Проективные методики в диагностике состояний, свойств личности подросткого и юношеского возраста.

Диагностика психических состояний личности в подростковом возрасте.

Психическое состояние - устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека.Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

Самой распространенной группой методов диагностики функционального состояния являются опросники, направленные на самооценку своего психологического состояния испытуемым. Это субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний.

методики, которые представляют собой шкалы–градусники, по которым обследуемому необходимо оценить степень выраженности каждого признака, выбрав необходимую цифру, меду парами слов-состояний. В эту группу входят широко применяемые методики “САН”, “АСС”, “Шкала-градусник оценки состояния” и т.д.

Так же могут использоваться методики, которые представляют собой опросники, в которых приводится ряд признаков, описывающих то или иное состояние. Обследуемому необходимо оценить, насколько эти признаки свойственны именно ему в данный момент (или обычно) и свою оценку выразить с помощью выбора того или иного ответа. При этом ответ может быть в простой форме (да, нет) или в более сложной дифференцированной (нет, совсем не так; пожалуй, так; верно; совершенно верно). В эту группу входят такие методики, как “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина”, Методика Тейлора, Опросник MBI, Методика “Прогноз”, Методика диагностики состояния агрессии Басс А. – Дарки А. и т.д.

Среди наиболее известных опросников на диагностику психологического состояния можно еще указать "Опросник нервно-психического напряжения" Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: "Опросник психических состояний школьника" и "Опросник психических состояний учителя". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого психологического состояния.

Диагностика невербального поведения личности подростка.

Невербальное поведение связано с внутренним миром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний. Невербальное поведение - это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения - это ещё один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высшие характеристики голоса, его временная и пространственная организация.

Методы диагностики невербального общения

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличиваются в последние десятилетия.

Методики для изучения эмоциональной экспрессии.

Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной. Исследователи выразительного поведения используют три приёма: прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон. Каждый из этих приёмов имеет и достоинства и недостатки. Ни метод прямого наблюдения, ни статичное фотографирование не являются столь же исчерпывающими, как запись на видеомагнитофон

Использование опросников.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека.

В лаборатории А.Е. Ольшанниковой были разработаны четыре методики изучения эмоциональности: три - для выявления средств выражений эмоций (экспрессивности).

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии.

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Боингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом. Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым.

В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название (FAST -FacialAffectScoringTechnique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трёх уровней лица: для бровей - лба, глаз - век и нижней части лица. Представлены также варианты с учётом разной ориентации головы и направления взгляда.

CARAT - методика, разработанная Р. Бак строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек.

Тест PONS («профиль невербальной чувствительности») включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т.д.) Испытуемый должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека.

Используя возможности данного теста, Д. Арчер создал тест SIT (ситуативно-интерактивные задачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестве демонстрационного материала применяются видеозаписи бытовых сцен и найдены чёткие критерии адекватности их понимания.

Для определения способности распознания эмоций по лицевой экспрессии разработан тест FMST - Г. Дейл.

В.А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета. От участника исследования требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний.

Трудности изучения эмоций обусловлены тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. В последнее время наметился путь изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Компьютерная игра дает возможность одновременно фиксировать многие параметры проявлений эмоций: моторность, электрофизиологические, речевые.

Изучение эмоциональной экспрессии: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушение речи и поведения под влиянием эмоций. + методики на тип темперамента.

. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно связаны с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т. п.
Это - своеобразные эмоциональные показатели развития как самооценки, так и самосознания.

Страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми , т. е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.
Для его разрешения у подростка есть два пу ти:
- либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками,
- либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе.
Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой , по сути, означающий страх изменения.
«Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть , что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространств а, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений , не отмечавшиеся в предыдущих возрастах.
Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними .
Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях.
Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я».
Все это квалифицируется еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.

И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в 16 лет у девушек этот уровень выше, чем у юношей.
Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость, и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства .
Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Коррекция поведения
1. Аффективно-неустойчивый тип.
Незначительный повод со стороны других сильно повышает его возбужденное состояние, вслед за чем он вовсе отказывается от работы, дерзит, грубит.

Тактика: вовремя повлиять на возбуждение и успокоить. Поэтому нужно уметь: своевременно констатировать нарастание чувства недовольства; - силой внушения предотвратить возможную реакцию. Действие взглядом, тоном.

2. Неуверенный, боязливый, истеричный, депрессивный.
Он замыкается от всякого воздействия, живет интенсивной внутренней жизнью, всецело занят своими интересами (интроверт). На него трудно влиять, т. к. он относится с недоверием, негативизмом.

Внушение не поможет, т. к. не воспринимается им. Он идет только навстречу полному душевному равновесию. Спокойные, непредумышленные беседы.

