Приступая к анализу образа Петра Гринева, главного действующего лица семейной хроники, следует прежде всего обратить внимание на особое место Гринева в произведении. Это не только одно из главных действующих лиц, но и «автор» записок, повествователь. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX в.), «просвечивает» и лицо подлинного автора «записок) — Пушкина. В какой-то степени в суждениях о жизни, в отношениях рассказчика к событиям нет-нет и проявится чисто пушкинское восприятие действительности.

Трудно, да и не имеет смысла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор, но отдавать себе отчет в сложности образа Гринева следует. Одинаково ошибочным было бы и отождествлять взгляды Гринева с мировоззрением Пушкина (оно неизмеримо серьезнее, прогрессивнее, глубже; Гринев очень прост и ограничен), и полностью игнорировать в гриневском мировосприятии какие-то элементы пушкинских взглядов на жизнь (например, в суждениях Гринева о людях, с которыми он сталкивается, в некоторых суждениях о Пугачеве, в оценках им правительственного лагеря борющихся сил).

Заметим еще, что в композиции образа Гринева с самого начала повествования взята установка на ясность и простоту. Постой рассказ-повествование об интересных и не совсем обыкновенных приключениях молодости. Много событий, мало размышлений. Психология передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Эта простота, безыскусственность, впрочем, свойственна прозе Пушкина вообще. При анализе образа Гринева надо все это учитывать. И не упускать из вида различие двух точек зрения на изображаемые события: точки зрения рассказчика и точки зрения Пушкина. При меры будут указаны ниже.

Раскрытие героя в последовательно развивающихся событиях жизни, в поступках, в отношениях к окружающим людям, приводит нас к плану анализа :

1) детство и юность, среда, воспитавшая героя;

2) проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь;

3) отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости;

4) история любви к Марье Ивановне и

5) история отношений с Пугачевым (характер развивается и проявляется в полной мере и определяются взгляды на жизнь);

6) заключительное обобщение: основные черты личности героя, типичность образа, место его в композиции романа.

Говоря о детстве и юности Гринева, следует обратить внимание на различные влияния, воздействовавшие на него и формировавшие его личность. Отец — премьер-майор в отставке, ограниченный и властный помещик и глава семьи, в то же время отличается строгим отношением к вопросам морали, внушает сыну высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении, офицерскую службу считает не средством для устройства карьеры, а долгом дворянина перед государством.

Его рассуждения о Петербурге, о продвижении по службе бывших его товарищей отдают духом некоей оппозиции к порядкам, установившимся в сферах, близких к правительству и двору. Все это оказывает свое воздействие на сына. О матери Петра Гринева сказано немного, но облик любящей и заботливой женщины, кроткой и нежной, возникает и из того немногого, что мы о ней узнаем. Ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра Гринева.

Француз Бопре «в отечестве своем был парикмахером», его «выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Фигура колоритная и вполне типичная, затрагивающая хорошо знакомую учащимся по «Недорослю», «Горю от ума» и «Евгению Онегину» тему.

Большое место в воспитании Петра Гринева занимал, очевидно, крепостной дядька Савельич, честный, умный и грамотный человек, но, однако, весьма ограниченный. В его образе отражено вековое рабское положение дворовых слуг. Таковы люди, окружавшие Петра Гринева. Образ жизни Петра Гринева в родительском доме типичен для дворянского недоросля: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни», — говорит отец. Первые шаги самостоятельной жизни (эпизод с 3уриным) выявляют черты формирующейся личности. Учащиеся без труда в них разберутся, вспомнив поведение Гринева. Здесь и легкомыслие, и грубость помещичьего сынка по отношению к старому преданному слуге («Я твой господин, а ты мой слуга»): в то же время в стремлении отдать деньги, долг, казалось бы, не очень серьезный — проигрыш в биллиардной игре — мы видим определенное представление о необходимости держать слово, о честности. Вслед за этим — сердечный разговор и мировая с Савельичем, раскрывающая в Гриневе сердечность и доброту.

Что дает для развития образа Гринева рассказ о его мирной жизни в Белогорской крепости? Отметим, что семья Мироновых как нельзя лучше пришлась ему по душе: простота, добродушие, скромность и непритязательность, сердечность и искренность отношений — все это не может не действовать на Гринева. Его умственные запросы невелики, отношение к службе идет по формуле «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» .

