “Богатыри”,

    беседа о защитниках Родины. Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Изготовление подарков папам, дедушкам. Спортивное развлечение “Вместе с папой”.

    7 Хорошо рядом с мамой Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
    8 “Мы живём, пока память жива…” Встреча с фронтовиком, военнослужащим. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Проведение фотовыставки “Наши деды воевали…” (Фотографии из семейных альбомов. Беседа о праве детей жить в мире без войны. Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток, высаживание цветов на аллею детского сада.
    9 “Мой дом – моя крепость” Беседа о праве ребёнка на жильё. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари для игры в “Семью”.
    10 Мой город и район, в котором я живу Беседа “Город, где живут и работают наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада). Встреча с интересными людьми: бабушками и дедушками – ветеранами труда.

    Пешая экскурсия по району, семейная экскурсия по городу. Семейный праздник “Моя родословная”.