3. Слабовольные, безудержные с сильно развитым сексуальным инстинктом .
" Бездельники", "ветреные головы" – поверхностность контактов, ложь, воровство, сексуальные эксцессы

Действовать на их чувства и настроения нельзя. Здесь нужны деловые, последовательные, строгие, нераздражающие прямолинейные действия. Главный метод – пример, действие, которое убеждает.
4 Слабый, неуверенный, робкий, зависимый. Успокоение и подбадривание.

Характеристику подросткового возраста мы начали с описания его мифов, распространенных среди взрослых.

Моей целью было развенчание этих мифов с помощью современных научных психологических знаний об этом периоде развития. Эти представления, как мне кажется, способствуют развенчанию мифологических взглядов на подростка
Подростковый возраст не является временем патологии.
Это нормальный и совершенно необходимый перио д развития человека.

Большинство подростков справляется со всеми возрастными проблемами.

1. Ни один период в жизни человека (разве что только внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый.
Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет.
Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков.

2. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (особенно в половом отношении) уже взрослые.

3. Любое развитие подростка (физическое, эмоциональное, умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно.
Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально.
Дети же с задержками физического или полового развития, наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.

4. Подростковый возраст - это переходный, кризисный период в жизни человека и он характеризуется своими особенностями.
Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их.

Задача взрослых, зная особенности подростка, помочь ему в создании условий для самостоятельного и успешного разрешения им этих проблем и трудностей.

Исследование особенностей психических состояний подростка

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей психических состояний подростка.......................................................................................................................... 5

1.1. Общая характеристика подросткового возраста................................ 5

1.2. Функциональные возможности и состояния подростков.................... 7

1.3. Эмоциональное состояние подростков.............................................. 10

1.4. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний.......... 15

Глава 2. Экспериментальное исследование психических состояний подростков 18

2.1. Школа самооценки тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин)........ 18

2.2. Исследование состояния агрессии...................................................... 20

2.3. Изучение самооценки личности подростка....................................... 21

ВЫВОДЫ..................................................................................................... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 24

БИБЛИОГРАФИЯ...................................................................................... 25

ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................... 26

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковом возрасте, на базе качественного изменения всей психической жизни, ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе.

Основной важной особенностью подросткового периода является то, что в нем закладывается фундамент и определяется общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Поэтому очень важно направить происходящие в этом возрасте многочисленные качественные сдвиги в нужное русло.

По мнению ведущего советского специалиста по подростковой и юношеской психиатрии А.Е. Личко, возраст от 13 до 18 лет представляет собой критический период для психопатии. Кроме того в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства подростка, как повышенная активность и возбудимость (гипертимность, на языке психиатрии), нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Типологически обусловленная замкнутость в подростковом возрасте иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство человеческой неполноценности и т.д.

На основе всего этого можно сделать вывод, что проблема по

дросткового возраста является актуальной и интересной для рассмотрения педагогов и психологов.

Целью данной работы является теоретическое изучение и экспериментальное исследование особенностей психических состояний подростков, их влияние на интеллектуальное, психическое развитие личности, на выбор действий человека в той или иной ситуации.

Субъектом изучения является ребенок, находящийся в подростковом возрасте, в роли предмета изучения выступает такие свойства личности как психические состояния, которые включают в себя функциональные состояния и эмоциональные состояния.

При написании работы были использованы следующие методы и методики: метод теоретического исследования проблемы, методика оценки тревожности личности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина, методика оценки агрессии Баса-Дарки.

В данной работе представлено теоретическое обоснование проблемы, а также практическая часть, в которой в ходе экспериментов описаны практические результаты по данной проблеме.

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей психических состояний подростка

1.1. Общая характеристика подросткового возраста

Отрочество - этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10 - 11 до 13 -14 лет, совпадающий в современной российской школе с временем обучения детей в V- VIIIклассах школы.

Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях - «переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время; некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка со взрослым.

Важным фактором психологического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной комфортностью с ценностями и нормам группы сверстников.

Подростковый период - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов.

Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль, - дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делает возможным развитие самосознания.

В интеллектуальной деятельности школьников в подростковый период усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать подростковый возраст как сензитивный период для развития творческого мышления.

В этот период так же происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма.

Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.

Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).

На протяжении более чем полувека ведется теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде.

1.2. Функциональные возможности и состояния подростков

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - все это отражается на функциональных состояниях подростка . 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это и период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости еще не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а так же между детьми и взрослыми. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению к взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающего (у мальчиков) или интенсивного проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других детей, а так же на форму выражения обид и протеста.

Обидчивость, плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроений наиболее характерны для девочек.

У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, суетливыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдаются частичные нарушения координации и точности движений, они становятся «неуклюжими», «неловкими».

В 13 - 14 лет нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость возникает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 - 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек «пик ошибок» отмечается в 12 лет).

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 - 50 минут, то у подростков оно наблюдается через 8 - 10 минут.