Гринева мало беспокоит, что «в богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов и что единственная пушка забита камушками и сором. Но в подтексте читатель чувствует отношение автора романа к описываемому: плохо поставлено дело охраны окраин огромной империи. Это — один из примеров наличия двух углов зрения в изображении действительности. От нечего делать Гринев читает французские книги, взятые у Швабрина (оказывается, и Бопре кое на что пригодился).

Зарождающаяся любовь к Маше Мироновой вызывает стремление к поэтическим занятиям. «Опыты мои для тогдашнего времени были изрядны»,- повествует рассказчик, и при водит образец: Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть … и т. д. Стихи плохие. Пушкин взял их из сборника, изданного ни. Новиковым: «Новое и полное собрание российских песен» , 1 780 — 1 781 гг., несколько изменив отдельные строчки. Один из исследователей замечает: «Стихотворение относится к тем, которые Пушкин в «Истории села Горюхина» охарактеризовал как сочиняемые «солдатами, писарями и боярскими слугами». Как видим, заурядность героя неоднократно отмечается в ходе повествования. Он не поражает нас ни блестящим умом, ни необыкновенными, стремлениями, ни сильными страстями. Его привлекательность не в этом.

Родители Петра являются второстепенными персонажами повести «Капитанская дочка ».

Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были помещиками, в их владении было много крепостных. Семья их была порядочной и состоятельной, пристрастия к крепким напиткам они не имели.

Петр был их единственным сыном, остальные их дети умерли во младенчестве. У Андрея Петровича был твердый характер, сына он воспитывал в строгости. Если он принимал решения, то тот час же приступал к их исполнению.

Мать Петра любила готовить и заниматься рукоделием. Она нежно относилась к сыну и всегда поддерживала его.

Когда Петр подрастает, отец принимает решение отправить его на службу. Несмотря на имеющиеся связи, он отправляет сына не в Петербург, а в глухую крепость. Он хочет, чтобы сын научился жизни, а не тратил время на развлечения.

Родители любят Петра и волнуются за него. Когда они узнали, что их сына ранили на дуэли, они тут же отреагировали. Мать от переживаний заболела, а отец отчитал сына.

Узнав из письма о том, что сын хочет жениться, отец рассердился, а мать как всегда поддержала решение сына.

Они были честными людьми. Когда невеста сына Маша, приехала к ним, они приняли её как родную дочь. Несмотря на то, что отец изначально был против женитьбы сына, они не отвернулись от осиротевшей девушки. Родители Петра окружили её заботой, теплотой и лаской.

Страшная новость о том, что сын арестован и его обвиняют в измене родине, подкосила их. Они не могли в это поверить, честь для них была превыше всего. Отец Петра, будучи человеком гордым и сдержанным, впал в отчаяние. Авдотья Васильевна как могла, поддерживала его. Она старалась не расстраивать мужа и не показывала ему своих слез.

В конце повести Петра Гринева оправдывают и выпускают из - под ареста. До конца своих дней он чтил традиции своей семьи и берег честь их фамилии.

Читая повесть, невольно проникаешься духом семьи Гриневых. Родители Петра заслуживают уважения, они достойные и честные люди.

Как Петр Гринев относится к своим родителям

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» родители Петра Гринева являются второстепенными персонажами. Глава семьи – Андрей Петрович. Когда – то он служил премьер – майором, теперь был в отставке. Мать Петра - Авдотья Васильевна была родом из бедных, но порядочных дворян. Отец Петра всегда держал слово, был верен своим решениям и никогда их не менял. И отец, и мать Петра были людьми интеллигентными, образованными и культурными. Андрей Петрович любил читать Придворный календарь и комментировать прочитанное. Авдотья Васильевна занималась рукоделием, хозяйничала на кухне, потчевала близких блюдами национальной кухни. Она очень любила единственного выжившего сына - Петра и называла его Петруша.

В семье Гриневых царил незыблемый патриархальный порядок. Любое слово отца было законом для всей семьи и выполнялось неукоснительно. Андрей Петрович был для Петра авторитетом.

Петр Гринев любил своих родителей и относился к ним с уважением . Он получил строгое воспитание и зная характер отца и его непоколебимость он его даже побаивался. Вырос Петр в любящей семье, в которой царила забота. Присматривал за ним преданный семье Гриневых Савельич, который был бывшим стремянным. Он не пил и был очень грамотным.