С повышенной утомляемостью связано явление специфической «подростковой лени». Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. При таких жалобах следует рекомендовать родителям давать подростку отсроченные поручения с тем, чтобы он сам определил время их выполнения, обучать восстановлению физических сил, разъяснять ценность усилия над собой и знакомить его со способами осуществления этого усилия. Эффективно проведение психологического тренинга регуляции состояний. Вместе с тем родителям и педагогам важно объяснить причины такой «лени», советуя иногда давать подростку возможность полежать подольше. Важной стороной работы психолога является дифференциации случаев подобной «лени» от сходных по формам выражения проявлений эмоциональных расстройств, прежде всего депрессии.

Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и в бурной реакции по малозначительным поводам.

Происходящие в моторной среде изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменение пропорций тела - приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации; подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается такое впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

Такого рода особенности развития моторной сферы требуют особого внимания к этим областям как педагогов, так и психологов. Следует помнить, что подростки очень переживают собственную «неуклюжесть» и «косноязычие», повышено чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развитию моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый период - возраст, когда многие функции активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными для спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется, или компенсируется с большим трудом.

Сказанное важно учитывать при организации психологической работы с подростками. Так, из-за неправильного выбора времени, неучета функционального состояния школьников могут возникнуть значительные диагностические ошибки. Трудности выполнения ряда тестов или коррекционных заданий бывают связаны с вызываемыми ими состояниями монотонии.

1.3. Эмоциональное состояние подростков

Существует черта подросткового возраста, оказывающая существенное влияние на поведение, развитие школьника - это интенсивность и острота эмоциональных реакций.

Необходимо испытывать такое свойство эмоций подростка, как тенденцию к «самоподкреплению», когда главным является неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную. В этом проявляется особая ригидность подростковых эмоций - их негибкость, косность, инертность, тенденция к самоподдержанию. Подросток может «купаться» в собственной печали, горе, чувстве вины, гневе. Эти переживания могут вызвать у него удовольствие, а избавление от отрицательных эмоций может стать неприятным и даже вызвать отвержение.

Следует также иметь в виду повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке и первое знакомство с наркотиками.

Подростки трудно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Особенность эмоционального реагирования 13-14-летних школьников является и сравнительная легкость возникновения у них переживания эмоциональной напряженности, психологического стресса.

Вопрос об особенностях эмоционального мира подростка имеет самостоятельное значение. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнения.

Можно считать доказанным, что некоторые особенности эмоциональных реакций подросткового возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертальном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у девочек; у них депрессия, раздражительность, тревожность и пониженное самоуважение тесно связаны с определенным периодом менструального цикла (так называемое предменструальное напряжение), за которым следует эмоциональный подъем. Трудности, непосредственно предшествующие началу менструации у девочек-подростков, по-видимому, отражают в этом случае биологическую закономерность.

У мальчиков такой жесткой психофизиологической зависимости пока не обнаружено, хотя переходный возраст для них очень труден. Советский психолог П.М.Якобсон написал, что пик негативных реакций приходится на 12,5 - 13,5 года. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12 - 14 лет.

Но пик эмоциональной напряженности, тревожности и отрицательных эмоций не обязательно совпадает с максимумом общей эмотивности (эмоциональной чувствительности. Кроме того, эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность типична для подростков, и даже захватывает и годы юности.

По целому ряду психологических тестов подростковые нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, изучение 15 тысяч 13 - 14-летних американских подростков показало, что вполне нормальные подростки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомами болезни, для подростка статистически нормальны. Проективные тесты показывают рост уровня тревожности от 12 к 15 годам. На переходный возраст приходится пик распространения синдрома дисморфофобии (бред физического недостатка), а после 13 - 14 лет, по данным известного психиатра А.А. Меграбяна, резко возрастает число личностных расстройств, а в частности случаев деперсонализации.

Психолог В.Р. Кисловская, изучавшая с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности, нашла, что дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада, наименьшую - с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую - со сверстниками. Подростки же наиболее тревожны в отношении с одноклассниками и родителями и наименее - с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники (IXкласс) обнаружили самый высокий, по сравнению с другими возрастами, уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят.

Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста лишь побочные и не всеобщие свойства подросткового периода. Такой факт как то. что по мере развития личности между ее различными подсистемами складываются все более сложные и многозначные связи, которые можно понять лишь в рамках целостной, интегральной индивидуальности, касается и эмоций. Существует, по-видимому, общая закономерность, действующая в фило- и онтогенезе, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается и уровень его эмоциональной чувствительности, но одновременно и его избирательность. Круг факторов, способных вызывать у подростка эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется.

Более разнообразными становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением и т.д.

Наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности (на какие стимулы реагирует субъект) в подростковом возрасте продолжается дифференциация по силе реактивности. Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства обусловлены отчасти ее конституциональными свойствами, а отчасти - условиями воспитания. Следует отметить, что низкий уровень эмоциональной реактивности - фактор психологически неблагоприятный.

По полученным данным подростки с низкой эмоциональной реакцией казались более беспокойными, раздражительными, эмоционально неустойчивыми, менее решительными и общительными, чем их высокореактивные сверстники. Такие дети в среднем возрасте (около 30 лет) труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы.

Из сказанного ясно. что эмоциональные проблемы и трудности подросткового возраста необходимо рассматривать конкретно, т.к. они имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфофобии - лишь побочное следствие озабоченности своим телом и внешностью - в юности почти уже проходит. резкое увеличение в переходном возрасте числа личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе не из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги. проявляющиеся в подростковом периоде, часто не столь реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психологических травм.

Новейшие исследования опровергают мнение многих зарубежных психологов о подростковом периоде как о невротическом периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. По данным экспериментального исследования Е.А. Сименой, обследовавшей одних и тех же детей в VIIи вторично в IXклассе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертность и большую эмоциональную устойчивость. Эти данные интересны так же тем, что в подростковом возрасте обнаруживаются одинаковые симптокомплексы, такие же как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту.

Нарушение подростком принятых им самим норм поведения вызывает у него мучительное чувство вины. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, подростковый возраст характеризуется особой чувствительностью к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте тесно связанного с ростом интеллекта чувства юмора, иронии, позволяющих подростку вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные ассоциации. Заметно дифференцируются также интеллектуальные и практические чувства. Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей, сознательное стремление к творчеству и т.д.

Развитие высших чувств не является линейным процессом. Их уровень и содержание теснейшим образом связаны с индивидуально-личностными свойствами человека, включая его самосознание.

1.4. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний

Противоречивые психические стремления, достаточно частые в подростковом возрасте (например, конфликт стремления утвердить свою взрослость и боязни последствий), еще более усиливая общий нестабильный эмоциональный фон, могут приводить к частым и достаточно положительным аффектам. Аффективные реакции имеют сильный и в определенном смысле разрушительный характер, характер «взрыва». Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, эмоции в этом случае полностью блокируют интеллектуальный план, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоции: ярости, гнева, страха. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.

Переживание аффекта оставляет в психике особый «аффективный» след травмирующего опыта. Такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных (даже лишь в некоторых чертах, деталях) с той, которая первоначально вызвала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным поводам, и даже без реального повода. У подростка существенное влияние на подобную тенденцию оказывает повышенная чувствительность к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности возраста, прежде всего потребность в самоутверждении.

Школьному психологу нередко приходится оказывать помощь подростку в период непосредственного протекания аффекта: учителя нередко призывают его на помощь в период особо сильных вспышек. В таких ситуациях важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения: отвести подростка в тихую комнату, на какое-то время оставить его одного, предоставить возможность разрядить напряжение (например, ударять по какому-нибудь мягкому предмету, боксерской груше), дать выплакаться.

Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. После приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины. Попытка разобраться, что произошло, чем вызвана вспышка, препятствует возникновению аффективного следа. Часто попадающиеся аффективные вспышки свидетельствуют о сильном неблагополучии подростка и требуют углубленной работы психолога, а нередко и консультации у психоневролога.

Все сказанное обусловливает необходимость специальной работы психолога по обучению школьников тому, как владеть своими эмоциями, некоторым простым приемом регуляции эмоциональных состояний. Следует научить школьника осознавать свои чувства, эмоции, выражать их в культурных формах, говорить о своих чувствах. Формирование опосредованных форм выражения эмоций способствует и профилактике аффективных проявлений.

В исследованиях В.С. Ротенберга и В.В. Аршавского было показано, что на сохранение эмоциональной устойчивости в наибольшей степени влияет поисковая активность, то есть деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств. Развитие поисковой активности школьника - важный фактор профилактики эмоциональной напряженности целесообразно также специально включать в различные виды деятельности подростка усложненные, новые задания, предъявляющие к нему повышенные требования, научить подростка выполнять подобные задания и обеспечить условия для тренировки. Полезно также научить использовать юмор для разрядки эмоционального напряжения.

Эффективность обучения подростка овладению своими эмоциональными состояниями, способами профилактики эмоциональной напряженности во многом зависит от особенностей его отношения к себе. Завышенная или заниженная самооценка, конфликтные типы самооценок существенно ухудшают эмоциональное самочувствие школьника и создают барьеры для необходимых изменений. В таких случаях следует начинать работу с изменения отношения школьника к себе, улучшения и укрепления его самооценки.

Глава 2. Экспериментальное исследование психических состояний подростков

2.1. Школа самооценки тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин)

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психологическими заболеваниями.

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих ситуативную и личностную тревожность.

Основная цель нашего исследования - выявление взаимосвязи между проявлением школьной тревожности подростков и стоящими перед ними ситуациями.

В ходе эксперимента мы ставили задачи:

1. Диагностировать состояние школьной тревожности у детей среднего школьного возраста (подростков).2. Определить степень влияния тревожности на выбор поведения ребенка в той или иной ситуации.3. Провести сопоставительный анализ между ситуативной и личностной тревожностью ребенка.