Отец хотел, чтобы Петр стал офицером, настоящим воином. Несмотря на то, что у него была возможность отправить сына служить в Петербург он решил, что местом службы станет глухая крепость. Сделал он это с той целью, чтобы сын узнал, что такое настоящая жизнь, а не соблазнялся различными развлечениями.

Основной темой произведения является проблема долга и честь. Каждый из героев по – своему проявляет эти качества. Петр несмотря на обстоятельства следует нареканиям отца и бережет честь смолоду. Единственное исключение, когда Петр был готов пойти против воли отца это его чувства к капитанской дочке, которую он хотел взять в жены. Прочитав в письме сына о его желании взять Марью Ивановну Миронову в жены отец разгневался, а мать, как и всегда была на стороне сына.

Влияние родителей на то, как себя вел Петр и на его мировоззрение было существенным. Эмоциональная и духовная связь Петра с родным домом незримая, но надежная и неразрывная. Он старался быть достойным сыном своего отца и не запятнать фамилии, хранить семейные традиции и стать наследником, которым Гринев – старший мог бы гордиться. В итоге сын оправдал ожидания своего отца и сумел защитить честь семьи.

Сочинение Родители Гринева (Капитанская дочка)

В произведении «Капитанская дочка», родители главного героя Петра занимают роль второстепенных персонажей. Главой семейства является Гринёв Андрей Петрович, отставной майор. Матерью Петра является потомственная дворянка, Гринёва Авдотья Васильевна, вышедшая из большого и известного рода. Семья Гринёвых отличалась исключительной порядочностью и высокими манерами, в их подчинении находилось множество крепостных крестьян.

Пётр Гринёв являлся их единственным отпрыском. Остальным же детям Гринёвых не суждено было дожить до зрелых лет. Воспитанием мальчика занимались оба родителя, однако каждый прививал Петру свои качества.
Так к примеру, отец, Андрей Петрович, отличался исключительно жёстким характером. И приучал сына быть истинным мужчиной, который постоит за свою честь и честь Императрицы.

Мать же наоборот, очень любила сына, по-своему не как, это делал отец. Она очень внимательно относилась к его чувствам и во всем поддерживала.

Желая, чтобы из Петра вырос истинный защитник и настоящий человек, Андрей Петрович, несмотря на имеющие у него связи, отправляет юношу проходить службу в дали от города. Так, по его мнению, Пётр познает настоящую жизнь, а не будет её глупо растрачивать на городские развлечения. Несмотря на твердость в характере, отец очень переживает о сыне, когда до него доходят известия о дуэли, в которой ранили Петра.

Узнав о чувствах сына, родители первое время были категорически против этого союза. Они считали, что ему пока рано заводить семью и, что на месте его спутницы должна быть другая девушка из хорошего рода. Однако, когда они познакомились с Марией поближе их мнение, кардинально поменялось. Они приняли её в свою семью, как родную дочь. Родители Петра очень ценили Маши и всячески за ней ухаживали и оберегали.

Несмотря на все невзгоды и несчастья Петр всё же уберёг честь семьи. И до конца своих дней почитал своих родителей и соблюдал все традиции его семьи и рода.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Гончарова Обрыв

    Жанровая направленность произведения представляется в виде реалистического психологического романа, основной тематикой которого становится изображение конфликта старого и нового общественных укладов.

  • С самого рождения начинается обучение человека. У кого-то оно длится до конца жизни. Есть разные способы обучения, но часто для этого мы используем книги. Ведь книга – это наш главный источник знаний.

  • Грех в Грозе Островского (тема греха и покаяния) сочинение

    Драма «Гроза» позволяет читателям познакомиться с «тёмным царством» и «лучом света». Атмосфера домостроя присутствует в течение всей сюжетной игры пьесы. Так какие же грехи являются поистине злом человеческим

  • Сочинение Главные герои рассказа Хамелеон (характеристика, Чехов)

    Главный герой рассказа – полицейский Очумелов. Именно его автор иронично сравнивает с хамелеоном. Учиненное этим надзирателем расследование преисполнено противоречивыми подходами к оценке ситуации

  • Сочинение Что значит быть «благодарным сыном»?

    Все ли одинаково понимают слово – благодарность? Дарить благо, значит, безвозмездно делится хорошим чем – то, быть признательным за поступок. Все грани характера, как позитивные, так и отрицательные закладываются в человеке

Жизнь петруши в родительском доме(описание)

  • Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для
    помещичьих семей того времени. Его наставниками были дворовый дядька
    Савельич и французский па рикмахер Бопре, выдававший себя за учителя.
    Еще до рождения он «был записан в Семеновский полк сержантом». Понятно,
    что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить
    очень глубокого и основательного образования. Он «выучился русской
    грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Поскольку
    один из его наставников был французом, разумеется, Петр в определенных
    пределах изучил родной язык своего учителя. В родительском доме он жил
    беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо
    проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «Я жил
    недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
    Отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына -
    пора тому оправляться на службу. Юноша в восторге, он уже предвкушает
    жизнь в Петербурге, полную веселья и удовольствий. Однако отец понимает,
    что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии
    ничего не даст: «Чему он научится, служа в Петербурге? мотать да
    повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет
    солдат, а не шаматон». Итак, все блестящие надежды молодого человека
    рушатcя: вместо Петербурга он отправляется в Оренбург, а оттуда его
    направляют в Белогорскую крепость. Все это вызывает уныние в душе юноши:
    «...к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии
    сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на
    границу киргиз-кайсацких степей!.. »
    днако воля отца для Петра, как и
    для большинства молодых людей того времени - закон; с ней нельзя
    спорить, ей можно только безропотно покориться. Перед разлукой отец
    напутствует сына; в немногих сказанных им словах заключен огромный
    смысл, он кратко, но емко говорит о том, в чем же состоит честь
    дворянина. Несмотря на свою молодость и свойственное этому возрасту
    легкомыслие, юноша навсегда запомнит слова отца и не изменит его
    заветам: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их
    лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не
    отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно
    преображается личность его героя. От природы в нем заложено много
    достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в
    жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти
    мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за
    свои поступки.

  • Первая же глава повести даёт чёткое представление о жизни Гринёва в родительском доме.

    В его отце уживались высокие представления о чести и долге дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника. Мягкая, но безвольная мать; честный и преданный недалёкий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познания по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить о «свойствах борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге.

    Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, пусть и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринёв научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

    Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома, это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию. Две стороны характера раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и «вожатым». Мечта о весёлой и беззаботной жизни исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь стыдом и раскаянием, зато встреча с «вожатым» даёт толчок проснуться в душе Гринёва тому хорошему, что вынес герой из родительского дома.

    Наказы отца:
    Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
    Служи верно, кому присягнёшь.
    Береги платье снову, а честь смолоду.
    Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы.
    Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.
    Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.
    Ну если это Гринёв?!

Тема Дома

в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Дом Гринёвых - жизненная и нравственная крепость с глубокими и мощными нравственными корнями.

План:

1.Провинциальное семейное «гнездо» Гринёвых (вступление).

2 .Оцовское начало - символ Дома Гринёвых.

3.Роль материнской линии в доме Гринёвых.

4.Прочный семейный союз-главная ценность Дома Гринёвых.

5.Влияние семьи и дома на становление характера сына.

6.Уважение и любовь к родному «гнезду» – главная черта русского Дома 18 века.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» перед нами два дома - дом Гринёвых и дом капитана Миронова. Сначала мы знакомимся с провинциальным семейным «гнездом» Гринёвых.

Хозяином и главой этого семейства является Гринёв - старший. Человек принципиальный, благородный, обладающий понятием чести, долга, собственного достоинства. Отец - суровый, но справедливый. Мы узнаём, как отец Петруши строго обошёлся с французом - учителем Бопре за его безнравственное поведение.

В доме Гринёвых размеренный, неторопливый ритм жизни, где каждый занят своим делом.

В таких семьях ребёнок проходил программу начальной школы. А от средств и состояния родителей зависело, кто и как будет дальше учить ребёнка. В «Капитанской дочке - это Савельич. Петруша выучился грамоте в двенадцать лет.

В романе мы видим самый ответственный момент - когда надо решить судьбу единственного сына. Нелегко досталось Гринёву-отцу решение судьбы единственного сына. В родном доме отец благословил сына на службу и дал такие наставления: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отцовское начало-это символ Дома Гринёвых. Андрей Петрович любит своего сына, заботится о нём. Но главное для отца - сохранить в сыне те понятия чести и долга, которыми он напутствовал его. Отца волнует,что его сын «шпагу носить ещё не достоин».