На первом этапе:

а) определена половозрастная группа обследуемых, ее качественный состав;б) определена методика для определения тревожности школьников.

Для проведения эксперимента мы отобрали группу учащихся VIIклассов в количестве 20 человек.

В качестве опорной методики - опросник Ч.Д.Спилберга «Исследование тревожности».

Для подсчета результатов используются формулы (см. приложение 1).

По итогам проведенного эксперимента было выявлено, что шестнадцать испытуемых учеников обладают умеренной тревожностью, четверо - высокой тревожностью. При этом у большинства испытуемых ситуативная тревожность, как правило, выше, чем личностная. Хотя встречаются и обратные результаты, где личностная тревожность превышает ситуативную.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что лишь у немногих детей в подростковом возрасте может встречаться низкая тревожность. В основном она либо умеренная, либо высокая. Этот факт должен привлекать повышенное внимание к детям педагогов, психологов и родителей.

2.2. Исследование состояния агрессии

Методика исследования агрессивности Басса-Дарки является надежным и информативным способом диагностики состояния агрессии.

Эта методика, как и вся другая проективная методика, построена на допущении, что ответы испытуемого на предъявляемые ему неоднозначные стимулы отражают существенные и относительно устойчивые свойства его личности.

Данная методика фокусируется на общей картине личности (глобальный подход к оценке личности), и также на измерении отдельных ее свойств. Она позволяет предсказывать как конкретный вид агрессивной реакции, так и склонность к агрессивному поведению вообще.

Основной целью исследования является определение агрессивности детей подросткового возраста.

Для данного эксперимента было отобрано 20 детей, учащихся в седьмых классах школы № 46 г. Брянска.

Цель эксперимента: изучение уровня агрессивности подростка либо предрасположенность к таковой в целом.

В ходе эксперимента испытуемым предложено 75 предложений, с которыми нужно либо согласиться, либо не согласиться (см. приложение 4).

Обработка результатов происходит по восьми шкалам: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины (см. приложение 3).

По результатам проведенного эксперимента можно сделать вывод, что половина детей обладают повышенной агрессивностью, враждебностью, а вторая половина, напротив, по числовым коэффициентам, входит в нормальное состояние агрессии (величина ее индекса равна 17 - 25).

Таким образом можно сделать вывод, что на степень агрессивности подростка влияют не только субъективные факторы (такие как физиологические и психологические особенности данного возраста), но и внешние условия: окружающая среда, общая атмосфера в семье, школе, особенности общения со сверстниками и т.д.

2.3. Изучение самооценки личности подростка

Эта методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятии.

Целью данного эксперимента является определение уровня адекватности самооценки личности подростка.

Для проведения эксперимента были отобраны ученики седьмого класса в количестве двадцати человек. Испытуемым были представлены слова, обозначающие качества личности, записанные в столбик (см. приложение 5). Детям дается задание: внимательно прочитать слова и слева от них поставить знак «+» рядом с теми, которые характеризуют положительные качества Вашего идеала (которые цените больше всего в людях). Справа ставьте «-» рядом со словами, выражающими качества, которыми Ваш идеал обладать не должен (черты «антиидеала», отрицательные качества). Затем из отмеченных Вами положительных и отрицательных черт выберите те, которые, по Вашему мнению, присущи Вам, и значок возле этого качества обведите кружочком. Остальные (не отмеченные никаким знаком) слова учитывать не следует. Ориентируйтесь не на степень выраженности той или иной черты, а на ее наличие или отсутствие («да» или «нет»).

После проведения эксперимента и обработки результатов (приложение 6) можно сделать вывод, что определенную обобщенность в самооценке подростка сделать очень сложно. Предварительно посчитав коэффициенты приблизительно можно придти к следующим результатам: около 50% опрошенных имеют нормальную адекватную самооценку; 30% - имеют завышенную или слегка завышенную самооценку и 20% - заниженную или несколько заниженную самооценку.

Таким образом, можно сделать вывод, что у различных детей в подростковом возрасте разная самооценка. Это можно объяснить тем, что каждый ребенок растет и воспитывается в различных условиях, поэтому к каждому из детей нужно подходить индивидуально, дифференцировано, с учетом всех возможных факторов, которые могут влиять на самооценку личности подростка.

ВЫВОДЫ

При написании данной работы были изучены и проанализированы труды многих отечественных и зарубежных психологов.

На основе этого материала можно сделать вывод, что подростковый период - это возраст резких и качественных изменений, затрагивающих все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время, поэтому нельзя назвать точных возрастных границ, которыми ограничиваются те или иные процессы, характеризующие развитие.

Кроме того, бурный рост, созревание организма, многочисленные психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, оказывают большое влияние на функциональные и эмоциональные состояния подростков. У детей этого возраста отмечается повышенная утомляемость и резкое снижение работоспособности.

Так же подростки отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью и реактивностью. Для детей данного возраста характерны психическая неуравновешенность и резкие смены настроения, безпричинные переходы от эмоционального возбуждения к эмоциональному спаду.

Такие физиологические и психологические особенности данного возраста должны вызывать повышенное внимание к подростков педагогов, психологов и родителей. Они должны направлять свои действия таким образом, чтобы направить повышенную эмоциональность ребенка в нужное русло.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема подросткового возраста и особенностей психических состояний подростка всегда вызывала интерес многих педагогов и психологов, хотя она является довольно сложной.

Для подросткового возраста характерна антисинхронность развития, как интериндивидуальную (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальную (т.е. характеризующую различные стороны развития одного школьника), важно иметь в виду и при изучении данного периода, и в ходе практической работы. Необходимо учитывать, что время проявления тех или иных психологических особенностей может значительно варьировать у конкретного школьника - проходить и раньше и позже. Поэтому указываемые возрастные границы, «точки развития» (например, кризис 13 лет) имеют лишь ориентировочное значение.

Такая абстракция в понимании подросткового возраста еще больше усложняет изучение описанных выше явлений.

Таким образом, проблема подросткового возраста, психических состояний подростка остается открытой и изучается современными психологами до сих пор.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком.// Вопросы психологии.-1984-№ 12. - С. 99-106.2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-176 с.3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-2-е изд. -Л., 1983.4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.-2-е изд. -Л., 1985.5. Лозовцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками//Вопросы психологии.-1986.-№1.6. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.-303 с.8. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях//Вопросы психологии.-1987.-№1.9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.-1988.-№6.10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.-288 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Шкала самооценки (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

Показатели СТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

СТ = ∑1 - ∑2 + 35, где ∑1 сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; ∑2- сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).

ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35, где ∑1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,28,29,31,32,34,35,37,38,40; ∑2 - сумма остальных цифр по пунктам 21,26,27,30,33,36,39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 39 - низкая тревожность; 31 - 45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Приложение 2

Лист 1

Исследование тревожности

(опросник Спилберга)

Шкала ситуативной тревожности

Приложение 2

Лист 2

Шкала личностной тревожности

Приложение 2

Лист 3

Приложение 3

Лист 1

Диагностика состояния агрессии с помощью опросника Басса-Дарки

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Обработка результатов.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. ФА: "да"=1, "нет"=0:1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68. "Нет"=1, "да"=0:9,7.

2. КА: "да"=1, "нет"=0:2, 10, 18, 34, 42, 56, 63. "Нет"=1, "да"=0:26,49.

3. Р: "да"=1, "нет"=0:3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72. "Нет"=1, да"=0:11, 35, 69.

4. Н: "да"=1, "нет"=0:4, 12, 20, 28. "Нет"=1, "да"=0:36.

5. О: "да"=1, "нет"=0:5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

Приложение 3

Лист 2

6. П: "да"=1, "нет"=0:6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59. "Нет"=1, "да"=0:33, 66, 74, 75.

7. ВА: "да"=1, "нет"=0:7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73. "Нет"=1, "да"=0:33, 66, 74, 75.

8. ЧВ: "да"=1, "нет"=0:8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя пятую и шестую шкалы, а индекс агрессивности (прямой и мотивационный) включает в себя шкалы 1,3,7. Нормой агрессивности является, когда величина ее индекса равна 17 - 25, а враждебности - 3.5 - 10. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Приложение 4

Лист 1

Диагностика состояния агрессии

(опросник Басса-Дарки)

1. Временами я не могу справиться с желаниями причинить вред другим.2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.5. Я не всегда получаю то, что мне положено.6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.15. Я часто бываю не согласен с людьми.16. Иногда мне не ум приходят мысли, которых я стыжусь.17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

Приложение 4

Лист 2

21. Меня немного огорчает моя судьба.22. Я думаю, что многие люди не любят меня.23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.26. Я не способен на грубые шутки.27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.30. Довольно многие люди завидуют мне.31. Я требую, чтобы люди уважали меня.32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.34. Я никогда не бываю мрачен от злости.35. Если ко мне отнесутся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

Приложение 4

Лист 3

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.54. Неудачи огорчают меня.55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.57. Иногда ее чувствую, что готов первым начать драку.58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.60. Я ругаюсь только от злости.61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

Приложение 4

Лист 4

67. Я часто думаю, что жил неправильно.68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.72. В последнее время я стал занудой.73. В споре я часто повышаю голос.74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Приложение 5

Приложение 6

Инструкция

Внимательно читайте слова и слева от них ставьте знак «+» рядом с теми, которые характеризуют положительные качества Вашего идеала (которые цените больше всего в людях). Справа ставьте «-» рядом со словами, выражающими качества, которыми Ваш идеал обладать не должен (черты антиидеала, отрицательные качества). Затем из отмеченных положительных и отрицательных черт выберите те, которые, по Вашему мнению, присущи Вам, и значок возле этих слов обведите в кружок.

Обработка результатов.