А. С. Пушкин показывает стройную картину Дома и семьи.

Мать - мягкая, добрая, ласковая. У неё Петруша был баловнем, единственным и любимым сыном. Он чаще старался быть рядом с матерью. Авдотья Васильевна не только нежная и любящая мать, но и хозяйка Дома. Она по-матерински относится и к слугам, старается понять их.

Пушкин обращает внимание на то, что модели поведения матери и отца в доме различны. Но это различие создаёт в Доме возможность удивительно прочного союза, нерасторжимость единства в Доме, что является главной ценностью русского Дома и русской Семьи.

Дом и Семья Гринёвых – это жизненная и нравственная крепость, где кроются глубокие и мощные нравственные корни. Именно из этой крепости вынес Пётр Андреевич Гринёв те нравственные ценности и ориентиры, которые так помогли ему в жизни.

Продолжение следует…

Одни из центральных персонажей повести «Капитанская дочка» – родители Гринёва: отец Андрей Петрович, премьер-майор в отставке, в молодости служивший при графе Минихе (военачальнике, прославившемся в войнах с Турцией), и мама Авдотья Васильевна, дочь бедного дворянина. Симбирские помещики, владельцы 300 душ.

Оба – представители наиболее интеллигентной части общества, люди по тем временам достаточно образованные, культурные. Любимое занятие отца – чтение Придворного календаря и комментарии по поводу прочитанного. Мать, прожившая с отцом много лет, «знавшая наизусть все его свычаи и обычаи», старалась календарь куда-нибудь подальше запрятать. Новости о каком-нибудь бывшем сержанте, а ныне генерале и орденоносце неизменно портили настроение Андрею Петровичу, и тот погружался «в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго». Таким образом, Авдотья Васильевна берегла доброе расположение духа своего супруга.

В семье царили незыблемые патриархальные порядки. Слово главы семейства было законом, домашние неукоснительно выполняли распоряжения. Мама увлекалась рукоделием, «молча вязала шерстяную фуфайку», готовила блюда русской кухни, варила варенья. Своего ненаглядного сыночка, единственного оставшегося в живых, она ласково называла Петрушей. Мальчик рос в атмосфере любви, заботы. Его опекал бывший стремянный Савельич, человек глубоко преданный всему семейству, грамотный, умный, непьющий. Одно время воспитанием Петра Гринёва занимался мосье Бопре, выписанный из Москвы, бывший брадобрей, но поступок этот сам отец Гринёва посчитал впоследствии ошибочным.

Гринёв-старший хотел видеть сына настоящим офицером, воином. Он изменяет «пункт приписки» к Семеновскому полку, расквартированному в Петербурге, и отправляет юношу в глушь, чтобы «пороху понюхал». «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…» Таким образом, на формирование взглядов и характера Петра самое непосредственное влияние оказали строгое отцовское воспитание, нежная любовь матери, близость к природе, общение со справедливым и толковым Архипом Савельичем. По желанию батюшки, воспитание Гринёва предполагало привитие ему высоких морально-волевых качеств и почти не касалось освоения наук.

На протяжении всей повести родители не раз существенно повлияют на поведение и мироощущение сына. Так, узнав, что Петр участвовал в дуэли, отец очень серьезно отчитает его. Когда возникнет необходимость, симбирские помещики примут к себе Машу, оставшуюся без крова над головой после захвата крепости. И сделают это «с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту».

На последних страницах показано, как тяжело пережила беду искренняя в своей преданности императрице семья Гринёвых, как подкосило страшное известие отца и мать. «Сей неожиданный удар едва не убил отца моего…», « Дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями! Стыд и срам нашему роду!» А матушка, как всегда, стремясь нейтрализовать приступы меланхолии и отчаяния, «не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы». Конечно же, родители не поверили наветам, они своего сына знали лучше. Для Гринёвых поступиться честью – немыслимо.

Незримая связь Петра с отчим домом, особенно ее духовная, эмоционально-чувственная составляющая, прочна, неразрывна, надежна. Сын делает все, чтобы не посрамить фамилии, быть достойным наследником бережно хранимых семейных традиций и уважаемым в обществе человеком. Ему это сполна удается.

Тест по произведению