Формула самооценки выводится отдельно по положительным (СО+) и по отрицательным (СО-) качествам:

СО+ = Я+ / И+

СО- = Я- / И-

где И+ и И- количество черт идеала и «антиидеала»

Я+ и Я- количество положительных и отрицательных качеств, отмеченных испытуемым у себя.

Уровень самооценки определяется по шкале

дипломная работа

1.4 Особенности психических состояний у подростков

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Однако в этом случае необходимо различать общую эмоциональную реактивность и различные специфические аффекты и влечения. Некоторые особенности психических реакций переходного периода коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия, сплошь и рядом превалируют над возрастными. Одно из первых мест занимает эмоционально-психологическая атмосфера в семье. Чем более она неспокойна, напряжена, тем с большей яркостью будет проявляться эмоциональная неустойчивость у подростка (Лебединская К.С., 1988).

Тем большими по амплитуде будут перепады настроения, нервные срывы, тем большая вероятность развития сначала акцентуаций характера и личности, а затем психопатий. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.

Эмоциональные проблемы подросткового возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании - озабоченности своим телом и внешностью, страха или бреда физического недостатка. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся у подростков, - часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм (Крайг Г., 2008).

Рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствием определенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, а также конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особую значимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подросток активно борется за автономию. В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных психических состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного образования (Дубинко Н.А., 2007).

Фрустрационная теория упускает из виду, что на самом деле важнейшую роль для каждого конкретного человека играет психологическая значимость фрустрации. Завися от общей обстановки и особенностей индивида, его жизненного (адаптивного) опыта сила фрустрации может быть различной. Следовательно, именно психологическая значимость в этом случае определяет будут ли реакции человека агрессивными или нет. В связи с этим Э. Фромм (2004) указывал, что определяющим фактором для прогнозирования последствий фрустрации и их интенсивности является характер индивида. От его своеобразия зависит, во-первых, что вызывает в человеке фрустрацию и, во-вторых, насколько интенсивно и каким способом он будет реагировать на фрустрацию.

Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. Физиологи объясняют это бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Отличительной особенностью физиологических проявлений подростков является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. Наконец, может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызывает неожиданную, неадекватную реакцию.

В этот период жизни у девочек могут наблюдаться перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость. У мальчиков отмечается двигательная расторможенность, они чрезмерно подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя (Крайг Г., 2008).

Изменения во внешнем облике потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. Уверенность в собственной физической привлекательности также взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности. Правильно сформированное представление о себе, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе, успешной половой идентификации (Райс Ф., 2010).

Психическое развитие в подростковом возрасте напрямую связано с изменением отношений подростка со сверстниками и родителями. В то время как общение со сверстниками приобретает для него характер острой потребности, в отношениях с родителями наблюдается стремление к обособлению, эмансипации. Особенно значимыми в этот период становятся дружеские отношения, предполагающие стремление к полному пониманию и принятию другого. Хотя способность понимания эмоций другого человека в этом возрасте находится на начальном этапе своего развития, отмечается постепенное увеличение с возрастом способностей к сочувствию и содействию, являющихся компонентами общей способности к эмпатии. Согласно И.М. Юсупову (2002), эмпатия - это целостный психологический феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Данные зарубежных исследователей говорят о выраженных связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Именно способность к эмпатии, способствуя снижению общей, повышенной в подростковом возрасте тревожности и агрессивности, является основой для дружеских отношений. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, с другой стороны, дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку. Кроме того, экспериментально было выявлено, что установка на сочувственное отношение к другому способствует появлению чувства вины за наблюдаемое неблагополучие объекта, что может снизить вероятность проявления агрессии (Дмитриева Т., 2002).

У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего психического самочувствия. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20 процентов от общего числа, т.е. почти столько же, сколько и у взрослых (Румянцева Т.Г., 1992).

Обсуждение и анализ данных позволили определить различие в психологических особенностях личности детей с различным уровнем агрессивности. На основании проведенного корреляционного анализа была составлена типология агрессивных детей и установлены значимые независимые переменные, определяющие возникновение агрессивности в поведении.

Тип агрессивного подростка (мальчика) отличается относительным единообразием мотивационной сферы, в которой прослеживаются две тенденции: к поддержанию психического равновесия и социальному благополучию (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса). Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и отдыха, завоеванию влияния на окружающих, но вместе с тем, и об отсутствии мотивационных тенденций, связанных с самоактуализацией и стремлением к развитию личности. В рамках общей типологии агрессивного подростка можно выделить три группы детей (Семенюк Л.М., 2008, с.74).

1. Мальчики с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

2. Мальчики с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся, поэтому странными и пародоксальными.

3. Мальчики с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. По данным В. Десятникова (2004), подростки с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома.

В общении агрессивные мальчики отдают предпочтение прямолинейно-агрессивному стилю межличностных отношений, характеризующемуся прямолинейностью, настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношении окружающих. Тип стиля межличностных отношений зависит от направленности и преобладающего вида агрессивных реакций детей.

Тип агрессивного подростка (девочки) отличается наличием мотивационных тенденций к поддержанию жизнеобеспечения, комфорта, общения. Это свидетельствует о преобладании в их мотивационной сфере мотивов поддержания над развивающими мотивами. Такую мотивационную структуру можно определить как потребительскую (регрессивный профиль), выполняющую, главным образом, обеспечивающую, а не развивающую личность функцию. Агрессивность в основном характерна для двух категорий детей.

1. Девочек с психотическими тенденциями. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение.

2. Девочки экстровертированного типа. Особенностью этих девочек является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает потребность в общении с людьми, стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают, агрессивны и вспыльчивы. Вместе с тем эти девочки обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют “настроиться и собраться”, когда это необходимо (Семенюк Л.М., 2008).

Акцентуации характера подростков

Выявление черт характера и его акцентуации требует более или менее длительного систематического изучения школьника в различных видах деятельности, в различных ситуациях и преимущественно при соответствующих типичных обстоятельствах...

Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

С философских позиций вопрос о соотношении понятий процесс и состояние проанализирован А. Л. Симановым. В онтологическом плане любое состояние подвержено процессам изменения, в свою очередь...

Конфликтное поведение человека

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом - трудно и неэффективно...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения...

Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Экспериментальное изучение особенностей психического состояния студентов в период сессии проводилось с помощью 3 методик: Самооценка психических состояний по Айзенку; опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной...

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования...

Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье

Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, являются следующие. - «Оптимальное рабочее состояние...

Психические состояния

От внутреннего состояния человека, воздействий окружающей среды и потребностей зависит, будет ли психическое состояние человека оптимальным, стрессовым, депрессивным или внушенным...

Психические состояния личности

Как мы убедились еще в первой главе данной работы, познавательные процессы тесно связанны с эмоциональными и волевыми процессами и состояниями. Познавательный процесс - это психический процесс, с помощью которого человек познает мир...

Психические состояния человека

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д...

Психологические состояния и их виды

Психические состояния человека можно классифици­ровать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состо­яний -- личностные и ситуативные; 2) в зависимости от степени глубины -- состояния (более...

Выделяют некоторые психические состояния, особо актуальных в подростковом возрасте: тревожность; агрессивность; фрустрация; одиночество; ригидность; эмоциональные ощущения: стресс, аффект, депрессия; отчуждение.

Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то ещё занимается тем же самым делом, играет тревожность.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность» .

В связи с распространением в мире не только альтруизма, но и неблагородных человеческих деяний: войн, преступности, межнациональных и межрасовых столкновений – психологи не могли не обратить внимание на поведение, по существу своему прямо противоположное альтруизму (черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным) – агрессивность.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред: моральный, материальный или физический.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к её торможению. Тенденция к агрессии – это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведёт к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий .

Агрессивные люди находят много возможностей для оправдания своих действий, среди них можно выделить следующие:

Сравнение своих агрессивных действий с действиями более серьёзного агрессора и попытка доказательства того, что в сравнении с его деяниями совершённые действия не являются ужасными;

- «благородные цели»;

Отсутствие личной ответственности;

Воздействие других людей;

Убеждение, что жертва «заслужила» такое обращение.

Агрессивность может вызвать накопление фрустрации, что приводит к усилению комплекса неполноценности человека и появлению агрессии.

Аномальное отношение, которое, являясь по преимуществу личностным, и которое может выступать в сфере межличностных групповых отношений, является фрустрация.

Фрустрация – эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда – отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации.

У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности и интеллектуальной организованности поведения) .

В состоянии фрустрации человек практически постоянно находится в негативном эмоциональном состоянии. У него имеются потребности и желания, но они не могут быть реализованы; он поставил перед собой цели, но они не достижимы. Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоционально – энергетическое напряжение испытывает психика.

Фрустрированный человек обычно выдаёт себя жёсткой экспрессией, склонностью срывать зло на партнёрах, грубостью, недоброжелательным общением .

Одной из серьёзнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.

Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями.

Понятие одиночество связанно с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди).

Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причём у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.

Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это – их защитная реакция, которая, в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагаю, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем и наркотиками, даже если они сами не признают себя одиноким .

Ригидность – заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий .

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений.

Эмоциональные ощущения в биологическом смысле закрепились как способ поддержания живым организмом оптимального жизненного состояния.

Нормой для человека является положительный эмоциональный настрой, который играет и своеобразную охранительную (защитную) функцию. Как только оптимальное жизненное состояние ухудшается (самочувствие, здоровье, появление внешних раздражителей), меняются и эмоции (положительные на отрицательные). Это называется снижением эмоционального тона .

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства .

Другая разновидность аффекта – стресс – является состоянием сильного и длительного психологического напряжения в результате перегрузки нервной системы человека .

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Отчуждение – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из неё выйти. Чтобы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создаёт дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение .

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели основные виды психических состояний, которые наиболее характерны для подросткового возраста.